Смогут ли власти закрыть дорогу в небо авиадебоширам

На модерации Отложенный

Скоро на борту каждого пассажирского самолета России появятся маршалы. Одетые в штатское и вооруженные травматическими пистолетами, сотрудники спецподразделения МВД будут помогать бортпроводникам справляться с дебоширами.

С такой инициативой выступили на днях руководители транспортной милиции Москвы. Впрочем, службу маршалов, успешно действующую на Западе, у нас еще только предполагается создать. А пока все больше и больше отечественных авиакомпаний практикуют другой способ поддержания порядка на борту самолетов – «черные списки» нежелательных пассажиров. Авиаперевозчики неохотно говорят об этих сомнительных с точки зрения закона базах данных. Зато чиновники Минтранса открыто предлагают публиковать в Интернете имена дебоширов, которым будет закрыт путь в небо.

Как сообщил «НИ» руководитель пресс-службы «Трансаэро» Сергей Быхал, такая мера наказания, как занесение авиапассажира в «черный список», призвана оказывать на потенциальных нарушителей психологическое воздействие. И оно действительно оказывается, ведь все, что связано с этими списками, окутано тайной. До сих пор точно не известно, сколько россиян занесено в эти списки, за что туда можно попасть и, главное, какие меры воздействия применяются к черносписочникам. «А ведь по российскому законодательству авиаперевозчик не имеет права отстранять пассажира от полета или отказать ему в продаже билета из-за ранее допущенных этим пассажиром нарушений», – объяснил «НИ» начальник комплекса авиационной безопасности ГТК «Россия» Денис Муравьев.

Тайна «черной метки»

«Когда наверху не решают проблемы авиабезопасности, нам приходится находить свои методы, и список нарушителей – один из самых действенных, – сообщил «НИ» представитель крупной российской авиакомпании, согласившийся на условиях анонимности раскрыть тайну «черных списков». – В базу дебоширов заносятся люди, которые нарушили правила нахождения на борту самолета и подвергли опасности чужие жизни. Информацию о хулиганах передает экипаж самолета. Когда борт приземляется, к дебоширу подходит представитель авиакомпании и говорит ему: «Просим не покупать билеты нашей авиакомпании, они вам проданы не будут». Это и означает, что отныне вы – в «черном списке». В базу вносятся паспортные данные, так что ошибки, как в Америке, когда за террористов принимались однофамильцы и грудные дети, практически исключены. Сама база находится в электронном виде». По данным источника «НИ», в течение двух лет дебоширу будут отказывать в билетах под разными предлогами, потом «черная метка» может быть снята. Впрочем, представитель авиакомпании тут же добавил, что число людей, которым не продадут билет, составляет не более сотни.

Однако сами дебоширы могут не запомнить, что им сообщали. «Мне бортпроводники что-то говорили о «черном списке», но что конкретно – не помню, так как я был пьян, – рассказал «НИ» футбольный болельщик Андрей Нестеренко. – Таких, как я, было полсалона. Мы летели из Германии, где был чемпионат мира по футболу, и громко обсуждали матчи. Не думаю, что всех внесли в список. Правда, я больше не брал билеты у этой авиакомпании – мало ли что, потом перед друзьями будет неловко».

Конечно, вопрос о внесении в список так называемых ВИП-пассажиров – депутатов, чиновников, крупных бизнесменов и звезд – решается в отдельном порядке. «Иногда может быть принято решение – неофициально переговорить с представителями высокопоставленного дебошира, – продолжает наш источник. – Тогда им сообщается, что если инциденты будут продолжаться, то нарушителя выведут из самолета в наручниках под прицелом репортерских объективов. А кому из «випов» это понравится?»

На буйных нет управы

Самый старый список у «Аэрофлота» – о нем заговорили еще в конце 2003 года. Позже этому примеру последовали другие перевозчики. Авиакомпании оправдываются тем, что не видят другого способа снизить волну нарушений порядка пассажирами во время полетов. Так, в начале века Международная ассоциация авиационного транспорта забила тревогу. По ее данным, за последние годы число случаев нарушения пассажирами правил поведения на борту выросло аж в пять раз! В России в те же годы подобные инциденты стали происходить в четыре раза чаще. Причем хулиганство в воздухе, в отличие от наземного, легко может привести к жертвам.

«К сожалению, и сейчас случаи нарушения пассажирами правил поведения на борту происходят часто. Большинство – на курортных направлениях, – говорит Денис Муравьев. – Только за январь на рейсах авиакомпании «Россия» произошло три подобных случая. Одним из нарушителей был пассажир бизнес-класса». А вот еще два крупных январских инцидента. Виновником одного из них стал 25-летний уроженец Калмыкии, летевший рейсом «Аэрофлота» из Калининграда в Москву. Пьяный пассажир оскорблял окружающих, а когда его начали успокаивать, затеял драку.

