Интервью с создателем интернет-энциклопедии Wikipedia Джимми Уэльсом: \"Wikia не станет убийцей Google\"
На модерации
Отложенный
В этом убежден создатель интернет-энциклопедии Wikipedia ДЖИММИ УЭЛЬС. В эксклюзивном интервью корреспондентам газеты Handelsblatt ЮЛИУСУ ЭНДЕРТУ И ТОМАСУ КНЮВЕРОНУ он рассказывает о том, как развивается энциклопедия, о конкуренции с Google, о своем новом проекте интернет-поисковика, об угрозе Интернету со стороны государственной цензуры и о том, почему современным менеджерам очень полезно почаще заходить в Интернет.
— СМИ не устают твердить о том, что доверять Wikipedia нельзя из-за того, что в ней полным-полно ошибок. Вас это сильно расстраивает?
— Вообще-то, нет. Всем этим критикам я обычно отвечаю: посмотрите внимательнее, ведь качество-то постоянно улучшается. Достаточно выбрать наугад пару текстов, и это сразу видно. Впрочем, конечно, мы постоянно работаем над тем, чтобы поднять доверие к Wikipedia, — это бесконечный процесс.
— Создается впечатление, что Wikipedia поднялась на новый уровень: похоже, что работа над некоторыми статьями полностью завершена. Будут ли в будущем существовать окончательные текстовые версии по определенным темам?
— Нет, такого не будет никогда. Эта идея мне абсолютно не по душе. Знание подвержено постоянным изменениям, и мы хотим иметь постоянную возможность актуализации. Причем касается это не только раздела современных исследований. Историческое знание также подвержено изменениям. И даже если речь в этом случае идет не о новой информации, но ведь всегда могут появиться новые и лучшие объяснения или формулировки.
— Итак, статьям предстоит постоянное совершенствование. Как обстоит дело с технической стороной в Wikipedia — не выглядит ли она чересчур старомодной?
— Новации неизбежны и в подаче контентов. Недавно мы договорились о сотрудничестве с компанией Kaltura, которая разработала специальное программное обеспечение, позволяющее пользователям создавать и обрабатывать видеоролики, добавляя этот видеоконтент к статьям Wikipedia. Мне крайне любопытно, что из этого в конце концов получится. Кроме того, мы работаем еще над несколькими проектами по совершенствованию нашего программного обеспечения Mediawiki, однако ни один из них не достиг пока еще той стадии готовности, когда мы могли бы предложить его нашим пользователям.
— Сообщество Wikipedia постоянно разрастается. Не станет ли оно в один прекрасный день слишком громоздким?
— Если уж это произойдет, то, вероятнее всего, коснется англоязычного сектора, именно в нем наибольшее количество участников. Однако до сих пор мы не отмечали каких-либо принципиальных изменений всей среды Wikipedia в целом. Напротив, мы видим, что по отдельным направлениям идет образование все новых подгрупп, в которых обсуждаются свои темы. Несмотря ни на что, проблемы, связанные с разрастанием сообщества, существуют, и я сравнил бы это с ситуацией, когда в небольшую деревушку приезжает все большее число новоселов, и она постепенно превращается в город.
— Какие проблемы вы имеете в виду?
— Прежде каждый знал в Wikipedia каждого, потом пришло время, когда знали друг друга, как говорят, через одного. Сегодня же авторы, даже работающие над одной и той же темой длительное время, совсем не обязательно знакомы между собой. И вот это может стать проблемой, так как вся работа в Wikipedia строится на доверии. Раньше нужды в наглядной системе оценок не было. Авторы доверяли друг другу, поскольку работали вместе. Ныне же необходимо найти пути для того, чтобы такая доверительная коммуникация была бы возможна и в дальнейшем, чтобы каждый ощущал свое соучастие в общем деле, даже если отследить каждый шаг и каждое изменение сам он уже и не в силах.
— Какие изменения происходят в населении Wikipedia, становится ли оно вместе с вами старше или же отмечается сильная текучка кадров?
— Хотя мы работаем в режиме онлайн уже семь лет, но точно сказать в этой связи ничего не можем.
