Холодная война. Отношения с США хуже, чем 20 лет назад

На модерации Отложенный

Растущее напряжение в дипломатических отношениях между США и Россией достигло критической отметки с момента окончания Холодной войны. По мнению экспертов, конфликт в Иране может в самое ближайшее время ухудшить ситуацию между странами.

Американские дипломаты всеми возможными способами показывают, что пытаются разрядить атмосферу. На самом же деле, многие в администрации Буша считают, что с учетом развития событий, России куда выгодней видеть Штаты врагом, нежели другом. Несмотря на то, что США действительно нуждается в поддержке России (в частности на Ближнем Востоке), Кремль по-прежнему не готов идти на компромиссы в отношении некоторых геополитических вопросов: Иран, Косово, дислокация систем ПРО, расширение блока НАТО и обоснование легитимности правительства собственной страны.

Зарубежные дипломаты и аналитики опасаются, что если политическое напряжение между странами не спадет в самое ближайшее время, в Грузии и Косово может начаться кровопролитие. Профессор политэкономии стенфордского университета и эксперт по изучению постсоветских стран Майкл МакФаул говорит: "Отношения между двумя странами портятся на глазах. Сейчас ситуация куда хуже, чем была, скажем, 20 лет назад".

На международной конференции в Берлине на прошлой неделе Россия категорически опротестовала намерения США ввести более строгие санкции в отношении Тегерана. В итоге администрация Буша была вынуждена принять предложенные условия. Ключевыми фигурами встречи стали министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс.

Зарубежные аналитики считают, что переломным моментом в отношениях стало преображение России. За последние несколько лет из страны, пытающейся адаптироваться к политике Запада, Россия превратилась в мощный независимый центр, пытающийся ревностно контролировать международную экспансию США. Российские государственные деятели считают, что, встав на сторону оппозиции теряющего популярность Буша, они смогут укрепить свои политические рубежи на Родине и получить статус успешного лидера за рубежом.

Как заявил один из официальных представителей российской делегации в Берлине, отказавшийся представиться: "Мы дали себя ослабить, были преданы и получили удар в спину. Но сейчас мы вернулись – и мы куда сильнее. Американцы получают эстетическое удовольствие, нападая на нас и обвиняя во всех смертных грехах. Им нравится накал отношений, без врагов им скучно". Впрочем, прямая речь анонима останется на совести репортера Los Angeles Times Пола Рихтера, который, якобы, брал интервью.

По мнению многих россиян, имидж Соединенных Штатов в глазах всего мира существенно испорчен. Директор московского института по вопросам глобализации Михаил Делягин говорит: "Америка напоминает мне человека, который врывается в бар с пистолетом в руке и заявляет: "Кто что скажет по поводу моего поведения – получит пулю в лоб!" Любое проявление недовольства американцы воспринимают, как проявление агрессии в их адрес".

При этом американские политики открыто заявляют, что желают свести на нет конфликт с Россией, отмечая, что две страны успешно находят общий язык в таких немаловажных вопросах, как борьба с терроризмом и северокорейская ядерная программа. В прошлую среду в своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе Кондолиза Райс особо отметила: "Слухи о том, что Холодная война может вернуться, ничем не подкреплены". Помощник госсекретаря Дэниэл Фрайд вторит боссу: "Мы ничего не имеем против России. Мы не враги и не пытаемся ослабить россиян".

И все же вопрос о взаимоотношениях двух стран остается открытым. И на то есть несколько немаловажных причин. Во-первых, в прошлом месяце Россия начала поставлять ядерное топливо на иранскую станцию в Бушере – несмотря на яростные протесты Соединенных Штатов. Кроме того, с подачи России и Китая была задержаны и урезаны новые санкции в отношении Ирана, предложенные Вашингтоном.

Во-вторых, Россия не дала добро на предложение Евросоюза о предоставлении независимости сербской провинции Косово. Штаты встали на защиту интересов Косово, в то время как Россия поддержала Сербию. По мнению экспертов, если в следующем месяце провинция не будет объявлена суверенной, Белград может развязать новую войну на Балканах.

Российские чиновники намекнули, что если США официально объявят о своей поддержке Косово, в ответ россияне официально станут на сторону Абхазии, пытающейся отделиться от дружественной Штатам Грузии. Это может вызвать вооруженный конфликт между Грузией и Абхазией, на территории которой дислоцированы российские миротворцы.

В-третьих, Россия угрожает репрессивными мерами в отношении Чехии и Польши, если на территории государств появятся американские системы ПРО в рамках проекта по обеспечению безопасности Восточной Европы. В свете этого заявления польское правительство уже всерьез задумалось о целесообразности подобного шага. В прошлом году Россия временно прекратила свое участие в ДОВСЕ – договоре времен Холодной войны, ограничивающем дислокацию обычных вооруженных сил рядом с границами других государств.

В этом месяце Россия отрядила дипломатическим представителем в НАТО Дмитрия Рогозина, который считает, что западная коалиция исчерпала свои легитимные цели. Этот шаг может быть однозначно расценен, как противостояние России дальнейшему продвижению НАТО, которое Москва воспринимает, как потенциальную угрозу.

Российские аналитики полагают, что правительство Путина использует конфронтацию с Америкой в своих политических интересах. Директор московского института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов говорит: "Очень просто заявлять о своей политической позиции, используя антизападные и антиамериканские настроения. Если бы народ не был так настроен против Штатов, Путину бы нипочем не удалось его речь, с которой он выступил в Германии".

По мнению российских экспертов, США ответственны за сложившуюся напряженную ситуацию не меньше нашего, в основном из-за политики, которую проводят Штаты за рубежом.

