Дети-убийцы: новый вид оружия в современной войне
На модерации
Отложенный
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал Совет Безопасности ввести санкции против армий и группировок, которые используют в качестве солдат детей в военных конфликтах. В обнародованном вчера докладе говорится, что вербовка детей регулярно происходит в Афганистане, Бурунди, Чаде, Судане, Колумбии, Непале, Мьянме, Сомали, Шри-Ланке, Уганде, Демократической Республике Конго, Центральноафриканской Республике и на Филиппинах. Он предложил передавать дела о преступлениях в отношении детей Международному уголовному суду, а также применять к сторонам конфликтов специальные меры, в том числе вводить ограничения на поездки лидеров.
На протяжении 10 последних лет мировое сообщество пыталось всячески остановить эксплуатацию детей в военных конфликтах. 12 февраля 2002 года вступил в силу Факультативный протокол к Конвенции по правам ребенка. Документ поднял минимальную возрастную планку для непосредственного участия в вооруженных конфликтах до 18 лет с установленного ранее Конвенцией по правам ребенка и иными правовыми актами значения, равного 15 лет. Договор запретил принудительную вербовку в правительственные силы лиц, не достигших 18 лет. Применительно к негосударственным вооруженным группировкам договор запретил любую вербовку – и добровольную, и принудительную – лиц, не достигших 18 лет. Документ был призван покончить со злоупотреблениями, жертвами которых каждый день становятся тысячи детей-солдат.
Тем не менее число детей, привлеченных к участию в вооруженных группах, остается высоким. В 2007 году в военные конфликты было вовлечено около 250 тысяч детей, однако точных цифр назвать не может никто. Чаще всего детей вербуют из лагерей беженцев. Так, в последнее время поступали сообщения о том, что группировка «Каруна» похищала и вербовала детей из лагерей для внутренне перемещенных лиц в Шри-Ланке. В Демократической Республике Конго во время недавней вспышки насилия боевики лидера повстанцев Лорана Нкунде вербовали детей в лагерях для внутренне перемещенных лиц в провинции Северная Киву.
Как правило, детей забирают силой, однако существуют и некоторые хитрые уловки. В Шри-Ланке, например, боевики вербуют самых младших детей в семьях, гарантируя, что вернут их, как только их старшие братья закончат школу. Однако чаще всего эти дети либо не доживают до времени прихода старших братьев в армию, либо не хотят возвращаться к мирной жизни. Кроме того, боевики часто делают налеты на школы и убивают учителей, лишая детей образования. Вербовать детей, не занятых учебой, становится гораздо проще.
В своем докладе генсек ООН отмечает, что дети в военных конфликтах становятся «пушечным мясом». В Афганистане движение «Талибан» и другие повстанцы используют детей как человеческий щит, а также для нападений в качестве террористов-смертников. В феврале 2007 года мальчик в возрасте 12 лет убил себя и охранника и ранил четырех мирных жителей, пытаясь проникнуть в полицейский участок в городе Хост.
В Ираке «Аль-Каида» использует детей для отвода глаз при подрыве машин террористами-смертниками. 21 марта 2007 года двое детей использовались для облегчения проезда машины со взрывчатыми материалами через КПП Многонациональных сил в Ираке (МНС-И) в зоне Аш-Шааб района Адхамийя в северо-восточной части Багдада. Затем эта машина была взорвана вместе с детьми, в результате чего пять человек погибли, включая двоих детей, и еще семь человек получили ранения. Кроме того, повстанцы в провинции Анбар заставляют детей минировать дороги. 21 марта 2007 года мальчик 14 лет на велосипеде взорвал на себе пояс смертника около иракского полицейского патруля в центральной части Хадиты, в результате чего были убиты трое полицейских.
Во время вооруженных конфликтов девочки, а иногда и мальчики, становятся жертвами различных форм сексуального насилия. В суданской провинции Дарфур «изнасилование является одним из способов ведения войны».
