Индейцы отсоединяются от США
На модерации
Отложенный
В конце прошлого года индейцы племени лакота предприняли беспрецедентный демарш. Прожив в резервациях более 150 лет, коренные жители Америки решили выйти на тропу войны, топор которой был зарыт еще при легендарном Сидящем Быке . Племя объявило ни много ни мало о расторжении всех договоров с США. А также о немедленном отделении "своих" территорий. В состав нового государства должны войти земли Северной и Южной Дакоты, Небраски, Монтаны и Вайоминга. Индейцы говорят, что начинают выдачу паспортов и гарантируют право не платить налоги всем, кто откажется от американского гражданства. Кроме того, призывают индейцев других штатов присоединиться к их "государству". Вожди уже готовятся открыть дипломатические представительства в ряде стран.
Ханупа Глуха Мани: "Мы собираемся ввести свои паспорта"
вопрос: Почему вы вышли из договоров именно сейчас?
ответ: Потому что большинство пунктов этих договоров не выполнялось. В договорах говорилось: "Пока трава растет на этой земле и пока вода течет в реках, эта земля будет принадлежать индейцам". Но американцы используют наши ресурсы. Если бы все деньги, которые они зарабатывают на нашей земле, шли нам, мы бы уже были миллионерами. Политика США привела в тому, что мы вымираем. У нас самый большой в стране процент подростковых самоубийств, высочайшая безработица. Мы не получаем никакой помощи от правительства. Нам просто надоело это терпеть.
в: Разве вы не получаете дотации от властей?
о: Правительство выделяет для нас деньги, но наши местные власти не используют их по назначению. А ведь и взрослые, и дети очень нуждаются в деньгах. Ничего не делается для того, чтобы остановить наркотрафик в наших резервациях. У нас запрещен алкоголь, но его все равно привозят - незаконно. В июне прошлого года мы с несколькими активистами пытались не пропустить в нашу резервацию одну такую фуру, которая везла выпивку. Но нас арестовала наша же племенная полиция! Полицейские повалили нас на землю и арестовали (у индейца начинает дрожать голос. - "Известия"). Они сказали, что мы не имеем права сами наводить порядок. Но полиция же ничего не делает! В результате у нас настоящая эпидемия алкоголизма. Люди поголовно спиваются. Средняя продолжительность жизни наших мужчин - 44 года. Многие полицейские, расследующие случаи изнасилования, сами насилуют девочек.
в: А вы властям об этом сообщали?
о: Мы много раз обращались в министерство юстиции. Требовали провести расследование по отмыванию денег и коррупции в наших резервациях. Но никакого эффекта! То, что происходит, - это геноцид. Из-за действий американского правительства мы начинаем забывать свой язык, свою культуру, мы разобщаемся.
в: Кто поддержал вашу идею отделиться от США?
о: Очень многие по всей стране. Но есть индейцы, не знающие своего языка, своей культуры. Эти люди не согласны с нашими действиями. Они возмущаются, что мы не посоветовались с ними. Свое понимание и поддержку выразила Боливия. Президент этой страны Эво Моралес - сам индеец. Мы направили свое обращение в Венесуэлу, в посольство Чили. Мы обратились к ЮАР. Южноафриканцы должны нас понять, ведь долгие годы люди там жили в условиях апартеида.
в: Как вы будете обеспечивать свою независимость?
о: Мы собираемся ввести свои автомобильные права, свои паспорта.
в: А Белый дом на ваши инициативы как-то отреагировал?
о: Пока нет. Не знаю почему. Если ответа не последует, мы полны решимости продолжить процесс достижения независимости, потому что имеем на это полное право. Согласно нашим договорам, а также шестой статье Конституции США.
в: А если вам предложат заключить новые соглашения?
о: Что касается меня, то я только рад буду заключить с американским правительством новый договор, который поможет исправить сложившуюся ситуацию. Это для меня будет большой честью. Я уверен, что мы можем сесть за стол переговоров с республиканской и демократической партиями и выработать какую-то схему действий. Сейчас нас возмущает не только социальный упадок, но и то, какими методами американцы пытаются нас "очеловечить". Почти семь тысяч детей лакота живут в приемных американских семьях. Система образования построена таким образом, что мы забываем свой язык, свою культуру. Наша кожа красная, но нас вынуждают жить, как живут белые люди. Разве это не геноцид? У нас нет представительства в ООН. Мы коренной народ - с нами нельзя так обращаться. (Слышно, как индеец плачет. - "Известия".) Я люблю своих детей, люблю свой народ и хочу лишь, чтобы они были счастливы...
Легендарные краснокожие
Вождь племени хункапа-сиу (нынешние лакота) Сидящий Бык (Татанка Ийотаке) (1831-1890) возглавил сопротивление индейцев переселению в резервации. Объединившись с племенем шайенов, он одержал самую крупную победу индейцев над армией США в войне за право жить на своей земле: 25 июня 1876 года при Литтл-Бигхорне была разгромлена кавалерия генерала Каcтера.
Вождь племени чероки Секвойя (1760-1843) прославился как создатель первой в мире индейской азбуки. Остатки вымирающего ныне племени до сих пор пользуются этой единственной в мире грамотой, придуманной одним человеком.
Лидер апачей Гоятлай (Тот, кто зевает) по прозвищу Джеронимо возглавил последний на американском Западе индейский отряд сопротивления. В 1850-е его "боевой группе" из 38 человек более года удавалось уходить от преследования целой американской армии.