— Интернет предоставляет сегодня все больше различных возможностей, к примеру, в социальных сетях и даже в поисковиках. Не боитесь ли вы потерять из-за этого авторов Wikipedia?
— Нет, потому что думаю, что в вебе есть еще очень много людей, которые пока пассивны, но которых можно активизировать. По моему мнению, существует определенная цикличность развития среднего интернет-пользователя: сначала он ведет себя пассивно, затем постепенно открывает для себя возможности, которые ему предлагает Мировая паутина. Лишь на первый взгляд кажется, что различные предложения между собой конкурируют. Если приглядеться, то рост разнообразия возможностей для пользователя Интернета ведет и к увеличению числа людей, которые активно передвигаются по вебу. Ну а кроме всего прочего, еще очень много тех, кто вообще ни разу не заходил в Интернет.
— Иногда кажется, что это как раз те самые люди, которые принимают главные решения в экономике и в политике. Быть может, мы имеем дело с новой формой «цифрового неравенства»?
— В принципе это известный феномен: для меня загадка, откуда берется такой разрыв в информированности различных социальных групп. Однажды после моего доклада на форуме по проблемам СМИ директор одного крупного издательства задал мне вопрос, а правомерно ли то, что в Wikipedia имеются линки на чужие страницы в вебе? Мне показалось очень странным, что руководитель, который представляет отрасль, чья бизнес-модель подвергается со стороны Интернета сильной конкуренции, сидит себе на некоем информационном острове и совсем не понимает, что вокруг него происходит.
— Может быть, нужно, чтобы ведущие менеджеры жили в Интернете активной жизнью, были бы представлены, скажем, в социальной сети Facebook?
— Очень хороший вопрос. По крайней мере они должны иметь представление о том, что в вебе происходит. Думаю, что это веление времени очень актуально для руководящих кадров многих отраслей. Конечно, им необязательно лично уметь пользоваться всеми инструментами и платформами, однако они должны иметь представление о том, какие глубокие изменения происходят в нашей культуре. Согласен, что напрямую это касается не любой отрасли, некоторые затрагиваются только косвенно, но каждый менеджер должен представлять себе, насколько существенно может повлиять на настроение потребителя, например, опубликованная в веблоге критическая статья.
— Кстати, и вашу собственную новинку — поисковик Wikia Search — общественность восприняла негативно, она получила, как говорится, плохую прессу.
В чем причина?
— Вы знаете, мне самому было интересно: обычные газеты отреагировали очень положительно, а вот специализированные СМИ и Интернет буквально порвали нас на куски.
— Как же получилось, что оценки оказались столь полярными?
— Мы сами собирались объявить о начале проекта создания интернет-поисковика, а не о начале работы готового поисковика. Однако от нас ждали нечто грандиозного. В таких случаях разочарование неизбежно.
— Сколько времени вам понадобится, для того чтобы Wikia стал полноценным поисковиком?
— Думаю, что для достижения современного уровня технологии интернет-поисковика нам потребуется не менее двух лет. Лишь тогда мы сможем обеспечить качество результатов на уровне Yahoo! или Google. К сожалению, мы не находимся сейчас в той же комфортной ситуации, как и во время старта Wikipedia, тогда мы имели возможность спокойно работать, не привлекая к себе внимания общественности. С другой стороны, такой высокий уровень интереса — вещь тоже положительная, ведь мы можем вносить коррективы сразу, учитывая реакцию потребителя.
— Каково число обращений к Wikia?
— По общественному сетевому разделу (Social Networking) — более 20 тыс. пользователей. А в первый день работы мы зарегистрировали пять миллионов обращений к нашему поисковику, но это объяснялось большим вниманием со стороны прессы. В настоящий момент уровень цифр несколько ниже.
— Станет ли Wikia убийцей Google?
— Нет, ведь я и пытаюсь объяснить, что Google поисковым бизнесом не занимается. Поиск — это сервис, а бизнес-модель Google заключается в том, чтобы совместить рекламу с веб-контентом и заработать на этом. Наша бизнес-модель абсолютно другая, так как ставку мы делаем на программное обеспечение с открытым кодом. И если у нас все получится, а гарантий этого сейчас никто не даст, то мы окажемся в состоянии создать сотни специализированных поисковиков, у каждого из которых будет своя маленькая доля рынка, а не одного конкурента-гиганта для Google, работа которого строилась на основе некой секретной технологии. Самую большую опасность для Google представлял бы новый, усовершенствованный Google, который некие гениальные разработчики создали бы «на коленке» в каком-нибудь гараже и который с ходу бы занял 50% рынка. Наши же планы для Google скорее выгодны, ведь многие мелкие производители, чтобы добиться успеха, всегда стремятся найти большого партнера.
