Новая система ротации кадров в Думе приведет к профанации избирательной системы в России

На модерации Отложенный

Уже в самое ближайшее время избирательная система России может претерпеть существенные изменения. Всему виной готовящиеся в недрах Госдумы поправки в закон «О статуте депутата». Если они будут одобрены, то нижняя палата российского парламента может недосчитаться ряда депутатов. А их места займут люди, изначально в списках не числящихся. Причём задним числом, так сказать, постфактум.

Речь при этом не идёт об успешно функционирующей последние полтора десятилетия системе «паровозов», в соответствии с которой избирательные списки – и федеральные и региональные – возглавляли известные политики, сразу после выборов уступавшие свои места следующим в списке кандидатам. Из Думы в случае принятия поправок могут уйти депутаты, выбранные народом, но без которых, по мнению руководства той или иной фракции, на Охотном Ряду можно вполне обойтись. Инициатором «ротации кадров» – а именно так на языке парламентариев называется «разводка» избирателя – выступил лидер фракции «Справедливая Россия» Александр Бабаков. Причем его, похоже, готовы поддержать и представители других фракций.

Как известно, представители некоторых партий накануне выборов надавали обещаний неким состоятельным и влиятельным людям. Эти люди в немалой степени способствовали материальному процветанию политических структур, но в Думу при этом не попали. Известные люди, между прочим: достаточно назвать имена московского банкира Александра Лебедева, предпринимателя из Екатеринбурга Евгения Ройзмана или Алексея Митрофанова, ещё недавно считавшегося правой рукой Владимира Жириновского. Характерно, что «должок» перед всеми вышеперечисленными – именно у «Справедливой России», которую и представляет автор проекта ротации депутатских кадров Александр Бабаков. Вот и думай теперь, случайно так вышло или нет.

Коммунисты, к примеру, считают, что отнюдь не случайно: «Сейчас в «Справедливой России» раздумывают, как рассчитаться с долгами, которые успели наделать в период избирательной кампании, – без обиняков заявляет Николай Харитонов. – Все средства хороши: и персональный состав народных избранников, как выясняется, дело десятое, и Дума может измениться. Нам говорят: ведь изменится не главное, не численность фракций, а только их персональный состав. Ничего себе! Выходит, что собираются узаконить право открыто дурить избирателя!»
В Компартии не скрывают, что не будут голосовать за проект Бабакова: во-первых, потому, что в этом случае в Думе наверняка окажутся «люди родом из 90-х годов, которых ни один избиратель в здравом уме не поддержит». А во-вторых, нечего поощрять думскую коммерцию: если кто-то кому-то что-то там должен, пускай рассчитывается чем угодно, только не депутатскими мандатами.

«Вы посмотрите, какой цинизм, – негодует лидер коммунистов Геннадий Зюганов. – Избирателя низводят до уровня декорации, до уровня шутовской свиты. Сначала назначают преемников, а теперь будут назначать и депутатов. Совсем заигрались.

Между прочим, законопроект Бабакова выгоден не только «Справедливой», но и «Единой России», хотя представители этой фракции и отзываются о нем скорее иронически. Тем не менее свои резоны поддержать ротацию кадров есть и у «единороссов», об этом говорилось и на высшем политсовете партии: появляется возможность устранять членов фракции, которые практикуют непозволительные «закидоны». В качестве примера анонимный и весьма высокопоставленный «единоросс» привёл такой пример: недавно его однопартиец, а по совместительству казачий атаман Виктор Водолацкий подписал указ о реабилитации атамана Петра Краснова, повешенного в 1947 году за предательство родины и сотрудничество с немецко-фашистскими оккупантами. Водолацкий подписал документ не как депутат «Единой России», а как атаман Войска Донского, но это ничего не меняет: так или иначе, избиратель станет связывать его имя, имя нацистского преступника и название крупнейшей думской фракции в единое целое. А это уже опасно. Сегодня лишить мандата Водолацкого нельзя, а это создаёт свои сложности: другие депутаты тоже позволяют себе двусмысленные и фривольные поступки, никак не способствующие сохранению партийной дисциплины. И в этом случае закон о ротации кадров – панацея. Однако, по мнению «единоросса», совсем необязательно допускать ротацию кадров вне избирательного списка: и в самом списке можно подобрать достаточно достойных кандидатур из числа не прошедших в Думу.

