Почему благотворительность в России не повсеместна
На модерации
Отложенный
2006 г. в России был официально объявлен Годом благотворительности. Эта сфера деятельности имеет отношение не столько к государству, сколько к гражданскому обществу. Социально благополучный человек заинтересован в том, чтобы жить в обществе, которое также социально благополучно, и для него естественно стремление делиться. Благотворительность имеет две стороны: личную - стремление творить добро (здесь речь идет о морали и традициях), и общественную, действующую, как система перераспределения доходов в обществе - и здесь уместно говорить говорить о рынке благотворительности. Эти два момента стоит разделять.
Благотворительность (меценатство) надо отличать от спонсорства. Меценат не преследует коммерческих целей в принципе. В России, например, благотворительность всегда стремилась избежать публичной огласки, таковы национальные традиции. В случае же спонсорства конечная цель - повышение продаж, и основная цель акции - как раз публичность. Спонсорство часто используется в случае, если реклама не эффективна или невозможна (как например, в случае табачных изделий). Кроме того спонсорство, например, профессиональных мероприятий (конгрессов, конференций, семинаров) может иметь своей целью приобретение некого статуса или получение особых преференций.
Широкое развитие благотворительности - отличительная черта современных развитых стран, призванная "уравновешивать" жесткость рыночных отношений. Там она имеет масштабы "благотворительной индустрии" - целые сферы культуры, образования, "социалки" существуют только или почти только на пожертвования граждан и корпораций. Законы поощряют благотворительность, существенно снижая налоги для компаний, которые ведут такую деятельность.
В России традиции меценатства, очень сильные до революции, были прерваны в 1920−30−х гг., когда все благотворительные общества были закрыты. В соответствие с советской идеологией, помогать в СССР было некому, а если бы это потребовалось, то предполагалось, что это сделает государство.
Возрождение благотворительности в России началось в 1990-х гг. Закон о благотворительности, вступивший в силу в 1995 г., установил, что финансовую поддержку нуждающимся могут оказывать общественные организации, бизнес-структуры, российские и иностранные граждане. Представители крупного российского бизнеса, такие как Владимир Потанин, Дмитрий Зимин, Михаил Ходорковский, стали создавать свои благотворительные фонды. Какие причины заставляли стремиться к благотворительности корпоративных доноров? Это и искреннее желание помочь, и забота о положительном имидже компании, который также является бизнес-активом. Но есть и третья причина - это давление государства. С одной стороны оно, пытается таким образом перераспределить доходы в обществе. Для России, где разница в доходах богатых и бедных составляет, по данным Росстата, больше, чем 15,3 раза, являясь при этом одной из самых высоких в мире, перераспределение доходов - вопрос крайне актуальный. С другой стороны, чиновники, ухватившись за тему социальной ответственности бизнеса, пытаются с ее помощью решить проблемы, которые сами решить не в состоянии. Но такая ситуация противоречит природе благотворительности как добровольной деятельности. Государству важно здесь держаться в рамках разумного.
У благотворительности есть еще один аспект. В начале 1990-х филантропы часто с помощью пожертвований нелегально снижали свои налоги. В результате многие льготы для них были отменены. До 2008 г.* (с этого года компании и люди, занимающиеся благотворительностью, смогут не платить налоги с доходов, полученных от инвестирования их средств), донорам приходилось платить удвоенные налоги. Благотворитель сначала зарабатывал деньги и платил налог на прибыль, потом жертвовал их, и с пожертвования снова вычитался налог. Пытаясь обойти это препятствие, предприниматели прибегали к сложнейшим схемам с использованием офшорных компаний. При этом кроме риска угодить под суд за нарушение налогового законодательства, жертвователь (который официально таковым уже не являлся) терял контроль над использованием своих денег. Получатели же помощи должны были заплатить подоходный налог.
Жизнь в современной России сурова: нужно бежать изо всех сил, которых не у всех хватает и на себя, а на других их и подавно не остается. В итоге, по оценкам экспертов, ежегодный объем пожертвований в России в ничтожно мал и составляет примерно 0,15% ВВП (около $1,5 млрд за 2006 г.) Для сравнения, в США., по данным Giving USA Foundation, этот показатель самый высокий в мире - 1,7% ВВП, или $295 млрд в 2006 г. Причем в Америке, жертвуют, в основном, частные лица - 83% от общей суммы (в США физические лица несут и большую часть налогового бремени).
