Откуда берутся цены на Маки?
На модерации
Отложенный
“Сорока на хвосте” принесла любопытнейшую информацию о том, по какой цене компания-импортер получает технику от Apple и примерную структуру наращивания стоимости при импорте и дистрибуции оборудования. На базе этой информации можно сделать выводы о том, есть ли, к примеру, возможности по снижению стоимости техники для конечного вопроса. Но эта информация также вызывает и дальнешие вопросы о том, почему именно такую схему выбрала Apple, и кому это выгодно. Но не будем забегать вперед.
Предупреждение: Вся информация, изложенная ниже, получена мною на условиях строгой конфиденциальности, поэтому в статье вы не обнаружите ссылок на первоисточники и указаний “кто где когда и кому”. Тем не менее, у меня нет оснований не доверять человеку, который сообщил мне эту информацию. Кроме этого, цифры немного округлены (без искажения общей картины), дабы “замести следы”.
До рождества Христова пришествия Apple
Как известно, офис Apple в Москве, который представляет интересы компании на территории России и СНГ, открылся в октябре-ноябре 2007 года — более точной даты нет, поскольку все это — тайна, покрытая мраком и тщательно скрываемая Apple. До появления Apple, представлением интересов компании здесь занималась некая Apple IMC (Independent Marketing Company), частная компания, внешним лицом которой выступал господин Евгений Бутман. На плечи этой компании ложились все задачи по транспортировке, растаможке, дистрибуции и поддержке продаваемой техники, поэтому, конечно, компания имела право (моральное, конечно) возить что угодно и как угодно.
Именно поэтому вся техника Apple ввозилась в страну совершенно “в черную”, без каких-либо “таможенных пошлин” (которые, я напомню, в июле 2006 года все равно отменили). Растаможка техники при таком ипорте обходилась в 14-20% инвойсной цены (по которой Apple IMC получала технику от Apple — об этом чуть ниже), к которой добавлялась еще стоимость транспортировки 1-2% (от того же инвойса). Итог — себестоимость техники для Apple IMC до начала белых поставок была на несколько процентов ниже розничной цены на эту технику в Штатах (эти цены любой желающий может изучить на сайте store.apple.com). Розничную цену в России в то время помнят, я думаю, все — очевидно, что разница делилась между Apple IMC, дилерами и государством (ему доставалось меньше всего).
После пришествия Apple
Что изменилось с приходом “настоящего” Apple в Россию? Как минимум, теперь технику начали ввозить “по-белому”, но вот с ценами ситуация, как кажется, стала еще хуже. Почему так? Давайте изучим.
По плану Apple, переходной период от IMC к “прямому правлению” Apple пройдет через структуру типа VAD — value-added distributer, которая, как следует из аббревиатуры, должна “создавать стоимость” — то есть, придавать некую ценность решениям при их импорте и дистрибуции. Почему этого не делает Apple напрямую и сразу — неизвестно, но именно в этом, похоже, кроется секрет высоких цен на Маки в России.
В качестве такого VAD теперь выступает компания ДиХаус, за ней, по слухам, активно подтягивается компания iPro — обе, фактически, бывшие отделы Apple IMC Russia. Именно эти компании занимаются сейчас тем, что получают у Apple в Европе технику, импортируют ее с помощью компании DHL и распространяют ее среди дилеров, которые уже и работают с организациями и частными лицами, которые и являются конечными пользователями техники Apple.
Компании-VAD получают технику у европейского Apple по ценам, значительно ниже, чем розничные цены на ту же технику в США. Насколько ниже? Простой пример: компьютер MacBook Pro 2.2ГГц Santa Rosa (стандартная конфигурация с 2ГБ памяти, 120ГБ диском, 128МБ видеокартой), который в США стоит 1999 долларов, ДиХаус получает за 1500 долларов — фактически на 25% ниже, чем этот компьютер можно купить в рознице или онлайн-магазине. (Да, в США в некоторых штатах сюда добавляется налог на продажу — от 0% до 8.75% — но к нашей ситуации это отношения не имеет). Напомню, что в России розничная цена на эту модель ноутбука равняется 67,949 рублей, что, в зависимости от того, какой курс конвертации в доллары используется, равняется примерно 2700 долларов США.
Импортом и растаможиванием техники занимаются компании KLM и DHL, первая транспортирует технику со склада Apple в Европе до склада в Шереметьево, а DHL выступает таможенным брокером. Кто-то может сказать “DHL? Это ведь очень дорого!” и будет совершенно неправ, так как услуги этой компании, которая является партнером Apple, в цепочке поставок техники Apple обходятся всего в 2-3% от инвойсной цены.
Комментарии