Сочи-2014: какие конфликты разгораются вокруг спортивных объектов?
На модерации
Отложенный
С тех пор, как в июле прошлого года Сочи был избран столицей зимних Олимпийских игр-2014, прошло семь с лишним месяцев. Как город-курорт изменился за это время? Не затягивается ли строительство олимпийских объектов? Что думают экологи по поводу массовой застройки склонов Кавказского хребта? Хватит ли снега для проведения соревнований?
Ответы на эти и другие вопросы искал спецкор “МК”, побывавший в Сочи ровно за шесть лет до открытия ХХII зимних Игр.
Сказать, что уже сейчас в Сочи есть все для проведения Олимпиады, естественно, нельзя. Не нужно забывать, какой год нынче на дворе. Как рассказал генеральный директор оргкомитета “Сочи-2014” Дмитрий Чернышенко, за основу взята схема “2-4-1”, разработанная организаторами Олимпийских игр 2012 года в Лондоне. Первая цифра здесь — количество лет, отведенное на проектирование работ (половина срока уже позади). Следующие 4 года — время большой стройки, уже, впрочем, начавшейся в горных районах. И, наконец, единичка — это срок для тестирования объектов. По правилам, на всех олимпийских “точках” предварительно должны пройти крупные соревнования — это нужно для их обкатки. Так, например, уже известно, что 12 февраля 2012 года на строящейся в Сочи горнолыжной трассе “Роза Хутор” (район Красная Поляна) состоится этап Кубка мира по горным лыжам: на этот счет уже есть официальное решение Международной федерации лыжных видов спорта.
Если верить Чернышенко, подготовка к Олимпиаде идет строго по намеченному плану, отставания от графика, представленного в Международный олимпийский комитет (МОК), на данный момент нет. А заместитель руководителя представительства оргкомитета в Сочи Ефим Битенев вообще считает, что сначала необходимо привести в порядок дороги, а уже потом приступать к строительству. И ведь с ним не поспоришь!
Впрочем, журналисты — народ подозрительный. Им помимо красивых слов всегда подавай конкретные дела. О них дальше и поговорим…
* * *
Как известно, все олимпийские объекты будут сосредоточены в двух районах Сочи — в так называемых прибрежном и горном кластерах, расположенных друг от друга в 40 минутах езды (это если без пробок). У моря раскинется громадный Олимпийский парк, составными частями которого станут Олимпийская деревня, стадион для церемонии открытия и закрытия Игр, место для награждения призеров, международный телецентр, главный пресс-центр, несколько отелей, сооружения для спонсоров, а также ледовые дворцы для конькобежного спорта, хоккея, керлинга, шорт-трека/фигурного катания. Их пока можно увидеть только на экране компьютера или на карте в рекламном буклете.
А вот новый аэропорт в 7 километрах от виртуального кластера уже давно существует. Терминал был спроектирован еще в 1988 году. В 1991-м из-за распада союзного государства стройка была заморожена. Как шутят местные чиновники, продержись Михаил Горбачев у власти еще хотя бы годок — в Сочи одной достопримечательностью стало бы больше. А так, простояв в недостроенном виде 15 лет, терминал превратился в неприглядный памятник ушедшей эпохе. Только в 2006-м там был проведен косметический ремонт для приема членов оценочной комиссии МОК, побывавших в Сочи ровно год назад. Однако в обычном режиме аэропорт заработает в лучшем случае лишь к концу 2008-го — планируется, что его пропускная способность в летнее, пиковое время будет составлять 3100 человек в час…
А сейчас там стоит гробовая тишина. Только на взлетно-посадочной полосе во время визита корреспондента “МК” одиноко томился личный самолет президента Белоруссии Александра Лукашенко, прилетевшего в Сочи по примеру Владимира Путина покататься на горных лыжах. Что касается старого терминала, то в будущем он будет переоборудован под вокзальный комплекс для малогабаритной авиации.
* * *
Если на сочинском побережье по олимпийской тематике смотреть пока не на что, то горы осваиваются быстрее. Для начала еще немного общих данных. В горном кластере (примерно 47 км от аэропорта. — “МК”) найдут пристанище семь спортивных объектов плюс малый пресс-центр и дополнительная Олимпийская деревня. Поклонникам фристайла, бобслея, скелетона, санного спорта, лыжных гонок и двоеборья, биатлона, прыжков с трамплина, сноуборда, фристайла и горнолыжных дисциплин придется проделать тот же маршрут, что и нам, журналистам, в конце прошлой недели. Сначала на машине по горному серпантину до поселка Красная Поляна, а дальше — по интересам.
