Минфин отменяет аудиторскую тайну

На модерации Отложенный Москва, Февраль 05 (Новый Регион, Алексей Усов) – Минфин и Центробанк готовят поправки к законам «О Банке России» и «Об аудиторской деятельности», которые фактически аннулируют понятие аудиторской тайны. По новым документам, ЦБ и другим надзорным органам будет открыт доступ практически к любой информации, собранной аудитором в банках, финансовых и страховых компаниях. Представители бизнеса считают, что одним из результатов нововведений власти станет массовая фальсификация аудита банков и финансовых компаний.

Кампания по давлению на аудиторские компании для сбора государством информации о незаконных операциях их клиентов грозит перерасти в систему, отмечает газета «Коммерсант» и подтверждает свои выводы положениями последней версии проекта закона о поправках в законы о ЦБ «Об аудиторской деятельности» и «О банках и банковской деятельности», которые в случае принятия практически полностью аннулируют понятие аудиторской тайны в банковском бизнесе. Поправки обсуждаются советом по аудиторской деятельности при Минфине с участием ЦБ. Директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский уже уведомил о них Ассоциацию российских банков.

Поправки прямо устанавливают обязательство для аудиторов передавать в ЦБ, ФСФР и Федеральную службу страхового надзора (ФССН) информацию о деятельности их клиентов, а клиентам запрещается предпринимать какие-либо действия для ограничения круга информации, которая может быть доступна аудитору и передана в ЦБ. Список фактов, о которых аудитор, безусловно, должен сообщать в надзор, определен максимально широко. Это любые факты о деятельности банка или инвесткомпании, которые могут привести к прекращению ее деятельности из-за нарушения законов и нормативных актов ЦБ. Кроме того, аудитор должен сообщать ЦБ о «недобросовестной» деятельности клиента по отношению к аудитору, а также о выявлении любых операций, которые могут привести к отказу аудитора подписывать аудиторское заключение.

Действующий закон «Об аудиторской деятельности» не предполагает передачи информации о состоянии дел клиента кому бы то ни было, кроме как по решению суда.


На поправки от Центробанка и Минфина бизнес-сообщество откликнулось эмоционально. «Этот закон попросту оставит нас без работы», – приводит издание комментарий руководителя департамента международной отчетности и банковского аудита аудиторско-консалтинговой группы «BKR интерком аудит» Еленаы Коротких. По ее словам, от новаций пострадают прежде всего крупные российские аудиторские компании, которые неизбежно столкнутся с оттоком банков-клиентов. «Никакой банк не допустит, чтобы на него «стучали» ЦБ», – утверждает эксперт. Вице-президент аудиторско-консалтинговой компании ФБК Алексей Терехов оказался еще более категоричным, и назвал возможные последствия принятия законопроекта «катастрофическими». «Это будет конец банковского аудита в его классическом определении – как независимой стороны, проводящей оценку достоверности банковской отчетности. Банковский аудит станет довольно рискованным делом, ведь проект обязывает немедленно сообщать о любом нарушении законодательства, приведшем к искажению отчетности, насчитывающей сотни форм (из которых далеко не все исследуются аудиторами). Аудиторов обязывают сообщать о «недобросовестных действиях», однако четкого определения этого термина не существует. Значит, трактовать его будет чиновник ЦБ и его суждение станет критерием истины»,– рассказал он.

В ЦБ и Минфине отказались комментировать проекты поправки. Источник, пояснив лишь, что в Минфине и Банке России осознают риски, связанные с поправками, однако считают, что такая схема работы «соответствует международной практике» и, в конечном счете, себя оправдает. Эксперты издания в Госдуме считают ссылки на международную практику несостоятельными: так, в Великобритании и Швейцарии список обязательной к раскрытию аудитором информации жесток, а в ряде случаев аудитор сам вправе определять существенность нарушения для целей надзора.