Престолонаследие на фоне чемпионата. Выборы в России и США

На модерации Отложенный

Происходящая в США увлекательная борьба за право выйти в финал кандидатской гонки и в ноябре предстать перед гражданами США на предмет окончательного выбора сильно контрастирует с нашей значительно менее увлекательной предвыборной борьбой. Чтобы не сказать: с ее полным отсутствием. У нас - в силу полной предсказуемости - кампания выходит на редкость теплохладная.

Если бы речь шла о спортивном состязании, даже сравнение двух кампаний было бы неуместно. За океаном - настоящий турнир с отборочными играми, 1/8-, 1/4- etc. финалами и так вплоть до кульминации, у нас вообще не чемпионат, а в лучшем случае товарищеская (причем сильно товарищеская) игра. Вопрос только в том, является ли критерий похожести/непохожести на чемпионат по какому-либо виду спорта определяющим при решении вопроса о том, хорошо или плохо происходит передача власти.

Особенность спортивного чемпионата (которому кампания в США замечательно уподоблена - кто бы спорил) в том, что он самоцелен. Победитель получает кубок - и на этом все заканчивается. Ни обширного мандата, ни - тем более - ядерной кнопки ему в качестве трофея не положено. Действительно, бывали случаи (правда, только в одном виде спорта - шахматном), когда чемпионы рассматривали признание их действительно превосходных успехов как мандат на нечто большее, но история этих претензий не вдохновляет.

Отличие избирательных кампаний в том и состоит, что речь идет не о кубке, а о кнопке - и это сильно меняет дело. В случае с наследником Д.А. Медведевым, вероятное воцарение которого трудно будет рассматривать как итог открытого чемпионата, тем не менее трудно и обнаружить внятно сформулированные претензии к наследнику, которые бы явно свидетельствовали о том, что вручать ему столь обширный мандат было бы неразумно, или вообще какие-нибудь персональные претензии. Довод "Это - не как в Америке, это - не чемпионат" ничего не сообщает о личных качествах критикуемого, а ведь они тоже представляют известный интерес.

В случае с почти стопроцентно определившимися кандидатами в ноябрьские финалисты о деловых и личных качествах можно сказать больше.

Несомненно, они преуспели в искусстве приобретать друзей и оказывать влияние - иначе так не приблизились бы к финалу. Беда в том, что одним этим искусством не ограничивается список качеств, потребных правителю. И сугубо - правителю великой державы, и трегубо - правителю великой державы, находящейся в достаточно непростом положение. Эйфория двух предшествующих президентств сегодня чревата очень тяжелым похмельем, и новому правителю предстоит платить за разбитые горшки по полной программе. После всех песен и плясок, имевших место при Клинтоне и Буше, сопрягать и разруливать - удовольствие ниже среднего, требующее разума, воли и мужества, о наличии которых успехи в чемпионате вовсе не обязательно свидетельствуют. И профессиональная от юности своей активистка Хиллари, произносящая прочувствованные речи об униженных и оскорбленных, и вьетнамский сражатель Маккейн, под впечатлением своего полонного терпения преисполнившийся решимости развернуть такую борьбу за мир и демократию, после которой камня на камне не останется, - это скорее идеальные образцы долдонов. Одна левая, другой правый. Сами горшки бить вполне в состоянии, расплачиваться за разбитые другими - тут сложнее.

Мораль тут довольно скромная. Открытая конкуренция (при прочих равных условиях) - дело самое хорошее и полезное, но она не является ни достаточным, ни даже необходимым условием пристойного властного преемства. Насчет достаточного условия можно возразить, что в политике такого вообще не бывает, гарантию дает только страховой полис, но минимальное знание истории показывает, что необходимым не является тоже - известно много случаев вполне достойного престолонаследия. Если провозгласить, что чемпионат превыше всего, а там все хоть гори ясным огнем, вопросов не было бы, но реклама чемпионата носит не ценностный, а прагматический характер. "It works", т. е. "Вот какие большие огурцы продают у нас (в Америке) в кооперативах". При взгляде на Хиллари с Маккейном вчуже может создаться впечатление, что works-то оно works, но порой не без больших странностей и на панацею не тянет.