Сколько стоит быть пиратом в России?
На модерации
Отложенный
При участии некоммерческой организации BSA российские компании, уличенные в использовании пиратского ПО, в прошлом году заплатили в среднем по $10 тыс. компенсации. В отношении их руководителей и ИТ-сотрудников было вынесено 85 обвинительных приговоров. Тем не менее один из самых высоких в мире уровень снижения пиратства не является основанием для исключения России из списка проблемных стран по версии Международного альянса интеллектуальной собственности.
Международная организация BSA — некоммерческая защитница прав на коммерческое ПО — рассказала о своей прошлогодней борьбе с российскими софтверными пиратами. По данным Business Software Alliance, в 2007 г. с ее помощью российские компании потратили на «урегулирование отношений с правообладателями ПО» около $2,6 млн.
При всей внушительности суммы при ближайшем рассмотрении она не кажется такой ужасающей, как на первый взгляд. По данным BSA $2,6 млн. были начислены в результате проведения 264 уголовных дел, возбужденных при участии организации в прошлом году. Таким образом, средняя компенсация, выплаченная российской компанией, использовавшей нелицензионное ПО составляет $10 тыс.
Последней из них стала «Аэрофлот-Дон», дочка компании «Аэрофлот — российские авиалинии». Согласно судебному решению от 9 января 2008 г. она должна будет выплатить BSA компенсацию в размере 248,5 тыс. руб.
Впрочем, потенциальным жертвам BSA не стоит рассчитывать ни на умеренную для серьезной компании усредненную сумму компенсации, ни на скромное число по российским масштабам возбуждаемых с ее помощью уголовных дел: в последние годы их динамика отчетливо положительна, и за год их число выросло более чем вдвое. При этом, подчеркивают в BSA, за последние два года существенно (в 17 раз) возросло и число обвинительных приговоров. Оно достигло 85, причем осуждены были как директора компаний, так и ИТ-специалисты.
Как рассказал CNews директор BSA в Центральной и Восточной Европе Георг Хернлебен, сама организация оценивает результаты своей работы в России в 2007 г. как «очень положительные». Благодаря совместным усилиям российских правоохранительных органов и правообладателей произошло «увеличение как количества проверок, судебных приговоров, так и количество возбуждаемых уголовных дел».
Все уголовные дела, доведенные при участии BSA до суда, заканчивались обвинительным приговором. «У нас нет ни одного оправдательного приговора», — подчеркнул Георг Хернлебен.За удовольствие работать на пиратском ПО уличенные российские компании платят в среднем $10 тыс.
В отсутствие готового отчета в BSA не могут точно сказать, насколько благодаря их усилиям изменился уровень пиратства в России в прошлом году, но уверены, что позитивная тенденция к снижению продолжится.
В последние годы эта позитивная тенденция носит общемировой характер: начиная с 2003 г. в отчетах IDC фигурирует снижение уровня софтверного пиратства во всех странах мира за нечастыми исключениями. Однако впечатление от позитивной тенденции смазывается негативным фактом: одновременно со снижением уровня пиратства абсолютные потери правообладателей во всем мире растут.
За три года с 2003 по 2006 по данным IDC и BSA они выросли с $1,1 до $2,1 млрд. при падении уровня пиратства с 87 до 80%. Этот показатель в России считается одним из самых высоких в мире. Для сравнения в США при падении уровня пиратства за тот же срок с 22 до 21%, потери от неправомерного использования ПО увеличились с $6,2 до $7,1. Это самый высокий показатель в мире: в общепризнанном рассаднике пиратства Китае он составляет по данным BSA всего $5,4 млрд.
Интересно, что при этом Россия и Китай, в отличие от Америки, регулярно входят в ежегодный список «пристального наблюдения» IIPA (Международного альянса интеллектуальной собственности) как самые проблемные в отношении пиратства государства.
Глава европейского офиса BSA, как входящей в Альянс организации, пояснил CNews, что «критерии для включения в список «пристального наблюдения» зависят не только от темпов снижения уровня пиратства», но и от законодательной и правоприменительной практики государства. Включение страны в «пристальный листинг» означает, что антипиратские меры в ней, по мнению IIPA, могут быть усилены.
В этом году за недостаточное соответствие принятым в Европе нормам в «специальные списки» IIPA попали страны с одними из самых низких уровней пиратства в мире — Германия (28%) и Швейцария (26%). Это значит, что Китай и Россия оказались в неплохой компании.
Комментарии