Например, россияне уверены, что американцам и в голову не приходит, насколько суверенитет Косово дестабилизирует Европу. Кроме того, россияне обеспокоены положением вещей между США и Ираном. Не может остаться без внимания теплые взаимоотношения между Штатами и бывшей советской республикой. И, разумеется, злободневным остается вопрос о размещении систем ПРО. Михаил Делягин говорит: "Если бы Россия вела такую же политику в отношении стран, с которыми соседствуют Штаты, американцы давно бы объявили нам войну".

Майкл МакФаул парирует, заявляя, что Россия, в отличие от Советского Союза, не в силах предотвратить защиту национальных интересов Америки. И все же, что бы ни говорили, России пока успешно удается срывать некоторые планы американцев. Так, в 2005 году не без помощи российских дипломатов приказом узбекского правительства свернута американская база ВВС, откуда пилоты совершали боевые вылеты в Афганистан.

Надо отдать должное американским консерваторам – они тоже иногда выказывают свое недовольство. В 2006 году вице-президент Дик Чейни, в своей речи в Вильнюсе отметил, что "Россия сбилась с пути демократии и пытается пагубно воздействовать на соседние страны". По словам МакФаула, речь Чейни была направлена не только на обострение взаимоотношений с Россией, но и на подавление противников вице-президента в администрации.

Даже сейчас некоторые американские политики готовы продолжать дискутировать на тему защиты прав человека и упадка демократии в России, несмотря на риск ухудшения взаимоотношений между странами. Также будут отслеживаться любые политические ходы Москвы, которые позволят оказать воздействие на соседние страны, в частности на Грузию и Украину.

Комментарий специалиста

Тему проблематичности взаимоотношений между Россией и Соединенными Штатами комментирует заместитель директора института США и Канады РАН Виктор Александрович Кременюк.

MK.Ru: Так ли страшна ситуация, как пугают СМИ?

В.А.: На самом деле, все не так страшно. Отношения – как отношения. Ни дружественные, ни враждебные. Безусловно, ведется легкая пропагандистская война, особенно со стороны российских средств массовой информации. Это отрицать трудно, да и не нужно. Но это отнюдь не означает, что положение вещей освещается объективно.

У нас есть какие-то совместные акции. Мы вместе выступаем по вопросам корейского и иранского ядерного потенциала. Мы поддерживаем политику США на Ближнем Востоке, в частности в конфликте между Палестиной и Израилем. По некоторым вопросам наши мнения расходятся. В частности – Косово, какие-то аспекты в постсоветском пространстве, в частности – перспектива дальнейшего расширения НАТО на территорию Украины и Грузии.

В чем-то сходимся, в чем-то расходимся – это нормально. Единственное, что действительно накаляет отношения – некоторые заявления СМИ. У нас совершенно распоясалось телевидение и пресса.

MK.Ru: То есть, Вы считаете, что опасения возврата к Холодной войне беспочвенны?

В.А.: Как вам сказать… Я думаю, что Холодная война закончилась раз и навсегда и вряд ли эта эпоха может вернуться. Тем более при нынешнем соотношении сил. Какие-то "приливы и отливы" в сторону улучшения и ухудшения отношений – они возможны. Но они бывают и между Америкой и Францией, и между Америкой и Японией. И придавать большого значения этому не надо. Буш держится очень дружелюбно, Путин тоже себе практически ничего лишнего не позволяет (не считая речи в Мюнхене). Официально обе стороны договорились, что пока идет президентская кампания и у нас, и у них, никакие злободневные вопросы подниматься не будут.

MK.Ru: Не считаете ли вы, что противостояние между Россией и США по вопросу Косово может отразиться на конфликте между Абхазией и Грузией? Официальное заявление пока не сделано, но существует мнение, что кавказцы в итоге могут столкнуть лбами россиян и американцев.

В.А.: Ни в коем случае. Официально мы ни за что не позволим себе сказать: "Вот мы, де, в ответ займем такую позицию". Официально мы это отрицаем и правильно делаем. Не нужно отыгрываться на малых народах. Наоборот, Москва сейчас предпринимает какие-то попытки для того, чтобы помочь Молдове договориться со Смирновым, чтобы там снять напряжение. И подливать масло в огонь на Кавказе мы тоже не собираемся – это не в наших интересах.

Что же касается Косово, из-за которого весь сыр-бор, то и тут правильно ставится вопрос. Пусть сербы и косовары сами договариваются. И нечего лезть в их внутренний конфликт. Надо посадить их за стол переговоров – пусть договариваются хоть 100 лет, пока не найдут взаимоприемлемого решения. И тогда мы поддержим это решение.

MK.Ru: Существует мнение, что Россия готова на определенные меры по отношению к Польше и Чехии, если на территории государств будут расположены американские системы ПРО. Что вы думаете по этому поводу?

В.А.: Относительно систем ПРО наш президент совершенно недавно высказался довольно недвусмысленно: нужно создавать совместную систему обороны, обеспечивающую безопасность от запуска ракет террористами. Мы за это, и американцы этого не отрицают. Вопрос сейчас состоит в том, какая это будет система – на равных паях или контролируемая одним из государств. Вы же понимаете, речь идет о военных объектах – тут "право вето" не допустимо. Обязательна должна быть какая-то слаженность. Американцы настаивают на том, чтобы мы подключились к тому, что они уже успели сделать. Мы же предлагали им ознакомиться с нашими разработками, в частности в Армавире, чтобы они имели представление о нашем потенциале.

Недавно Лавров встречался с министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским. И на этой встрече министры удачно сняли вопросы о размещении систем ПРО. Но это частность. Главный вопрос остается открытым – необходимо создать какую-то систему обороны, обеспечивающую безопасность Северного Полушария.