Скульптурная революция в Москве: чтобы защитить свою недвижимость, художники и актеры готовы на крайние меры
На модерации
Отложенный
Сегодня председатель Московского союза художников Иван Казанский собирается объявить голодовку в защиту культурного центра «Московский Дом скульптора», который пытается отобрать Росимущество. Союз журналистов России, уставший сражаться за Дом журналиста, собирает документы, чтобы подать в суд на кабинет министров.
Известнейшие актеры готовы выйти к Дому правительства с пикетом, если их все-таки лишат Дома актеров. Борьба творческих союзов с чиновниками, претендующими на лакомую недвижимость в центре столицы, обостряется с каждым днем и не исключено, что в итоге перерастет в культурную революцию. Потому что сегодня отстаивать право на занимаемые помещения приходится не только творческим союзам столицы, но и их филиалам в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Перми, Великом Новгороде и других городах России.
В последнее время Москву буквально лихорадят имущественные споры между творческими союзами и чиновниками. Актерам, журналистам, скульпторам, художникам приходится вникать в юридические тонкости и отстаивать права на свои Дома. Борьба затягивается на годы, потому что у Росимущества и Россвязьохранкультуры, которые и рассылают уведомления на выселение, всегда припасены свои контраргументы. Самые любимые из них – нарушение противопожарной безопасности и нецелевое использование зданий, то есть сдача помещений в субаренду другим организациям, что, кстати, документально не запрещается. Чтобы остановить бюрократическую машину и не остаться на улице, творческие союзы вынуждены идти на крайние меры.
С вещами на выход
Иван Казанский и его коллеги прежде, чем задуматься о голодовке, пытались словами достучаться до власти: отправляли письма «наверх», собирали пресс-конференции и даже проводили митинг протеста. Но эти меры оказались бездейственными. В итоге академик Казанский решил взять пример с артистов, которые, месяц назад отстаивая Дом актеров, пообещали устроить пикет у Белого дома, и пошел ва-банк. «Я буду голодать до тех пор, пока ситуация вокруг нашего Дома не разрешится», – заявил вчера «Новым Известиям» академик Казанский.
На здание, расположенное по адресу 1-й Спасоналивковский переулок, 4, претендует «Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ», сопредседателем которого является руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой, который, по мнению скульпторов, должен отстаивать их интересы, а не выступать в оппозиции. В своих же комментариях Михаил Ефимович уверяет, что он ничем не может помочь в имущественных вопросах, потому что их решением занимается не его ведомство. Обижены на руководителя Роскультуры и артисты. В январе, отбиваясь от еще одного ведомства – Россвязьохранкультуры, которое пыталось разделить с «народными» и «заслуженными» здание на старом Арбате, они тоже удивлялись, почему же Швыдкой не встал за них грудью.
Некому защитить от Росимущества и Дом журналиста. «В пятницу у нас суд с пожарными по помещениям на Зубовском бульваре, 4, – рассказал «НИ» генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. – Инспекторы приходят каждый день, и каждый раз находят различные нарушения. Например, диван, который стоит в нише приемной председателя Союза журналистов Богданова, оказывается, мешает эвакуации. Попытки выселить журналистов и из Домжура, и из помещений на Зубовском бульваре предпринимаются каждый день».
Но если чиновники надеялись испугать журналистов пожарными, то они глубоко заблуждались. «Я могу сказать одно – нам надоело отбиваться, оправдываться, поэтому мы подаем в суд на правительство, которое не выполняет указ президента Российской Федерации Ельцина о передаче этого имущества в собственность союза, – заявил «НИ» Яковенко. – Мы будем судиться и требовать эти помещения обратно себе в собственность».
Творческие союзы уверяют, что предоставляют в Росимущество и Россвязьохранкультуру документы, согласно которым они имеют полное право находиться в своих домах. Так, часть площадей Дома журналиста была выделена Союзу журналистов России еще указом президента Бориса Ельцина, а часть выкуплена самим союзом. Дом актеров также руководствуется указом Ельцина 1993 года о передаче здания в безвозмездное пользование до 2045 года. Да и Дом скульптора имеет не один охранно-арендный договор на усадьбу Вяземского, которую, кстати, еще в 1969 году Мосгорисполком собирался снести, и только благодаря художникам она достояла до сегодняшних дней.