Одним из центральных объектов будущей Олимпиады станет горнолыжный курорт “Роза Хутор”. На его спортивных трассах общей площадью 43 гектара, расположенных на высотах от 940 до 2232 метров с единой зоной финиша, пройдут соревнования сразу по 10 олимпийским видам спорта: скоростному спуску, супергиганту, слалому-гиганту, слалому и комбинации у мужчин и женщин.
Пока в Красной Поляне в основном ведутся подготовительные работы, и журналисты вынуждены постоянно призывать на помощь свое воображение. “Вон там будет трамплин”, — говорит один из наших гидов. Мы честно смотрим в указанном направлении, но видим только небольшую прогалину на покрытом лесами горном склоне. Зато на противоположной стороне от виртуального трамплина хорошо просматривается здание, на фасаде которого красуется надпись: “Продаются апартаменты”. Их будущим обладателям можно только позавидовать: во время Олимпиады они смогут наблюдать за борьбой летающих лыжников, не выходя из квартиры. Да еще горная речка под окнами и вид на Кавказский хребет — чтоб я так жил!
Вообще гостиничная инфраструктура по темпам строительства пока опережает всю остальную. Отели в Красной Поляне растут как грибы после дождя. В самом дорогом из тех, что довелось увидеть, двухместный номер стоит 7200 рублей в сутки с полупансионом. О том, какие здесь будут цены (причем не только за проживание в гостиницах!) через шесть лет, в дни Олимпийских игр, даже страшно представить. Мои коллеги после посещения обычного магазина хозтоваров пребывали в легком шоке: по сравнению с Москвой вся продукция там дороже примерно в два раза!
* * *
Полностью готовых объектов в горах нет. Есть биатлонная трасса, но без стадиона и стрельбища. Благодаря финансовым вливаниям самой крупной российской госкорпорации сдана первая очередь одного из трех горнолыжных курортов, но в нынешнем виде это пока не олимпийский, а туристический объект. За 1000 рублей в день плюс расходы на прокат инвентаря любой желающий может утолить свою горнолыжную страсть, если таковая имеется.
В небе постоянно мечутся вертолеты. Говорят, на “Розе Хутор” так озабочены проблемой экологии, что решили не прокладывать лишних дорог через вековые леса, и перевозят бетон по воздуху. Это дорого, но зато гуманно по отношению к природе. А есть компания, которая не мудрствуя лукаво “скальпирует” целые склоны. У каждого свой подход…
Директор российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин пожаловался, что до 2006 года с экологами в Сочи никто не советовался. Ситуация изменилась после того, как председателем Организационного комитета по поддержке выдвижения Сочи на проведение Олимпиады-2014 был назначен вице-премьер Правительства РФ Александр Жуков. Сейчас экологические организации настаивают на переносе олимпийской санно-бобслейной трассы из долины ручья Пслушенок в другое место. Причина в том, что с ней граничит Кавказский заповедник. “Проблема не в самой трассе — она не такая длинная, а в сопутствующей ей инфраструктуре, которая нанесет вред природоохранной зоне”, — считает профессор Анатолий Кудактин. Скорее всего требование борцов за экологию будет удовлетворено.
Другой предмет их недовольства — предлагаемые варианты олимпийской эмблемы. “Дед Мороз и снежинка не соответствуют имиджу Сочи. Куда уместнее было бы поместить на эмблему переднеазиатского леопарда, жившего в здешних лесах до 20-х годов прошлого века, или на худой конец кавказскую гадюку или малоазиатского тритона”, — предлагает представитель Сочинского национального парка (СНП) Борис Туниев.
И, наконец, еще один животрепещущий вопрос касается снега. Это только кажется, что в горах его всегда полным-полно. А без снега — какая зимняя Олимпиада?! “У нас бывает по-всякому. В один год может засыпать так, что гор не найдешь, а иной раз и снежинки с неба не упадет”, — подтверждает Анатолий Кудактин.
Будет ли снежным 2014 год — на этот вопрос никто сейчас не ответит. Чтобы не ошибиться в прогнозах, исследуются метеосводки аж с 1907 года. Кроме того, на горных трассах будут установлены системы искусственного оснежения. Правда, есть один нюанс: минимальная температура, при которой эти установки могут работать, — минус 2—3 градуса. Между тем во время нашего визита в Красную Поляну такой морозец был лишь по ночам…
Комментарии