Пиратскому файлообмену нашли эффектную альтернативу

На модерации Отложенный

Музыка первой из сегментов медиарынка серьезно пострадала от пиратства, и пострадала сильнее всего. Для отрасли это было тяжелое десятилетие. Продажи музыки во многих странах сократились почти на треть.

Согласно данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), в 95% случаев музыкальные файлы загружаются нелегально. Сокращая объемы средств в распоряжении музыкальной отрасли, которые могли бы быть потрачены на привлечение и популяризацию новых исполнителей, файлообменные сети очень затруднили новым командам путь становления в музыке. Но теперь перспективы отрасли улучшаются, пишет The Economist. Хотя проблема совсем не исчерпана, борьба против музыкального пиратства идет эффективнее, чем когда бы то ни было до появления первой файлообменной сети Napster десять лет назад.

Музыкальный бизнес сейчас действует правильно в двух направлениях, более эффективно работая и кнутом, и пряником, отмечает The Economist. В большинстве стран практически отказались от судебных разбирательств против тех, кто загружает защищенные авторским правом музыкальные материалы. Наиболее предпочтителен сегодня «дозированный ответ» или принцип «три удара — и ты выбыл» (закон трех ударов). Тем, кого подозревают в нелегальной продаже файлов, направляют предупреждения. Если это их не останавливает, интернет-провайдер может снизить скорость подключения. Если и это не помогает, нарушителей могут временно отключить.

С законами по странам мира

Законы на основе принципа дифференцированного ответа весной этого года появились в Южной Корее и на Тайване, это развитый рынок, где цифровая музыка обошла по продажам CD и DVD. В октябре после долгих политических и юридических пробуксовок они были введены в силу во Франции. Британское правительство, как ожидается, объявит о подобных мерах 18 ноября. Почти повсеместно в развитых странах такие законы активно обсуждаются. Даже там, где их нет (например, в Америке), интернет-провайдеры и звукозаписывающая индустрия «незаметно» работают над решением тех же задач.

Проблема прежней системы преследования нарушителей состоит в том, что это дорого, медленно и не во всех случаях эффективно. Исключение составляет Германия, где благодаря эффективной юридической базе стало возможно открыть 100 тысяч дел. За последние два года доля немецких пользователей, которые нелегально обмениваются файлами, существенно сократилась. Сейчас она составляет 6%, согласно данным Jupiter Research, что меньше, чем в любой другой европейской стране.

Сегодня музыкальные ассоциации меньше говорят о судебных делах и больше — о создании альтернатив пиратству, констатирует The Economist. В прошлом году заметно выросло число сервисов в сфере цифровой музыки, которые разделяют общее мнение, что музыка должна быть бесплатной или, по крайней мере, так это должно выглядеть. Компании, о которых идет речь, самые разные — от Google, которая в Америке обеспечивает возможность прослушивания композиций с поисковой страницы, до Nokia, которая в некоторых своих мобильных телефонах предусматривает доступ к сервису загрузки музыки.

Сервисы для меломанов

Самый «горячий» продукт — система Spotify, которая была установлена на 6 млн компьютеров в Европе. Она позволяет бесплатно воспроизводить треки из Интернета с минимальным объемом рекламы. Чтобы избавиться от рекламы, пользователи могут уплачивать ежемесячно определенную сумму. Хотя прослушивать композиции в Интернете — это не одно и то же, что иметь их у себя на компьютере, Spotify оказалась весьма привлекательной альтернативой нелегальному файлообмену.

Эффект заметнее всего в Швеции, где развивался сервис Spotify и где также был введен закон, заставляющий интернет-провайдеров раскрывать больше информации о своих абонентах. В прошлом подобные юридические меры приводили к тому, что музыкальные фанаты искали новые способы обмена файлами. Но не в этот раз. В июне, согласно итогам опроса аналитической компании GfK, было выяснено, что 60% участников файлообменов теперь пользуются сетями менее активно или отказались от этого совсем. Из них половина переключилась на прослушивание музыки в Интернете (с включением рекламы).
Потенциально более важными являются меры провайдеров интернет-услуг, таких как Virgin и BSkyB, по продаже подписок на широкополосный Интернет вместе с музыкой. Это в перспективе должно вовлекать провайдеров в более активное противодействие файлообмену.

The Economist приводит в пример датскую телекоммуникационную компанию TDC, которая предлагает более 5 млн композиций. Уже было загружено около 120 млн треков, то есть примерно 22 на одного датчанина. Треки самоуничтожаются вскоре после того, как пользователь допускает просрочку по абонентской плате. И тем не менее, это довольно хорошая альтернатива. Более 40% пользователей TDC Play сообщили в рамках опроса компании Megafon, что теперь реже незаконно загружают файлы. TDC также нравится эта схема, потому что она повышает лояльность клиентов.

Сегмент музыкальных записей едва ли ожидает рывок к стремительному росту. Значительная доля доходов — более половины почти во всех странах — по-прежнему поступает от альбомов на CD, которые постепенно выходят из моды. Стартапам, таким, как Spotify, необходимо перевести больше «бесплатных» клиентов на платную подписку, чтобы проект мог выжить и генерировать значительный поток доходов для звукозаписывающих компаний и исполнителей.

Глава IFPI Джон Кеннеди (John Kennedy) отмечает, что пиратство процветало даже до появления технологий файлообмена. Цель не в том, чтобы искоренить его — это невозможно, — но сместить пространство работы отрасли в сторону законных сервисов. Это наконец, по-видимому, и происходит, полагают в The Economist.