Пришлось связать его по рукам и ногам и запереть в туалете до приземления самолета. А в начале января разборки на борту рейса «Трансаэро», следовавшего из Бангкока в Екатеринбург, устроил пьяный пассажир бизнес-класса. Он начал кричать, что ему не нравятся соседи по салону. Стюардам не удалось успокоить дебошира даже оплеухами. А когда его связали скотчем, он начал биться о стены и расквасил себе нос.

«Если бы в России была, как на Западе, служба маршалов – представителей правоохранительных органов на борту самолета, то число нарушений было бы сведено на нет, – говорит представитель «Трансаэро» Сергей Быхал. – В прошлом году руководство нашей авиакомпании было вынуждено на свои средства ввести такую службу, и это уже принесло плоды – число ЧП снизилось. Правда, мы не можем использовать ни наручники, ни травматические пистолеты. В нашем распоряжении лишь скотч».

Частично помог решить проблему дебоширов августовский запрет на провоз жидкостей в самолете. Правда, как отмечают авиакомпании, тут же увеличилось число инцидентов в аэропорту.

Утихомирить воздушных хулиганов без применения «черных списков» могли бы жесткие штрафные санкции. Но как раз с ними в России просто беда. «За попытку разбить стекло и на земле, и на борту самолета хулиган будет оштрафован одинаково – лишь на 500 рублей! – возмущается г-н Быхал. – Но это несоразмерные по своим последствиям действия». За повышение штрафов выступил в конце прошлого года и заместитель начальника службы авиационной безопасности «Аэрофлота» Азат Зарипов. Он тогда сообщил, что в Европе за употребление спиртного и курение на борту пассажир должен заплатить 3 тыс. долларов, а в Австралии – и вовсе 4,8 тыс. долларов. А у нас – все те же 500 рублей! К сожалению, за последние четыре года депутаты несколько раз заворачивали проекты по ужесточению санкций для буйных пассажиров. В авиакомпаниях этот факт комментируют с шуткой: мол, законотворцы сами частенько ведут себя некорректно в полете, вот и не хотят платить штрафы.

Признание наполовину

В Минтрансе знают об инициативах авиакомпаний. «Я в курсе, что в некоторых авиакомпаниях, в частности в «Аэрофлоте» и «Трансаэро», такие списки пассажиров есть», – сообщил «НИ» начальник отдела общественных связей Минтранса России Тимур Хикматов. Но все же официально авиакомпании не любят говорить о «черных списках». Даже несмотря на то, что несколько раз в год, обычно после громкого ЧП на борту, их представители грозят дебоширам внесением в список. Так, в мае прошлого года компания «Уральские авиалинии» объявила о намерении создать такую базу после того, как пассажир напал на командира экипажа, однако потом отказалась от этого. «Информационной базы по дебоширам у нас нет, и в данный момент ее создание не планируется», – рассказал «НИ» директор по авиационной безопасности «Уральских авиалиний» Владимир Латохин.

Представители «Аэрофлота» открещиваются от «черных списков». «Но мы знаем пассажиров-нарушителей, – сообщили «НИ» в пресс-службе крупнейшего российского авиаперевозчика. – Они у нас на заметке».

О том, что в авиакомпании есть база случаев нарушений, «НИ» открыто сообщили в ГТК «Россия». «У нас нет «черных списков», но учет нарушений и связанных с ними обстоятельств ведется, – признал начальник комплекса авиационной безопасности ГТК «Россия» Денис Муравьев. – Мы анализируем эти инциденты и вырабатываем комплекс превентивных мер».

Не скрывают наличие базы и в «Трансаэро». «Мы записываем нарушителей, – говорит Сергей Быхал. – Но у нас еще не было случая, когда занесенный в базу пассажир попытался купить билет. Вот когда он это сделает, тогда будем решать, как реагировать».

Проблема государственного масштаба

Есть вероятность, что скоро под запретные списки дебоширов, равно как и службу маршалов, будет подведена законодательная база. В конце января о «черных списках» нарушителей зашла речь в Санкт-Петербурге. Тогда, подводя итоги прошлого года, начальник Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте Анатолий Жуковский сообщил, что авиакомпании, усиливая меры безопасности, будут составлять списки граждан, демонстрирующих неадекватное поведение. А в прошлом году эту тему затронули представители Минтранса. В августе заместитель главы Ространснадзора Владимир Черток сообщил, что неадекватное поведение авиапассажиров становится реальной угрозой безопасности, поэтому они планируют публиковать фамилии «ненадежных пассажиров» на сайте их ведомства. Однако эта инициатива еще не введена в действие. Представитель Минтранса России Тимур Хикматов заверил «НИ»: «Списков пассажиров, находившихся в пьяном виде на борту самолета, мы пока не составляем». Но ведь это пока...