— Ну а может ли вообще что-то угрожать Google?
— Да, исчезнуть с рынка может любой концерн. И необязательно в этом будут виноваты конкуренты: бывает, что компания подставляет ножку себе сама. Однако не думаю, что Google в обозримом будущем что-либо угрожает, слишком уж он во многих областях силен. Впрочем, и постоянно сохранять лидирующую позицию для Google нелегко. Например, Microsоft сумела добиться монопольного положения из-за того, что потребитель попадает в своего рода плен продуктов: он вынужден использовать одно определенное программное обеспечение, для того чтобы иметь возможность работать и коммуницировать с другими. Поэтому он обращается к Microsoft. И не обязательно потому, что эти продукты лучше, а потому, что они более распространены. С этим обычно еще связано и нежелание менять фирму-производителя. В интернет-поиске все обстоит по-другому: здесь смена фирмы связана для пользователя лишь с крайне малыми расходами.
— Свободе Интернета грозит и другой вид оказания на него внешнего влияния — правительства пытаются поставить его под контроль, собирать данные о пользователях, обыскивать их компьютеры.
— Нам необходимо относиться к тем предлогам, под которыми государства вводят подобные ограничения или меры, весьма критично. Каков их смысл? Могут ли они действительно решить ту или иную проблему? Лучшим вариантом было бы принятие законов с указанием их конкретного срока действия, чтобы они автоматически прекращали действовать, когда нужда в них отпадет. Иначе от них не избавиться никогда.
— Ну а вообще, тотальная цензура возможна?
— Я очень внимательно слежу за тем, что происходит в Китае. С одной стороны, можно сказать, что попытка тотального контроля над Интернетом провалилась, ведь молодежь, да и все имеющие определенный уровень технических знаний, прекрасно знают, как обойти «государственный firewall». С другой стороны, цензура эта очень эффективна, так как большинство граждан просто не утруждает себя попытками ее обойти. Таким образом, масса людей получает через Интернет искаженное представление о мире. С чисто технической точки зрения полная цензура невозможна, что, кстати, касается и предотвращения террористических акций в вебе. Однако на уровне общества она работает прекрасно, и если эти меры на 99,9% успешны, то, значит, своей цели их инициаторы достигли.
— Планируете ли вы расширить Wikipedia и в плане выпуска печатной продукции?
— Да, мы хотели бы этого, но конкретных планов пока нет. Если исходить из нашей сверхзадачи, — чтобы Wikipedia как доступная и обширная энциклопедия дошла до каждого жителя планеты, то думать об этом мы просто обязаны, ведь компьютер с доступом в Интернет есть не у каждого.
— И последний вопрос: какие крупные перемены ожидают Интернет, что станет следующим big thing on the web?
— Думаю, что продолжится сильный рост сектора видео, хотя и сейчас тут уже много что происходит. И чем больше станет спектр пользователей, тем больше возможностей будет получено для совместного монтажа видеороликов, тем интереснее станет и тема видео в целом.
Джимми Уэльс — основатель онлайн-энциклопедии Wikipedia. Родился 7 августа 1966 года в США, обладатель степени бакалавра в области финансов Университета Оберна. С 1994 по 2000 год работал директором по исследованиям в Chicago Options Associates — чикагской компании, специализирующейся на операциях с фьючерсами и опционами. Известен как создатель поискового портала Bomis и Wikia Search, основанного на принципах работы Wikipedia. В марте 2000 года Уэльс запустил открытую онлайн-энциклопедию Nupedia, наработки которой были использованы в Wikipedia. Главной особенностью этого проекта является то, что он наполняется и редактируется в основном самими пользователями. Сегодня в Wikipedia более 9 млн статей на 250 языках. 15 января проекту исполнилось семь лет.
Комментарии