Минфин объяснил почему Россия ничего не должна \"Ноге\"

На модерации Отложенный Министерство финансов выступило с официальным заявлением о том, что у Правительства Российской Федерации в настоящее время не имеется никакой задолженности перед компанией "Нога". В заявлении министерства отмечается, что все требования компании были окончательно урегулированы в результате двух уже закончившихся арбитражных разбирательств. Напомним, что первое из них, начавшееся в 1993 году, проводилось под эгидой Стокгольмской торговой палаты. Второе, начавшееся в 2003 году, проводилось в Париже в соответствии с регламентом Международной торговой палаты. Как отмечается в сообщении пресс-службы Минфина, все требования фирмы "Нога" в отношении Правительства России датируются началом 1990-х годов и возникают из двух кредитных договоров, подписанных компанией "Нога", Правительством РСФСР и Правительством Российской Федерации. Согласно этим кредитным договорам "Нога" должна была финансировать импортные поставки российскими внешнеторговыми организациями продуктов питания и потребительских товаров. Погашение этого финансирования должно было осуществляться за счет доходов от сырой нефти и нефтепродуктов, поставляемых Россией. Компания "Нога" в дальнейшем в ходе арбитражного разбирательства в Стокгольме пыталась добиться возмещения ей Правительством Российской Федерации ущерба в размере 1,4 млрд. долл. США. В 1997 году Стокгольмский арбитражный суд вынес решение о том, что Правительство России должно выплатить компании "Нога" 23 млн. долл. США в качестве основной суммы по двум кредитным договорам плюс проценты. Стокгольмский арбитражный суд однозначно отклонил все прочие требования компании "Нога", кроме требований о возмещении косвенного ущерба, которые были отложены до второго этапа арбитражного разбирательства. В 2001 году Стокгольмский арбитражный суд вынес решение о возмещении компании "Нога" косвенных убытков в размере приблизительно 25 млн. долл. США плюс проценты. В результате апелляции сумма этого решения была уменьшена Верховным судом Швеции приблизительно до 7 млн. долл. США.

"Представители компании "Нога" в последние годы неоднократно заявляли, что Правительство России несет ответственность за финансовые затруднения компании. После изучения всех доказательств Стокгольмский арбитражный суд определенно установил, что Правительство России не виновно в финансовых затруднениях компании "Нога", не несет за них ответственность и что "Нога" фактически была первой стороной, которая нарушила условия кредитных договоров, не выплатив авансов, которые она обязалась выплатить по кредитным д договорам. Правительство России никогда не отрицало своих обязательств по решениям стокгольмского арбитража и неоднократно пыталось урегулировать эти обязательства разумным с коммерческой точки зрения образом. На момент вынесения первого стокгольмского арбитражного решения российские внешнеторговые организации в свою очередь добились вынесения арбитражных решений против компании "Нога" в отношении убытков, понесенных ими в результате тех самых сделок, которые являлись предметом стокгольмского арбитражного разбирательства. Присужденные им суммы в то время были более крупными, чем сумма первого стокгольмского решения. Министерство финансов Российской Федерации предложило осуществить зачет этих требований в счет сумм, причитающихся "Ноге". Компания отказалась и стала искать защиты от своих кредиторов в процедуре банкротства в Швейцарии, в результате чего сумма требований России к "Ноге" уменьшалась приблизительно до 12% от их номинальной стоимости.

В течение этого периода Правительство Российской Федерации занималось реструктуризацией задолженности советского времени, по которой оно согласилось взять на себя обязательства. В свете уменьшения размера требований России до 12% от их номинальной стоимости в рамках реструктуризации собственной задолженности компании "Нога", Министерство финансов России предложило компании осуществить реструктуризацию стокгольмских решений на тех же условиях, что и прочие торговые задолженности советского периода. Эта позиция была поддержана Ассоциацией швейцарских экспортеров. "Нога" вновь отклонила предложение России об урегулировании задолженности, даже несмотря на то, что это могло бы привести к получению компанией суммы более чем в пять раз превышающей выплаты российским внешнеторговым организациям по их требованиям к "Ноге". "Нога" вместо этого настаивала на выплате задолженности на более выгодных условиях, чем условия, предложенные всем прочим кредиторам советского периода, включая Парижский клуб. Парижский клуб в то время в качестве условия списания задолженности требовал от Правительства России взять на себя обязательство не предоставлять более выгодные условия выплаты какому-либо другому кредитору, конкретно указав торговых кредиторов, таких как "Нога", - сообщает Минфин.

В 1993 и 1994 годах "Нога", по данным Минфина РФ, уступила права требования к России четырем своим швейцарским банкам-кредиторам. В рамках процедуры банкротства "Ноги" было достигнуто соглашение о том, что эти кредиторы откажутся от своих требований к ней и что задолженности им будут выплачиваться исключительно из сумм, взысканных с России в соответствии с полномочиями, предоставленными "Ноге" швейцарскими банками-кредиторами. Так "Нога" перестала иметь финансовую заинтересованность в стокгольмских арбитражных решениях и получила выплату - в форме прощения долга - от банков-кредиторов за отказ от требований к России. Таким образом, любая сумма, полученная сейчас "Ногой" по стокгольмским арбитражным решениям, представляет собой двойную выплату компании по решениям, в которых "Нога" больше не имеет какой-либо финансовой заинтересованности. В 2005 и 2006 годах принадлежащая Алексу Когану американская компания "IPD Capital" приобрела все права на стокгольмские арбитражные решения, которые были ранее уступлены швейцарским кредиторам "Ноги". "IPD Capital" аннулировала полномочия "Ноги" на взыскание сумм, причитающихся по стокгольмским арбитражным решениям. Требования по ним были в дальнейшем приобретены сначала одним из российских банков, а затем, 29 декабря 2007 года, Министерством финансов Российской Федерации.


