Почему из Москвы уезжают профессионалы
На модерации
Отложенный
Пока тысячи провинциалов ежегодно выплескиваются на безразмерный московский рынок труда, среди самих москвичей набирает популярность обратный процесс: бросить все - и "в глушь, в Саратов". Правда, на зарплату в несколько раз выше московской и на должность, о которой в столице и не мечталось. Привычная для какой-нибудь Америки или Германии картина - внутренняя трудовая миграция - в России приобретает свои особенности. В Москву едут преимущественно дворники и служанки, а из Москвы уезжают спецы высшего класса.
- Хотите разбогатеть и сделать карьеру? Уезжайте из Москвы - такой парадоксальный на первый взгляд совет дает гендиректор металлургического предприятия, расположенного в крохотном городке Нижегородской области.
Владимир родился в Москве, закончил вуз, в 30 лет стал руководителем отдела в московском офисе крупного металлургического холдинга. 4 года назад ему предложили возглавить лежащий в руинах завод, дабы поднять предприятие на подобающий уровень.
Теперь Владимир с семьей живет в Нижнем, мотается то на завод, то в Москву. И уже не собирается возвращаться.
- Зарплата намного выше моей московской, - объясняет он, - интереснейшие задачи, независимость от начальства. Семья прекрасно устроена, комфортный быт. При желании, имея в карьерном багаже позицию, которую занимаю сейчас, я легко могу претендовать на очень высокую должность в своей отрасли.
"Качество жизни в стране выравнивается"
Оценить масштабы карьерной миграции москвичей в регионы мы попросили нескольких экспертов.
- Процесс переезда людей на работу из Москвы в регионы стал заметным еще в середине 1990-х годов, когда крупные компании скупали бизнес в регионах или открывали там свои подразделения, а топ-менеджмент десантировали из Москвы, - говорит генеральный директор кадрового агентства "Метрополис" Валерий Поляков. - Масштабы переезда спецов из Москвы в регионы будут только расти. Если 10 лет назад переселенцам могли предложить разве что более высокую зарплату, то теперь они могут рассчитывать еще и на инфраструктуру жизни, мало чем отличающуюся от столицы. Качество жизни в стране выравнивается. В провинции строится приличное жилье, развивается сфера досуга, открываются хорошие школы. Посмотрите списки школьников - победителей предметных олимпиад: география очень широкая. В этом смысле крупные города, такие как Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, уже почти ни в чем не отстают от Москвы. И в маленьких городках картина меняется. Недавно был в Киришах - всего 50 тысяч населения, но есть боулинг, отличный концертный зал, вполне приличные рестораны.
- Есть такой тренд, число предложений на рынке растет, - говорит руководитель центра исследований и аналитики Национального союза кадровиков Анна Шавандина, - хотя их доля в общем массиве вакансий пока незначительна. Новоселу снимают или покупают жилье, автомобиль. Оплачивают лучшую из возможных медстраховок, расходы, связанные с поездками в Москву. В регионы часто переезжают антикризисные менеджеры, управленцы в добывающей отрасли, металлургии, пищевой промышленности. Есть предложения и для среднего и даже для низшего звена. Регионы ищут уникальных специалистов, например, медиков, обучившихся работать на новом оборудовании. И все же больше всего нужны управленцы, способные создать дело с нуля и подготовить преемника.
"Уехать из столицы психологически проще тем, кто родился и вырос в провинции"
Но зачем тратиться на москвича-переселенца в случаях, когда на месте есть кадры не хуже - те, что в конце концов оказываются в Москве и делают отличные карьеры?
- Приезжему, не связанному сложными узами с новым местом, проще увольнять, сокращать зарплаты и т.д., - объясняет специалист по кадровому консалтингу Александр Павлов, - он независим от мнений и оценок людей, с которыми знаком всю жизнь, его задача - интересы компании и точка. При этом он экспортирует стиль компании, ее модели. Чужак сумеет "построить" персонал и заставить работать его так, как принято в динамичной Москве. Если надо, то по субботам и до полуночи... Широко известно засилье семейственности в провинции. А у переселенца нет под боком родни, друзей детства, которых он стал бы тащить на хорошие должности или заключать с ними сделки за спиной у московского босса. Во всяком случае, на первых порах...
Поскольку классическое "В Москву! В Москву!" по-прежнему остается лейтмотивом миграционных процессов в России, возникает вопрос: каково это - плыть против течения? Здесь важно одно обстоятельство: москвичи-мигранты, имеющие в столице собственную недвижимость, стараются сохранить ее во что бы то ни стало. Даже если покидают малую родину надолго или навсегда.
- Думаю, что уехать из Москвы психологически проще тем, кто родился и вырос в других регионах, а уже потом сделал карьеру в Москве, - размышляет Валерий Поляков.
