Культ личности Сталина переживает в России второе рождение?

На модерации Отложенный Сегодня, в день 55-й годовщины со дня смерти Иосифа Сталина, лидеры КПРФ возложат венки и цветы к его могиле у Кремлевской стены. Тень «отца народов» к себе влечет не только коммунистов. Половина россиян оценивают его роль в истории страны как в целом положительную. Стал популярным сбор подписей за установку памятников тирану и называния в его честь улиц, площадей и скверов. Если в конце 80-х – начале 90-х типичными сталинистами были пенсионеры, собиравшиеся на митинги с портретами вождя, то сегодня к ним примкнула значительная часть молодежи, ничего не знающая о репрессиях сталинского периода.

За пять с половиной десятилетий, прошедших со дня смерти Сталина, отношение к нему менялось несколько раз. В глазах общества он представал то великим политическим деятелем, допускавшим отдельные ошибки, то палачом, то фигурой в черно-белых тонах. Так или иначе, Сталина воспринимали в прямой связи с личной судьбой – своей и своих близких, он оставался реальным человеком, тридцать лет правившим в той стране, где мы жили.

Однако в последнее время наше отношение к Сталину претерпело качественные изменения. И дело не только в тоске по «крепкой руке», не только в том, что, по оценкам социологов, 42% россиян уверены, что стране необходим именно такой лидер. Фигура «вождя и учителя» все более мифологизируется. Перестав быть пугающей, она теперь, наоборот, стала привлекательной. Обыватель желает знать, что Сталин ел, с какими женщинами спал, где любил отдыхать и от чего умер. Если, в общем, не вызывает удивления то, что Сталину симпатизируют две трети людей старше 60 лет, не может не беспокоить однозначно позитивная оценка его деяний большим количеством молодежи. На вопросы социологов о роли Сталина в истории страны 36% отвечают: «Какие бы ошибки и пороки ему ни приписывались, самое важное – что под его руководством народ вышел победителем в Великой Отечественной войне». По 20% заявляют: «Только жесткий правитель мог поддержать порядок в государстве в условиях острой классовой борьбы и внешней угрозы» и «Сталин – мудрый руководитель, который привел СССР к могуществу и процветанию». Наконец, 16% убеждены: «Наш народ никогда не сможет обойтись без руководителя такого типа, как Сталин, – рано или поздно он придет и наведет порядок».

У сталинизма юное лицо

Историки и правозащитники всерьез обеспокоены сотворением нового, «бархатного» имиджа Сталина. «Беда в том, что в нашем обществе так и не состоялось широкой дискуссии о недавнем прошлом – ее место занял поощряемый властью национально-державный патриотический миф, – рассказал «НИ» председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский. – Образ Сталина-диктатора с этим мифом не монтируется, зато в его контекст прекрасно вписывается образ человека, ведущего страну все к новым победам, вдохновляющего Чкалова на перелет в Америку, Папанина – на штурм Северного полюса, Курчатова и Сахарова – на создание атомной бомбы. Не думаю, что наверху так уж сильно хотят реабилитировать Сталина – просто упомянутый миф сам по себе влечет за собой его идеализацию. Но если нам от такого мифотворчества не откреститься, ситуация будет год от года усугубляться. Это тревожит, и более всего тревожно за следующие поколения, которые составят представление о нашей истории по таким учебникам, как скандально известное пособие Филиппова, рекомендованное высшими чиновниками для всех учителей средней школы. Вот и получается, что у сталинизма в России все более юное лицо».

Если воскресить Сталина нельзя, то можно попробовать реставрировать его культ. И делается это сегодня весьма активно. Так, в позапрошлом году небольшая, но очень инициативная группа жителей Санкт-Петербурга начала сбор подписей за установку памятника Сталину в одном из пригородов Северной столицы. Хотя энтузиасты не являются членами КПРФ, там к их идее отнеслись «с пониманием», о чем заявил второй секретарь Ленинградского обкома партии Николай Кучеров. Он, правда, выразил сомнение в успехе начинания: «Реализовать такое крупное мероприятие они не в силах. Брякнули, а выполнять не собираются. Попиариться – вот и все, на что способны. Это ответ на то, что в народе витает, что востребовано. Мы сами стараемся такие идеи не выдвигать – зачем людям обещать золотые горы? Дойдут руки – поставим памятник».

Обратный отсчет

Питерские адепты Сталина – далеко не единственные, кто мечтает вернуть на пьедесталы свергнутые в начале 60-х монументы своего кумира. В феврале 2005 года соорудить памятник «вождю народов» призывало общественное движение «Калининград-60». После того как власти Волгограда отказались принять в дар памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю работы Зураба Церетели, сахалинский оргкомитет «Победа», созданный при администрации области, поручил местному управлению культуры подыскать для него место на острове, но дальше поручения дело не продвинулось.


