Главный приз кинофестиваля «Дух огня» достался ирландской картине «Гараж» Ленни Абрахамсона
На модерации
Отложенный
В этом году на Международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня», который проходит в Ханты-Мансийске, в конкурсной десятке были представлены фильмы режиссеров молодых, но уже успевших заявить о себе на международных форумах в Турине, Роттердаме, Вене. За первое место сражались две российские и две американские картины, а также фильмы из Ирландии, Франции, Германии, Казахстана. Обойти всех конкурентов удалось ирландскому режиссеру Ленни Абрахамсону.
То, что главный приз «Золотая тайга» за лучший дебютный фильм (подкрепленный денежным вознаграждением в 15 тыс. долл.) достанется именно ирландской драме «Гараж» режиссера Ленни Абрахамсона, можно было предвидеть. «Гараж» – самая именитая картина из конкурсной десятки, уже успевшая побывать в Канне, и отмеченная на других международных кинофестивалях. Горькая история о маленьком человеке, несправедливо обиженном людьми (здесь подразумевается, судьбой), никого не оставляет равнодушным. Недалекий добрый малый Джози (актер-комик Пэт Шортт, сегодня очень популярный в Ирландии) работает на заправке при автомастерской в провинциальном ирландском городке, где все друг друга знают. Джози добродушен и одинок. Местные зовут парня идиотом. Хотя парень улыбчив и открыт любому, почему-то именно он оказывается отверженным… Режиссер Абрахамсон («Гараж» – его второй фильм) полагает, что его герой уходит «красиво», показывая окружающим, что они потеряли с его исчезновением.
Второй по значению приз большого жюри – «Серебряная тайга», присудили минималистской драме «Огнестрельные истории» (США), уже награжденной призом жюри ФИПРЕССИ в Вене. Режиссер Джефф Николс разворачивает мрачную историю на фоне хлопковых полей и проселочных дорог Южного Арканзаса, где враждуют два клана сводных братьев, вступивших в противоборство вскоре после смерти их отца. Здесь также сонный маленький городок, где проезжающего мимо узнают чуть ли не по звуку машины. Выражение «защитить свою семью» здесь означает практически «перейдешь мне дорогу, и ты мертв», при этом сами продюсеры ленты считают главной ее идеей затормозить банальные американские «стрелялки».
«Большинство американских фильмов основано на насилии, наше кино – о людях», – уверен продюсер Дэвид Гордон Грин.
Российский фильм «Муха» Владимира Котта о нежданно обретенных взаимоотношениях отца (Алексей Кравченко) и дочери-подростка (дебютантка Александра Тюфтей) прекрасно контрастирует по заряду позитива с двумя западными лентами, и искренне жаль, что «Мухе» досталась лишь «Бронзовая тайга». Отличный кастинг, уверенная режиссура, энергетика отличают картину, где действие также происходит в глубинке (снимали в Воскресенске), но вешаться от нее не хочется.
Другой российский конкурсный фильм, «Нижняя Каледония» Юлии Колесник, отмечен призом Гильдии киноведов и кинокритиков с формулировкой «За талантливую попытку построить сюжет в многомерном времени и пространстве». «Нижняя Каледония» непроста для восприятия, это не массовое кино, но фильму удается создать определенное настроение.
В панораме «Российские дебюты-2007», где было представлено 15 фильмов, победила замечательная мелодрама Александра Касаткина «Слушая тишину», отмеченная уже на ряде отечественных фестивалей.
Пронзительным и теплым получился вечер памяти Александра Абдулова, одного из основателей фестиваля «Дух огня». На вечере были показаны фрагменты из фильмов с участием артиста, выступили его друзья и коллеги: Сергей Соловьев, президент фестиваля, Станислав Говорухин, Татьяна Друбич, Ирина Розанова, Олег Фомин. С этого года на «Духе огня» призы за лучшие мужскую и женскую роли в отечественных дебютных фильмах будут носить имя Александра Абдулова. И первыми лауреатами в этой категории стали Валерий Николаев (за роль в его же режиссерской пробе «Медвежья охота») и совсем юная Екатерина Копанова за работу в картине Евгения Бедарева «В ожидании чуда».
Комментарии