На Гаити с января по июнь 2007 года члены вооруженных и преступных формирований изнасиловали 54 ребенка, 10 из которых стали жертвами группового изнасилования. 7 мая 2007 года 15-летняя девочка была изнасилована шестью вооруженными мужчинами в Буа-Неф, а 10 мая 2007 года 17-летняя девушка была изнасилована шестью вооруженными мужчинами в Гран-Раивне, контролируемом бандой Галиль.
Факты, отраженные в докладе Генсека ООН, конечно, не могут передать истинного положения дел. Недавно пастор христианской церкви Откровения конца света в африканской стране Гане 37-летний Джошуа Мильтон Блайи вернулся на свою родину в Либерию, чтобы признаться, что, будучи ребенком-солдатом во время гражданской войны, приносил в жертву младенцев и ел их сердца. Он стал солдатом, когда ему было 11 лет. Во время первой гражданской войны в Либерии 1989–1996 годов Блайи был известен как «генерал голая задница». Солдаты его отрядов во главе с «генералом» шли в бой нагишом. Вожак позволял оставлять на себе только сапоги. Такую тактику использовали для запугивания врагов. «Перед тем как идти в бой, мы напивались, принимали много наркотиков, приносили в жертву кого-нибудь из местных подростков и съедали их сердца. Это должно было способствовать победе, – рассказывает Блайи. – Потом раздевались, оставаясь в одних сапогах, брали автоматы и двигались в бой. Убивали всех, кого встречали на пути. Отрезали головы и играли ими в футбол. Мы были голыми, пьяными и бесстрашными. Убивали сотни людей. Даже не могу подсчитать сколько, где-то тысяч 20». Эксперты отмечают, судьбу Блайи повторил не один ребенок в странах Азии и Африки, где практикуют вербовку детей.
Эксперты отмечают, что, пережив подобные жизненные ситуации, дети-солдаты становятся совершенно потерянными для общества и не приспособленными к будущей жизни. Их психика быстро заполняется жуткими картинами зверских убийств и насилия, что не может не оказать влияния на их дальнейшую жизнь. «Во многих странах призыв в армию имеет символическое значение: если брать в идеале, то мальчик превращается в мужчину, преодолевая препятствия ради защиты своего государства и семьи. Однако в данном случае призыв на военную службу не имеет «благой» цели. Это уже не школа жизни, а школа насилия. Конечно, мальчишкам кажется интересным играть с оружием и строить из себя «крутых парней», но на деле эти дети превращаются в пушечное мясо. Видя все это, у них смещаются понятия о том, что хорошо, а что плохо. Только ребенок может привыкнуть использовать человеческую голову вместо мяча. Формирование мужчины заканчивается только в 25 лет. До этого времени его психика неустойчива, и такая моральная нагрузка травмирует этих детей навсегда. Как правило, это выливается в жуткую агрессию. Вернуться к нормальной жизни после этого невозможно», – сказал РБК daily психиатр Алексей Самохин.
Эксперты отмечают, что мировое сообщество должно прилагать максимум усилий, чтобы подавить вербовку детей в странах Азии и Африки. «Это позорная практика, которая нарушает все нормы мирового права и лишает страны Азии и Африки будущего. Их подрастающее поколение обречено быть бандитами, ведь молодые люди ничего не умеют, кроме как убивать. Бороться с этой проблемой очень сложно. В одних странах нищета вынуждает детей самостоятельно уходить к боевикам, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию. В других – постоянные военные столкновения создали условия, в которых людям кажется нормальным, когда 15-летний ребенок бегает с автоматом. Тем не менее мировое сообщество должно оказывать давление на руководство стран, в которых вербуют детей, и требовать скорейшего отказа этой страшной практики», – сказал РБК daily координатор по работе со СМИ российского ресурсного центра «Международной Амнистии» Вячеслав Кудрявцев.
Комментарии