- На радикальную смену места жительства охотнее идут "новые москвичи", - утверждает Александр Павлов. - Коренные, окруженные многочисленной родней, не имеющие проблем с жильем, предпочитают срочные одно-, двух- и трехлетние контракты и вахтовый метод. Замечено, что "новые москвичи" проявляют больше корпоративной лояльности, преданности руководству, они выше ценят свои карьерные достижения. "Настоящий" москвич успешную карьеру зачастую воспринимает как должное, к начальству относится критично и прячет фигу в кармане. Речь не о порядочности, не о готовности кинуть московского босса или откусывать от регионального бизнеса слишком крупные куски (допускаю, что здесь сравнение будет не в пользу "новых москвичей"). Просто горящий взор вызывает больше доверия, чем хитрый прищур.
И даже москвичи, которых пока никто никуда не зовет, начинают сомневаться в достоинствах столичной регистрации.
- В последнее время москвичи все чаще покидают столицу по собственной инициативе, - заметил Валерий Поляков. - Моя знакомая окончила университет в Новосибирске, защитила диссертацию, добилась профессиональных успехов в Москве. И уже более 15 лет в Краснодаре работает профессором в университете и руководит собственной фирмой. Мой партнер, коренной москвич, совладелец информационно-консалтинговой компании, в 2009 году планирует переехать с семьей и перевести свой бизнес на юг России. Нет пробок, лучше экология, мягче климат и Черное море рядом.
Самые мобильные - американцы
Трудовая эмиграция из столиц развитых стран - вещь вполне естественная для таких государств, как США, Канада, Германия, Швейцария, Италия. То есть для тех, где в силу исторических причин столица является в первую очередь административным центром, а зоны экономической активности разбросаны по всей карте. В России, Великобритании, во Франции, в Японии, где есть и мощные региональные узлы, экономическая роль столиц непропорционально велика, и миграция имеет центростремительный характер, о чем свидетельствует динамика роста численности населения в столицах.
Особенно высокую активность по части смены местожительства проявляют американцы. Вот что пишет знаменитый американский социолог Элвин Тоффлер в книге "Шок будущего":
"В 70 крупных городах США, включая Нью-Йорк, в среднем пребывание на одном месте длится менее четырех лет: Исследование мобильности должностных лиц показало, что средний администратор предвидит возможность смены местожительства от одного раза в два года до одного раза в пять лет. Один управленец сообщил, что за 25 лет он переехал 19 раз. 80% компаний предвидит увеличение темпа передвижения".
Что находит и что теряет Первопрестольная?
Юлия Игнатьева
Есть в Тюменской области городок - Ялуторовск. Примечателен мукомольной и молочной промышленностью, термальным курортом местного масштаба.
А еще - непривычной ухоженностью улиц и дамских причесок, уверенной и уважительной манерой речи горожан, способностью к качественному юмору. Даже тинейджеры, толкущиеся у памятника Маленькому принцу, на вопрос "как пройти?" отвечают по делу, не плюются, не выражаются и даже опускают на время к бедру бутылку пива или сигарету.
Откуда здесь взялись хорошие манеры и вкусы? Почти 200 лет назад в Ялуторовск высадился столичный десант почти в сотню человек - ссыльные декабристы с чадами и домочадцами. Сняли под жилье комнаты и дома у местных обывателей, открыли музыкальный салон, первые в Сибири школы для бедных детей, позже построили изящные особняки.
Благодаря этому двадцатилетнему сожительству и многочисленным благодатным последствиям его петербуржцы и москвичи для современных ялуторовцев - не заносчивые хамы и бездельники, а такие же россияне, в большинстве довольно симпатичные. Оценка весьма непопулярная в широких провинциальных массах.
Конечно, наши нефтяные и металлургические культуртрегеры - не Муравьевы-Апостолы. Но они обладатели высококлассного образования, их этикет доведен до автоматизма, культурные запросы свидетельствуют о немалых достоинствах. А побороть общепринятое отрицательное мнение о москвичах можно лишь так - совместным с ними проживанием.
Сама же Москва, расставшись с этими замечательными людьми, ничего не потеряет. Другие "понаедут". Тоже образованные и культурные, разве что поначалу неуклюжие в области гламура. И свои подрастут. Кстати, из удачливых представителей цеха рыночных торговцев, "понаехавших" из южных республик в начале 1990-х, в профессии мало кто остался. А в Москве - почти все. Но теперь они почтенные отцы будущих "топов" - студентов лучших столичных университетов.
Вот когда перестанут специалисты уезжать из Москвы, тогда пора начинать беспокоиться. Это будет означать, что экономика России опять сжалась до пределов МКАД. А богатая столица в нищей стране как румянец на щеке чахоточника - симптом близкой смерти.
Виктория Волошина
Судя по последним исследованиям демографов, в Москву с каждым годом приезжает все меньше "умных голов", в том числе абитуриентов (учеба в столичных вузах сегодня по карману немногим), и все больше малоквалифицированной рабочей силы: на позиции дворников, разнорабочих, водителей, продавцов, нянь...
