Что означает маркировка «Fairtrade» на товарах?

На модерации Отложенный

Если вы увидели на упаковке какого-нибудь товара что-то вроде из этих значков, знайте – до вас добралась цивилизация. В принципе, ваша хроническая революция повседневной жизни получила еще один хороший шанс на продолжение. Всё очень просто. Вы покупаете товары Fairtrade – значит, вы против кабального рабства.

«Справедливая торговля» – пока совершенно неизвестное российскому потребителю социальное движение и рыночная модель международной торговли, обеспечивающая правовые гарантии фактическим производителям товара, адекватную стоимость продуктов труда и защиту окружающей среды. Чаще всего это товары, для изготовления которых применяется ручной труд (кофе, чай, бананы, шоколад, рис, какао, мёд, хлопок, вино, свежие фрукты, специи).

Fairtrade – основанное на диалоге, прозрачности и уважении экономическое партнерство, обеспечивающее справедливость международной торговли.

Покупатели раньше не очень-то задумывались о таких вещах, как детский труд, невыносимые условия работы, кабала, высокая смертность рабочих, уничтожение природы стран третьего мира, непрогрессивные технологии производства. Почему? Ну, закрыть глаза на проблему – это проще простого. Люди закрывали глаза до тех пор, пока в 1968 году не придумали принципы «справедливой торговли». За сорок лет альтернатива капиталистической сети продаж сетью магазинов проникла во многие страны и утвердилась даже как образ жизни, так сказать, передовых людей.

Тут надо, само собой, ввести какой-нибудь простой пример. Сейчас придумаю. К примеру, вот Эквадор, вот раб, собирающий бананы. Ему не платят ничего. Он складывает бананы в корзины десятилетиями, до тех пор, пока не умирает. Его судьбу разделяют дети. Раньше люди на Западе готовы были покупать бананы, несмотря на существование рабства. Теперь молодежь из Европы и Америки работает в странах третьего мира, контролируя, чтобы закупаемые товары производились только свободными людьми, получающими зарплату и имеющими соцльготы, чтобы детский труд не превращался в детоубийство, чтобы прибыль возвращалась производителям товаров. Такие производители – обычно мелкие предприниматели – получают право ставить на упаковках своих товаров марку Fairtrade. Покупать же товары без этой марки – некруто. Всего-то.

Относительно плюсов-минусов «справедливой торговли», конечно, идут споры – как всегда вокруг любой живой идеи. Некоторые правые считают FT разновидностью субсидирования, препятствующей экономическому росту. Часть левых критикует FT как неадекватный, несоразмерный вызов всемирной торговой системе.

Насколько же широко распространилась в наши дни сеть Справедливой Торговли? В 2006 оборот FT-сертифицированных товаров достиг 2,3 млрд. долларов по всему миру с годовым приростом в 41%. Много ли это? В общем, если оценивать с обывательской точки зрения, нет – это менее сотой процента в мировой торговле. Но для низовой инициативы это огромные цифры. Продукты FT составляют до 5% своей группы товаров в Европе и Северной Америке. В октябре 2006 более полутора миллионов производителей по всему миру были напрямую спонсируемы из фондов FT.



В наши дни Европе и Америке проходит множество акций, популяризующих идею «справедливой торговли». Рекламную кампанию FT в Бельгии в конце 2006 года поддержали премьер-министр Ферхофштад, министр от левой оппозиции Элио ди Рупо, певцы, главные редакторы журналов и многие другие.

19 апреля 2007 года был европейским глобальным днём действий против несправедливого бизнеса в отношении 30 стран третьего мира (говорилось о несправедливой торговле Австрии с Замбией, Германии с Фиджи, Голландии с Тринидадом и т.д.)

Нужно ли знать про Fairtrade? Идеалист ответил бы так. Позиция проста, но недальновидна. Рано или поздно бездумная эксплуатация людей и природы – где бы она не происходила – заканчивается глобальными экономическими и экологическими кризисами. Поэтому знание, что именно выбрать на полке магазина, какой товар требовать привезти в супермаркет, представление о том, как выглядит марка FT – это весьма ценно. Да, почему бы нам не потребовать справедливого отношения к труду простых людей?

Прагматику тоже было бы, что сказать насчёт «справедливой торговли». Труд раба конкурентоспособнее труда свободного гражданина. Этим объясняется то, что российская одежда вытеснена вьетнамскими товарами. То, что весной морковка на рынках дороже, чем бананы, потому как морковка голландская, а бананы из Эквадора. То, что осенью подмосковные яблоки не пускают в Москву (просто стоят по дорогам бандиты, разворачивающие фуры), для того чтобы продавать аргентинские. А вот вам ещё несколько мыслей. Россия в некотором смысле является страной третьего мира и FT защищал бы интересы мелких производителей в торговых отношениях с Европой. Принципы FT рано или поздно получат распространение у нас в стране.

Первая попытка коммерциализировать товары FT на западных рынках была предпринята в 40-х и 50-х религиозными группами и провосточными политическими НГО. Движение «Справедливая Торговля» сформировалось в Европе в 60-х как политический жест против неоимпериализма. Радикальное студенческое движение воевало с транснациональными корпорациями и концернами. Слоган тех лет: «Trade not Aid» (примерный смысл: «Торговать – не побираться!») стал всемирно известен в 1968 году.

В 1969 году открылся первый Ворлдшоп в Нидерландах. Он делался добровольцами и был настолько успешен, что вскоре открылось множество подобных ему магазинов в странах Бенилюкса и других западно-европейских государствах. Тысячи волонтёров продавали кофе из Анголы и Никарагуа в ворлдшопах, на задворках церквей, в своих домах, используя продукты как способ рассказать про FT. В последние годы очень активно продвигают FT студенты. В мире есть сотни независимых студенческих FT организаций, как пример можно упомянуть Объединения Студентов «За Справедливую Торговлю» из США и Канады.

Благодаря усилиям активистов фермеры и рабочие развивающихся стран стали получать справедливую цену за свои товары независимо от уровня мировых цен.