Действительно, если ротация депутатского состава проходила бы в рамках избирательных списков, это было бы ещё куда ни шло. Но есть среди «единороссов» и сторонники игры в тёмную. Есть и такой сценарий, согласно которому в Думу должны попасть представители «правого крыла» российского общества. Не «Яблоко» и СПС, а кто-то другой, с аналогичной идеологией, но при этом хорошо управляемый и не вызывающий идиосинкразии у потенциальных избирателей. Таким «новым правым» признаётся лидер «Гражданской силы» Михаил Барщевский. Но вот беда: электоральный потенциал его партии стремится к нулю. Между тем в Думе он был бы очень полезен именно как законодатель. Но как ему туда попасть, если избиратель – хоть плачь – не захотел отдавать ему свой голос? Вот тут-то и пригодился бы закон о ротации кадров.

Сам автор идеи ротации кадров Александр Бабаков чувствует себя более чем уверенно: «Во-первых, пока речь идёт не об отдельном законопроекте, а о поправках в закон «О статусе депутата Госдумы», они уже нами подготовлены. Речь пойдёт о лишении полномочий депутатов в случае конфликта с руководством фракций. Новый законопроект будет внесён в парламент этой зимой, а первые его жертвы не заставят себя долго ждать. Но не надо драматизировать: поправки в закон «О статусе депутата Госдумы» предусматривают отнюдь не расправу с неугодными, они лишь дают право в случае нарушения каким-либо депутатом партийной и фракционной дисциплины не только исключать его из фракции, но и лишать депутатского мандата, передавая его мандат следующему кандидату из списка. А по ныне действующему законодательству исключённый из фракции депутат всё равно остаётся в Госдуме. Мандат можно потерять только в случае перехода из фракции во фракцию».

Если верить Бабакову, формальным поводом для подготовки законопроекта послужили не эфемерные обязательства руководства «справороссов» перед некими влиятельными лицами, а «непопадание» в Думу лидеров калужского, пензенского и хабаровского списков: Натальи Нарочницкой, Алексея Митрофанова и Александра Чуева. Есть и ещё один момент, он вроде бы незначительный, но настырным червячком точит самолюбие Сергея Миронова: перед самыми выборами, если помните, разразился скандал в кировском отделении «Справедливой России». Лидер регионального списка Игорь Касьянов предложил однопартийцам инициировать самороспуск и влиться в ряды «Единой России». Раскольника из партии, как водится, выгнали, но вот из предвыборного списка – увы. Было уже поздно. И Касьянов получил депутатский мандат.

Руководство «справороссов» уверено в том, что их инициативу поддержит и «Единая Россия». «У нас были проблемы со Светланой Горячевой из-за её разыгравшихся амбиций, – сообщил автору источник в «Справедливой России». – Она подняла шум из-за того, что её «обнесли» во время распределения должностей, уведя из-под носа комитет по делам женщин, семьи и детей. Но и «Единая Россия» столкнулась с аналогичными проблемами, когда Иосиф Кобзон и Станислав Говорухин покинули комитет по культуре в знак протеста против назначения его председателем Григория Ивлиева. Так что договоримся».

Однозначно поддержат инициативу «справороссов» в ЛДПР. Об этом уже сообщил руководитель фракции либерал-демократов Игорь Лебедев – мол, мы всегда ратовали за то, чтобы лишать мандата за неподчинение партийной дисциплине: «Сейчас только самостоятельный выход из фракции влечёт за собой сдачу мандата, а мы ещё хотим включить пункт об исключении».

Выходит, инициатива с ротацией кадров сегодня устраивает многих, почти всех. К чему это приведёт? Неизбежно – к увольнению депутатов, у которых нет политического веса, недостаёт влияния и денег. Да, возможно, под раздачу попадут и прогульщики, но явно, что не все, на усмотрение руководства фракций. Депутаты лишатся остатков самостоятельности, рядовые россияне – возможности видеть в законодательном органе тех, за кого мы, собственно, и голосовали. Ну а сама нижняя палата российского парламента – а стало быть и законодательная власть в стране в целом – лишится даже тех остатков доверия, которое ещё питают к ней россияне.