Почему «ревизоры» не обращают внимания на эти документы, непонятно. «Новые Известия» пытались задать этот вопрос Росимуществу, но пресс-служба ведомства отказалась давать комментарии по телефону и попросила прислать письменный запрос. Впрочем, и на официальное письмо газета ответа так и не получила. А пресс-секретарь Россвязьохранкультуры Евгений Стрельчик дипломатично отправил журналистов в другие пресс-службы: «Если вас интересует иск, поданный Домом актеров к Росимуществу, то слушание по существу назначено на 27 февраля, но мы там не ответчики. Мы там присутствуем, но только я не знаю, в каком качестве. От нас требуется лишь высказать свою позицию, что Дом актеров никто никуда не выселяет».
Осторожно, двери закрываются!
Имущественный беспредел не дает покоя и региональным творческим союзам. Так, журналистская братия Петербурга вынуждена была сражаться за свой дом на Невском проспекте. А кулибины отстаивали помещения Союза изобретателей на Очаковской улице.
На улице может оказаться и краснодарское отделение Союза писателей и композиторов, сообщает собственный корреспондент «НИ» Сергей ПЕРОВ. Эти организации с советских времен размещались в самом центре города в старинном особняке, который прозвали Домом творческих союзов. Но в лихие 90-е годы здание непонятным образом стало собственностью частной фирмы, сначала одной, потом другой. Правда, первое время новые хозяева терпели тихую творческую интеллигенцию. Но два года назад взвинтили цену на аренду площадей, а теперь и вовсе все настойчивее предлагают писателям и композиторам покинуть помещение. И вот несколько недель назад в здании произошел пожар – то ли случайный, то ли спланированный. Теперь чиновники из городской администрации предлагают писателям на выбор переехать в подвалы, подземные переходы или в пригородные поселки. «Мне просто стыдно перед коллегами из других городов за те жалкие две комнатки, где мы размещаемся, – рассказала «НИ» председатель правления краевого отделения Союза писателей России Светлана Макарова.
– Но в любом случае это все-таки центр города. Наши ветераны могут добраться сюда спокойно на трамвае, а если нас отправят за город?»
Квартирным вопросом озабочены и краснодарские художники. Пока они творили, их мастерские в художественном творческо-производственном комбинате оказались частной собственностью местного предпринимателя. Теперь охранники пускают художников в мастерские по определенным дням, а в будущем и вовсе планирует прикрыть лавочку. Но они не намерены сдаваться и готовы судиться.
А самарские художники готовы сжечь свои полотна перед зданием областного правительства, чтобы власть имущие прониклись их проблемами. Как сообщает корреспондент «НИ» в Самаре Сергей ИШКОВ, прежде всего, их волнует арендная плата за мастерские. Если раньше она была щадящей, то теперь подскочила до 10–12 тыс. рублей в месяц. И у некоторых мастеров уже накопились большие долги. «На художников идет активное наступление, цель которого – отобрать у нас мастерские и пустить их с торгов, – пояснил «НИ» председатель Союза художников Самарской области Рудольф Баранов. – Если это, не дай Бог, произойдет, представьте себе, кто их выкупит. Конечно, это будут не традиционно бедные художники».
На заседании Самарской городской думы было принято решение ограничить площадь, безвозмездно предоставляемую муниципалитетом общественным организациям, тридцатью квадратными метрами. За остальные метры придется платить по коммерческим ценам. «Эта проблема в 2009 году коснется всех общественных организаций, – объяснил «НИ» член правления Союза архитекторов Самарской области Сергей Алмаев. – Дело в том, что, согласно федеральному закону, к этому времени все непрофильные активы, которые находятся в Самаре, должны быть ликвидированы. Об этом нам недавно сообщили в городском Фонде имущества. То есть должны быть или приватизированы, или выставлены на торги. Вот в этом главная проблема. Она коснется всех союзов и встанет ребром уже через год. Именно площади, которые на сегодняшний день занимают разнообразные союзы, и являются непрофильными».