"В настоящее время сложилась следующая ситуация. "Нога" не имеет финансовой заинтересованности в стокгольмских арбитражных решениях и не имеет права взыскивать какие-либо суммы, причитающиеся по стокгольмским арбитражным решениям. Обязательства по этим решениям в любом случае были успешно погашены, поскольку теперь они принадлежат Министерству финансов Российской Федерации. "Нога" прекрасно осведомлена обо всех этих событиях, но, тем не менее, пытается арестовать российские активы для того, чтобы вынудить Правительство России дать согласие на необоснованную выплату. Ни один суд еще не вынес определения в отношении правовых последствий уступки компанией "Нога" ее требований к России и прекращения полномочий "Ноги" на взыскание денежных сумм. Ожидается, что решение по этому вопросу вскоре вынесет американский федеральный суд, заседание которого проходит в Нью-Йорке. В принятом недавно решении французского суда, разрешающем "Ноге" подтвердить первое стокгольмское решение во Франции, к сожалению не рассматривались эти вопросы, поскольку доказательная база по этому делу была закрыта до того, как полномочия "Ноги" на взыскание денежных средств были аннулированы. А в распоряжении нью-йоркского суда вся доказательная база имеется. И Правительство России имеет право представить доказательства об аннулировании полномочий "Ноги" по любому иску, поданному ей во Франции с целью принудительного исполнения первого стокгольмского арбитражного решения. Стоит отметить, что в ходе судебного разбирательства в Нью-Йорке "Нога" не оспаривала тот факт, что ее полномочия на взыскание денежных сумм были аннулированы", - заявления пресс-служба Минфина РФ.

В декабре 2003 года "Нога" арестовала ряд счетов российских организаций в Женеве, заявляя, что Правительство России должно ей 800 млн. долл. США и проценты в соответствии с соглашением от июля 2002 года, подписанным от имени Российской Федерации частным швейцарским юристом Мартином Шварцем. "Правительство Российской Федерации никогда не уполномочивало его делать это и не одобряло данное соглашение. Более того, Правительство России даже не знало о его существовании до того, как "Нога" арестовала российские счета в декабре 2003 года", - говорит об этом пресс-служба Минфина.

В июле 2003 года началось разбирательство в арбитражном суде при Международной торговой палате /МТП/ в Париже в отношении опротестования соглашения 2002 года. В процессе рассмотрения дела в арбитражном суде при МТП, "Нога" не смогла назвать каких-либо исков, поданных против Правительства России, которые бы не были до этого рассмотрены Стокгольмским арбитражным судом. Компания также не смогла объяснить возникновение огромной разницы между суммой в размере 800 млн. долл. США с процентами, требуемой ею по соглашению 2002 года, и 110 млн. долл. США, причитающимися ей тогда по решениям Стокгольмского арбитражного суда. Последняя сумма, кстати, позже была снижена в апелляционном порядке. В июне 2007 года арбитражный суд при МТП постановил, что соглашение 2002 года никогда не вступало в силу и отказался признать какую-либо задолженность в пользу компании "Нога". Он также постановил, что частный швейцарский юрист, намеренно подписавший документ от имени Российской Федерации, не имел полномочий создавать обязательства от имени Российской Федерации.

Арбитражный суд при МТП в конце концов не согласился ни с толкованием соглашения 2002 года, представленным Россией, ни с толкованием, представленным "Ногой". Он постановил, что соглашение являлось по сути соглашением о разделе любых незаконно присвоенных средств Российской Федерации, находившихся на тот момент на счетах в банках Люксембурга и заблокированных "Ногой" в 1993 году. Поскольку никаких средств на счетах в Люксембурге не было обнаружено в течение почти 15 лет с момента, когда они были в первый раз арестованы, арбитражный суд при МТП постановил, что соглашение 2002 года никогда не вступало в силу. Принимая данное решение, арбитражный суд при МТП основывался на обширной переписке с соответствующими банками Люксембурга, ни один из которых не подтвердил наличия средств на каком-либо из заблокированных счетов или даже на незаблокированных счетах, которые были специально указаны компанией "Нога".

"Минфин России добивается подтверждения решения арбитражного суда при МТП в Швейцарии. Как только оно будет подтверждено, Минфин России будет незамедлительно требовать вынесения судебного приказа, обязывающего "Ногу" отменить все осуществленные ею в Швейцарии аресты", - предупреждает Министерство финансов.

Последние аресты российских счетов во Франции в Минфине также называют незаконными. Как следует из заявления министерства, данные аресты нарушают французское процессуальное законодательство и произведены с единственной целью привлечь внимание прессы и оказать давление на Правительство России с тем, чтобы оно осуществило неоправданный платеж в пользу компании. Тем более что ни Банк России, ни "РИА Новости" (на чьи счета и был наложен арест) не несут юридической ответственности по долгам Правительства России. В любом случае, по французскому законодательству счета Банка России обладают иммунитетом против любых арестов. Банковское право Франции запрещает арест имущества иностранных центробанков без получения предварительного одобрения французского судьи.

"В настоящее время с большей части заблокированных средств арест снят. Ожидается, что и оставшиеся активы будут вскоре освобождены. "Нога" не сможет удержать какую-либо часть арестованных средств. Для российских организаций, чьи счета были заблокированы, не наступят никакие негативные финансовые последствия. Правительство Российской Федерации уже опротестовало аресты компании "Нога" по дипломатическим каналам. Правительство России, Банк России и "РИА Новости" вскоре подадут иск против "Ноги" и лиц, содействовавших ей, по возмещению ущерба, нанесенного необоснованными и незаконными арестами", - резюмирует Минфин.