А в России благотворители - в основном крупные компании (они же несут и налоговое бремя). Они в последние годы начали публиковать годовые социальные отчеты. Правда, зачастую в их социальных программах сложно отделить благотворительность от соцпакета для работников компании. Большинство россиян (78% в 2007), считают, что богатые должны делиться без всяких льгот. Доноры же боятся публичности, скандалов с благотворительными фондами и того, что их могут обвинить в желании получить выгоду через льготы.
Структура благотворительного рынка в 2007 г. России, была такова: * корпоративные доноры (центральные игроки); * грантовые программы, преимущественно иностранных фондов (их роль снижается; * малые фонды и волонтерские группы (собственных средств не имеют, создаются как структуры, привлекающие деньги извне - и частные, и грантовые, и корпоративные) * частная благотворительность (еще не слишком распространена, т.к. привязана к формированию пока не очень многочисленного среднего класса).
Высокий уровень благотворительности в США - результат и католической и протестантской традиции, и государственной политики - системы налоговых льгот для доноров, и реакция на недостаточно развитую систему социальной защиты, альтернативная, например, европейским государственным системам социального страхования: там, где Европа собирает налоги, Америка собирает пожертвования. Одна из распространенных форм частной благотворительности в США - так называемые Donor Advised Funds - фонды, которые информируют гражданина о том, куда перечисляют деньги с его благотворительного счета. Он получает скидку по подоходному налогу на сумму, которую внес на этот счет. Благотворительные счета в Donor Advised Fund открывают и компании. Ведь они получают налоговую льготу на сумму пожертвования. В США становится все более популярным завещание недвижимости в благотворительных целях (что позволяет снизить налог, который должны уплатить наследники) и завещание посмертной выплаты по своему полису страхования жизни фонду (это дает право на вычет этой суммы из налогов при жизни).
Что бы это ни было: искреннее стремление помочь, попытка замолить грехи, потешить самолюбие, мода, - но филантропов в мире становится все больше. Причина, лежащая на поверхности, - рост числа богатых людей. По подсчетам Forbes, в мире в 2006 г. был 691 миллиардер (против 423 в 1996 г.). Более глубокая причина в том, что половина нынешних богатых - это те, кто заработал сам. Им не интересно сидеть на деньгах или просто их раздавать, и они пытаются заниматься благотворительностью как бизнесом, инвестируя в схемы и проекты, создающие "новую социальную стоимость". Смысл в том, чтобы по аналогии с бизнесом добиваться максимальной социальной отдачи.
Что же Россия? 2006 г. в России был официально объявлен Годом благотворительности. Однако, по результатам опроса, проведенного ВЦИОМ в 2007 г., о категорическом нежелании выделять деньги нуждающимся, говорят как рядовые граждане, так и бизнесмены. Причина - не равнодушие и жадность, а непродуманная организация и отсутствие эффективных законов. Предпринимателей смущают сложности с оформлением пожертвований и отсутствие налоговых послаблений. Рядовые граждане опасаются, что их деньги пойдут "не по адресу". Кроме того, благотворительность постоянно компрометируют многочисленные случаи мошенничества. В последнее время увеличилось число фальшивых писем, авторы которых вымогают деньги на помощь несуществующему больному ребенку.
Кому предпочитают помогать в России? Больным детям, сиротам и церкви. Список же тех, кому помогать не любят, гораздо длиннее. Это пожизненные инвалиды, старики (да и вообще все, кто старше 18 лет), бездомные, заключенные, ВИЧ- инфицированные, представители не титульных национальностей, люди в трудных жизненных обстоятельствах. Им помогают значительно меньше и реже. И те, кто так поступает, не только добры, но и мудры. Причина в том, что благотворители хотят видеть конкретный результат своей помощи и как можно быстрее, и останавливают свой выбор на тех вариантах, где это более реально.
Что же делать? Искать тех, кому помощь нужнее всего не нужно. Начать ее можно со своего ближнего круга. Иногда для того, чтобы спасти жизнь человека, ему нужно сделать сложнейшую операцию, а иногда с ним надо просто поговорить. А это посилам каждому.
*- С 1 янв. 2008 г. вступил в силу закон об эндаумент-фондах, то есть фондах благотворительности и ряд поправок в законы, касающихся как налогообложения некоммерческих организаций (НКО), так и налоговых вычетов для доноров - физических лиц и подоходного налога непосредственных получателей помощи (см. Некоммерческая деятельность).
Комментарии