Из мастерских выгнали и пермских художников. Живописцы помешали екатеринбургской компании «Федеральный центр логистики». И в Великом Новгороде Дом архитектора собирались пустить с молотка. Но творческая интеллигенция вышла с пикетом к Новгородской думе, и престижное здание в центре города все же удалось отстоять.
Россия всегда, прежде всего через свою культуру, формировала позитивный имидж за рубежом. Но сегодня тем, кто призван этот имидж улучшать, в своей стране приходится бороться с чиновниками с помощью самых крайних мер, отстаивая элементарные условия для творчества.
КИЕВСКИЙ ДОМ АКТЕРА ДЕЯТЕЛЯМ КУЛЬТУРЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ПЕРЕКУПИТЬ У БИЗНЕСМЕНОВ
Художники стран СНГ испытывают схожие с Россией проблемы. Так, творческая интеллигенция Украины уже второй год выступает против намерений киевской власти выселить из арендованных помещений Национальный центр театрального искусства имени Леся Курбаса, Союз композиторов Украины, Дом актера, театр «Актер», галереи «Карась», «Совиарт», «Ра». В частности, в центре Киева находится караимская кенаса (молельня), построенная в начале XX века известным киевским архитектором Городецким. С 1981 года она занята Республиканским домом актера. Под видом возвращения расположенного в престижном районе раритетного особняка караимам (одна из самых малочисленных национальностей) киевская власть пытается отнять ее у Дома актера. Дошло до того, что в прошлом году работники культуры, искусства, члены творческих союзов заявили, что не будут голосовать на выборах в Верховную раду Украины за ту партию или блок, «которые опозорят себя борьбой с культурой».
Об этом они написали в открытом письме представителей творческой интеллигенции к лидерам политических партий Украины Юлии Тимошенко, Вячеславу Кириленко, Виктору Януковичу. Все дело в том, что депутатское большинство городского совета Киева поддержало программу «изгнания из арендованных в городе помещений». Киевские власти с целью якобы наполнения казны города за счет пересмотра арендных ставок за помещения нежилого фонда вынуждают интеллигенцию бороться на конкурсах с бизнесменами. Это неравные условия, и культура может вследствие этого утратить большое количество помещений. Президент Украины Виктор Ющенко на ситуацию не мог и не может повлиять, поскольку есть закон о столице, который регулирует правоотношения между городской властью и исполнительной властью, и в этой ситуации компетенция президента ограничена. Яна СЕРГЕЕВА, Киев
В ЕВРОПЕ ХУДОЖНИКИ ЧЕТКО ЗНАЮТ СВОИ ПРАВА НА НЕДВИЖИМОСТЬ
У международного журналистского сообщества в Брюсселе, которое насчитывает около тысячи членов, есть свой дом. Это часть бывшего гостиничного комплекса начала прошлого века, принадлежащего бельгийскому государству. В совете Ассоциации международной прессы, членом которого состоит корреспондент «НИ», есть документ, на двух страницах которого указано, на каких условиях государство передает эту часть комплекса журналистам, сколько выделяет денег на его реконструкцию и сколько ассоциация должна платить за эксплуатацию и в кадастральный налог. Также указаны обстоятельства, при которых собственник заберет дом обратно. Благодаря этому обид и претензий с обеих сторон удается избежать. Вообще недвижимость в собственности бельгийского государства – скорее исключение, чем правило. Государство как собственник не отличается от других юридических и физических лиц.
В этом смысле порядки в Бельгии и соседней Франции похожи. Творческие союзы и прочие негосударственные организации Франции, доказавшие хотя бы тремя годами деятельности свою «общественно-полезную значимость», имеют право не только покупать недвижимость, но и получать ее в пользование от государства. Есть одно жесткое условие – нельзя использовать недвижимость в целях, которые отличаются от заявленных целей организации. Даже если, скажем, некий союз художников-авангардистов на свои деньги купил дом в Париже, он не может сдать его в аренду фабрике игрушек или семье эмира. Обязан продать.
Комментарии