В конце концов он был схвачен. После десяти лет в тюрьмах Джеронимо зарабатывал на жизнь, торгуя открытками с собственным изображением.
В 1864 году белые поселенцы добрались до мест в Калифорнии и Орегоне, где всегда жили индейцы племени модоков. Американцы прогоняли индейцев, однако вождь Кинтпуаш, известный как Капитан Джек, каждый раз приводил свое племя обратно. Когда в 1872 году индейцы снова вернулись и за ними была послана армия, они решили отстаивать свое право на землю с оружием в руках. В одном из сражений модоки смогли убить 35 вражеских солдат, не потеряв со своей стороны ни одного. Война продолжалась несколько месяцев. В одном из боев Капитан Джек застрелил американского генерала Кэнби. Однако вскоре американцы прислали подкрепления и обратили индейцев в бегство. Через некоторое время Капитана Джека предали, он был схвачен и казнен, а после казни его обезглавили и отправили голову в Музей военной медицины в Вашингтоне. Так закончилась история сопротивления племени модоков.
Колумб - учитель Гитлера
В 1993 году вышла книга Дэвида Станнарда "Американский холокост. Завоевание нового мира". По мнению автора, уничтожение индейцев, начатое при Колумбе и не имевшее аналогов по уровню жестокости, может сравниться лишь с систематическим уничтожением евреев, цыган, славян и всех тех, чьи жизни нацисты считали "бесполезными".
12 октября 1492 года Колумб с экипажем в 90 человек впервые высадился на одном из Багамских островов. В своем дневнике он описывает первые впечатления от встреч с индейцами: "Местные жители разрешают нам ходить, где мы хотим, и отдают нам все, что мы просим". Вскоре первооткрыватель приходит к выводу: "50 солдат достаточно для того, чтобы покорить их".
Менее чем через год Колумб перешел к действиям. Со следующей экспедицией он привез полторы тысячи солдат, а также своры грейхаундов и мастифов, которых использовали для травли индейцев. Уничтожение целых деревень, изуверские пытки, убийства младенцев и скармливание их собакам на глазах матерей - вот чем ответил Колумб на доброту коренного народа.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Ханупа Глуха Мани - один из лидеров лакота. Как объяснил "Известиям" сам Ханупа, его имя перевести очень сложно. Точнее, перевести можно, а вот "сохранить многослойный смысл, который в состоянии передать лишь тонкий, образный язык лакота", почти невозможно. Имя Ханупы переводится примерно как "Идет, пока защищает Трубку".
Лакота против лакота
Ханупа был одним из делегатов, объявивших в Вашингтоне об инициативе лакота. Вместе с известным индейским правозащитником Расселом Минсом они дали пресс-конференцию, на которой обнародовали план действий: создание Республики Лакота, призыв ко всем странам признать право лакота на самоопределение, обращение к другим коренным народам, которым предложено вместе бороться за независимость. Мир облетела фотография, на которой Ханупа с ожесточением перерезает водительское удостоверение, выданное американскими властями.
Вскоре после этого, как выяснили "Известия", и сами лакота раскололись. Рассел Минс и Ханупа Глуха Мани не смогли уладить "личные противоречия". В итоге Минс возглавляет Республику Лакота, а Ханупа Глуха Мани - Лакота Ояте. Это то же самое, только на языке лакота.
Далеко не все лакота поддержали инициативу своих лидеров. Многие откровенно смеялись над ними, другие посчитали глупостью разрывать отношения с США, на территории которых находятся резервации индейцев. А что дальше? - рассуждали они. Война с США? Такие эпизоды уже были в истории индейцев. И чем они закончились, хорошо известно.
"Февральская революция"
27 февраля 1973 года Рассел Минс и еще 200 борцов за права индейцев, вооружившись автоматами, пистолетами и охотничьими ружьями, захватили местечко Вундед-Ни в резервации Пайн-Ридж. Захватчики заявили, что собираются ввести в поселке "племенное правление, независимое от коррумпированного и марионеточного правительства резервации". Они требовали расследовать все факты нарушения своих договоров с американским правительством, а также злоупотребления, совершенные Бюро по делам индейцев.
Однако многие соплеменники Минса, поддерживавшие руководство резервации, оказали сопротивление повстанцам и обвинили их в пособничестве коммунизму. Американские власти и вовсе назвали восстание "бунтом уголовников".
Восстание закончилось 8 мая 1973 года: поверив обещаниям правительства, повстанцы сложили оружие. После этого над Минсом и его командой состоялся судебный процесс, длившийся 4 месяца. В ходе следствия выяснилось, что ФБР незаконно прослушивало многих индейцев, а свидетели обвинения давали заведомо ложные показания. Всех обвиняемых оправдали, и Минс вышел на свободу.
Вода камень точит
Уровень жизни в резервации лакота - самый низкий в Америке и один из самых низких в мире. Детская смертность, по данным правозащитников, в пять раз превышает среднеамериканский показатель.
"Наш народ хочет жить, а не выживать, пресмыкаться или быть эмблемой на чьем-то автомобиле", - говорит индейская правозащитница Филлис Янг, которая организовала первую международную конференцию по защите прав индейцев в Женеве в 1977 году.
В этом году ООН, несмотря на протесты США, приняла декларацию о правах коренных народов. Кстати, Россия, на территории которой живет рекордное количество коренных народов, воздержалась при голосовании.
Комментарии