Это, конечно, закономерный процесс для многих мировых мегаполисов, но в нашей столице он имеет свои особенности. На малооплачиваемую и малопрестижную работу приезжают люди, как правило, с весьма средним образованием, зачастую без знания языка и невысокой культурой. И едут они сегодня вовсе не за тем, чтобы "покорить столицу" - покорить город, в котором квадратный метр в "хрущобе" за МКАД стоит уже больше $4000, под силу единицам - а чтобы элементарно выжить, пока на их родине не наладится жизнь.
То есть это "сезонники", которым абсолютно не важно, как пройти в библиотеку и почему они в Москве закрываются, где находится Кремль (однажды по заданию редакции, стоя на Пушкинской площади, я провела такой опрос - знал ответ только пятый прохожий) и что построят на месте снесенной гостиницы "Россия". Это они по заданию прораба бестрепетно вырубают вековые деревья в Царицынском парке (трудно представить себе старожила Царицына, у которого поднялась бы на это рука), замуровывают тухлые яйца в кладку новостроек, чтобы нагадить "зажравшимся москвичам", а также элементарно гадят в подъездах и на улицах. Москва для них чужой и враждебный город. И это опасно для тех, кому Москва дорога.
Кроме того, уже сегодня в столице заметен кадровый голод и на профессиональную элиту - высококлассных менеджеров, ученых, IT-специалистов и других. В Москве - одном из самых дорогих городов мира - их содержание обходится работодателям все дороже, и все больше примеров, когда головная фирма меняет столичную регистрацию на питерскую или нижегородскую, и уже там обеспечивает своим "умным топам" достойную жизнь.
Если процесс вымывания "умных" (образованных, культурных, работящих) зайдет далеко, Москва рискует превратиться в столицу гастарбайтеров, квартирных рантье, свадебных "председателей совета директоров" нефтегазовых компаний и чиновников разного уровня. Боюсь, тогда узнать, как пройти в Кремль, можно будет только у последних.
Подумаешь, "целина"! Отдохнем от Москвы
Лариса Каллиома
Уже пять дней супруги Минаковы чаевничают по ночам. Уже и "что погорячее" доставали из холодильника, а размышлениям все нет конца. Через неделю глава семьи Андрей - начальник отдела продаж крупного столичного автосалона - должен дать ответ на предложение своего начальства возглавить региональный дилерский центр в Красноярске или Новосибирске - на выбор. Российское представительство известной немецкой автомобильной марки кладет "переселенцу" оклад, в два раза превышающий московский, служебную машину в полное распоряжение и квартиру, подобранную с учетом европейских стандартов. Так в Москве отреагировали на регулярные депеши "с мест": "Пришлите кого-нибудь толкового, свои "не тянут".
Узнав, что "толковым" может стать он, 42-летний Андрей Минаков поначалу впал в уныние. Раньше в корпорации крепких менеджеров посылали из Москвы на Запад, "рулить" в дилерских центрах в Словении, Польше... А тут Сибирь. Но зато одним махом через два лестничных пролета карьеры. Есть от чего страдать бессонницей.
Вместе с женой Ольгой все плюсы и минусы этого неожиданного предложения они решили выстроить в две шеренги. И страшно удивились, когда первая оказалась значительно длиннее.
Особенно измучил их квартирный вопрос. За 10 лет жизни в столице они, бывшие жители областного центра на Волге, потратили на съемные квартиры столько, сколько хватило бы на свою. Но при условии, что все эти деньги чудесным образом в один миг оказались бы на их банковском счету. Но у Минаковых счета были только зарплатные, которые позволили им кое-что скопить лишь на шестой год столичной жизни. Подкрепившись двумя потребительскими кредитами, они вложились в новостройку в Печатниках. Летом прошлого года семья наконец-то въехала в свою "двушку" на 12-м этаже. Но к тому времени младший Минаков - 20-летний студент-биолог Илья - уже вовсю претендовал на самостоятельность (девушка его оказалась из такой же семьи "москвичей"), и родителям стало ясно - без новых кредитов квартиру для будущей семьи сына не построить.
Но жизнь взаймы порядком утомила супругов за последние три года. Каждый месяц на погашение кредитов (помимо "квартирных" был еще автокредит, и Минаковы ежедневно получали свою порцию невроза на столичных дорогах) целиком уходила зарплата мужа. На все остальное - жизнь в одном из дорогих городов мира - зарплата врача-рентгенолога министерской поликлиники Ольги Минаковой.
После их с мужем ночных посиделок Ольга и произнесла решающую фразу: "Подумаешь, "целина"! Хоть отдохнем от Москвы. Поехали!"
То, что "отдыхать" придется вовсе не в южных широтах, Минаковых нисколько не смущает. Их окончательный выбор пал на Красноярск.
- Там летом пальмы в кадках на улицах, а горнолыжный курорт не хуже, чем в Куршевеле, - доложилась вскоре супруга, набродившись по интернету. - А еще туда, так же как мы, работать уезжала Арина Шарапова с "Первого канала". Потом вернулась. Вот и мы вернемся, нам не привыкать к переездам, еще и на квартиру Илюхе заработаем...
Комментарии