Весной того же 2005-го угроза появления бронзового генералиссимуса нависла над Красноярском, но мэр города Петр Пимашков идею не поддержал. «Кому-то очень хочется разжечь конфликт, – заявил мэр, – но в нашем городе мы постараемся этого не допустить». Собирали деньги на «народный памятник» и в Ярославле. В обращении в мэрию говорилось: «Должно быть место, где ветераны и молодежь могли бы почтить память человека, под руководством которого страна победила в Великой Отечественной войне». Понятно, что подобные популистские высказывания получают широкую поддержку. Но люди не распознают совершаемую подмену, приписывание подвига миллионов солдат всецело тому, кто посылал их на верную смерть.

А в Ульяновске витает идея присвоить одной из городских улиц имя Сталина, передает собкор «НИ» Михаил БЕЛЫЙ. Дошло до того, что местная интеллигенция даже была вынуждена обратиться к региональным и федеральным властям, потребовав «дать отпор любым попыткам протащить сталинские методы политики в ХХI век». Ульяновский краевед Сергей Петров склонен считать, что возрождение интереса к личности Сталина вызвано целым рядом факторов. «Чрезмерные нападки на него вызвали, как это часто бывает, обратный эффект – к нему появился повышенный интерес, – считает г-н Петров. – Фигура Сталина социально востребована. Заметьте, что сейчас то и дело вспоминают, как Сталин волевым решением снижал цены и боролся с преступностью».

«Шум вокруг этого вопроса поднялся сразу после того, как Борис Грызлов довольно лестно отозвался о Сталине, правда, оговорившись, что иногда он «допускал перегибы». Судя по всему, тогда в регионы была спущена или инициирована на местах идея «возродить Сталина», – считает ульяновский правозащитник Александр Брагин.

Но, пожалуй, самым необычным образом почтили память Сталина на Алтае. Ровно 80 лет назад Иосиф Виссарионович посетил Барнаул. Воссоздать это событие решили местные коммунисты и актеры драматического театра, сообщает корреспондент «НИ» Никита КИСЛЯКОВ. Правда, приезд «клона» прошел в не свойственной для вождя форме: высокопоставленный гость шутил, смеялся и фотографировался со всеми желающими. Стоит отметить, что посвященная кровавому правителю акция была не первой в этом городе. Ранее активисты выступали за создание в Барнауле памятника Сталину и даже обращались за содействием в местную администрацию. Но инициативу не поддержали ни власть, ни большая часть горожан.

Палач в виртуале

Образ Сталина опять замелькал в литературе и искусстве. Причем, если при его жизни вождь представал в книгах, фильмах и спектаклях чудо-богатырем, а в годы перестройки приобрел сатирические, фарсовые черты (кто ж откажется от возможности пнуть мертвого льва). Сегодня его «одомашнивают», как бы приручают. Людей интересуют не исторические деяния, а бытовые подробности. В результате вместо грозного диктатора мы видим одинокого усталого старичка. Во многом это связано с тем, что в бурные 90-е нам было не до него, и что-то самое главное о Сталине так и не было сказано.

Между тем из книг и телесериалов генералиссимус успел перекочевать в Интернет. Существует не менее десятка сайтов, посвященных ему, где размещены и труды вождя, и мемуары о нем, и «разоблачения» антисталинистов, и высказывания о Сталине великих современников, которым ничего другого не оставалось, как петь ему гимны. Правда, «сетевые сталинисты», как правило, себя таковыми не считают. «Создавая этот сайт, – обращается к посетителям один из авторов, – я старался не придерживаться какой-либо определенной идеологии, как «красной», так и «белой», мне просто за державу обидно». Увы, само по себе появление таких интернет-ресурсов уже отражает наличие в обществе определенной идеологии.

«Сегодняшняя идеализация Сталина объясняется очень просто, – рассказал «НИ» поэт и драматург Юлий Ким. – Это проявление извечной тоски по доброму человеку, от которого зависят судьбы миллионов. А тоска эта вдобавок подпитывается слепой верой в справедливого вождя, справедливость которого исчисляется количеством уничтоженных им врагов. Думаю, противостоять этому нужно и в общем пока что можно. И книгами, и фильмами, вроде «Хрусталев, машину!» Алексея Германа, и выступлениями по телевидению и в газетах. Слава богу, есть люди, ведущие такую чрезвычайно важную для всех нас работу. Правда, голос их не так слышен, как голоса неосталинистов. Это, наверное, потому, что шквал критики, обрушившийся на Сталина в конце 80-х, создал у многих иллюзию какой-то несправедливости: «Ведь не все же при Сталине было плохо!» Но одно дело – Сталин, и совсем другое – время. Вернуться в него мы, конечно, вряд ли вернемся, но то, что Сталин к нам все возвращается, – факт. И мы готовы к нему прильнуть, как можем сфотографироваться с его двойником на фоне Кремля».