\"Газпром\" все глубже вгрызается в Европу
На модерации
Отложенный
Российский энергетический гигант "Газпром" агрессивно вторгается на европейский розничный рынок природного газа – по словам одного из руководителей компании, она планирует поставлять газ напрямую потребителям.
Судя по всему, плацдармом для начала этой операции станет Великобритания.
По прогнозам Виталия Васильева, возглавляющего Gazprom Marketing and Trading (GM&T), британское подразделение монополии, компания в течение трех лет завоюет 14% промышленного и потребительского рынка. В настоящий момент его доля составляет 1,5%. "Газпром" стремится стать энергетической компанией, а не просто поставщиком газа, – рассказал Васильев в интервью. – Мы хотим участвовать во всей цепи создания добавленной стоимости".
В эти планы довольно сложно поверить, глядя на скромный офис GM&T в пригороде Лондона, где работают всего 140 сотрудников. По мнению экспертов, компания ставит крайне амбициозные задачи.
Однако "Газпром", поставляющий в Европу четверть природного газа, развернул наступление в очень выгодный момент. Европейский союз готовится открыть энергетические рынки, чтобы предоставить потребителям электричества и газа более широкий выбор. Это означает, что условия для вхождения на рынок станут мягче, а поставщики получат доступ к линиям передач.
В то же время звучат опасения, что преимуществами либерализации рынка воспользуются государственные гиганты наподобие "Газпрома". Российский поставщик воплощает все то, что пытается изжить ЕС – это вертикально интегрированная национальная компания с монополией на экспорт. Ей принадлежат газовые месторождения и трубопроводы. В качестве превентивной меры против "Газпрома", ЕС готовит проект, который не позволит подобным компаниям получать контроль над распределительными сетями.
Поскольку во многих государствах Евросоюза продолжают доминировать влиятельные монополии, которые не терпят чужаков, стратегия "Газпрома" способна потерпеть крах. "До тех пор, пока сохраняется эта система монополий, "Газпрому" будет очень трудно расширяться, – признает Владимир Милов, бывший заместитель министра энергетики России, а ныне глава Института энергетической политики в Москве. – Их друзья не хотят появления иностранцев".
Недоверие к "Газпрому" усугубляется тем, что два года назад во время спора о ценах компания перекрыла поставки на Украину, что вызвало перебои с газом в Европе. На Западе "Газпром" называют орудием, которое Кремль использует во внешней политике, однако сама компания отрицает подобные обвинения.
Проникновение "Газпрома" в Великобританию совпало с охлаждением российско-британских отношений, поводом к которому послужило отравление в 2006 году в Лондоне радиоактивным веществом бывшего сотрудника КГБ Александра Литвиненко. В прошлом году из-за отказа России выдать Андрея Лугового, которого британская прокуратура подозревает в убийстве, страны прибегли к взаимной высылке дипломатов.
Глава GM&T Васильев, 35-летний выпускник института бизнеса Стэнфордского университета, говорит, что случившееся не повлияло на британские перспективы компании. "Если потребители выбирают нас несмотря на всю негативную информацию в СМИ, это значит, что они доверяют нам и считают нашу компанию хорошим поставщиком", – объясняет он.
Наиболее значительного успеха в Европе "Газпром" добился в конце 2006 года, заключив знаковое соглашение с итальянской энергетической группой Eni SpA, по которому российский монополист получил право ежегодно продавать 3 млрд кубометров газа напрямую итальянским потребителям.
В том же году "Газпром" выказал интерес к покупке Centrica PLC, крупнейшей британской компании по газовому снабжению. Местные политики, обеспокоенные вмешательством Кремля в поставки энергии в страну, однако, призвали правительство воспрепятствовать сделке.
"Газпром" стал действовать осторожнее. Первой покупкой розничной сети за пределами России стало приобретение Pennine Natural Gas, небольшой британской фирмы. Позже "Газпром" приобрел еще одну маленькую компанию – Natural Gas Shipping Services. В настоящий момент у "Газпрома" около 5 тыс. клиентов в Великобритании, и среди них встречаются весьма известные – например, футбольный клуб "Манчестер Юнайтед".
Британские посредники, покупающие газ у GM&T, хорошо отзываются о компании. "Газпром" на рынке недавно, поэтому он легок на подъем и действует новаторски", – говорит Майкл Эбботт, заместитель директора Inenco, фирмы, которая занимается консультациями в области энергетики и является клиентом GM&T.
По словам аналитиков, компания активно растет. "Газпром" мал, но каждый месяц он находит все больше новых клиентов", – говорит Биной Дарси, аналитик компании Datamonitor.
Отвечая на мнение о том, что это расширение усилит зависимость Европы от России, Васильев говорит, что большая часть газа, который продает компания, поступает не оттуда. Из 16 млрд кубометров, которые GM&T продала в Западной Европе за прошлый год, 10 млрд получено благодаря долгосрочным соглашения об обмене активами с такими европейскими группами, как датская DONG Energy, или от сторонних поставщиков.
Подобные договоренности позволяют избавиться от затрат на транспортировку газа. "Наши сибирские месторождения находятся в 7 тыс. километров (около 4,3 тыс. миль) от британских клиентов, – говорит Васильев. – На то, чтобы физически доставить этот газ в Великобританию, уходит семь дней".
GM&T продвигается и на французском рынке. Васильев рассказывает, что за прошлый год компания продала напрямую промышленным клиентам 500 млн кубометров. К 2011 году она намерена довести эту цифру до 2,5-3 млрд кубометров. Кроме того, GM&T собирается продавать газ небольшим предприятиям, как это делается в Великобритании.
Однако во Франции дела обстоят сложнее, чем в Британии. "Там "Газпрому" придется тяжелее, поскольку покупатели не хотят уходить от нынешней компании", – говорит Дарси. Французский рынок менее либерален, чем британский, и потому GM&T окажется не так просто купить местных поставщиков вроде Pennine.
Прорваться на потребительский рынок Германии также будет сложно. "Газпром" договаривается об обмене активами с Wintershall, газовым подразделением немецкого химического гиганта BASF AG, и с компанией E.On AG. По условиям, обе они получат долю Южнорусского газового месторождения в Сибири в обмен на долю во вторичной сфере. В любом случае, "Газпром" и E.On пока не пришли к соглашению об условиях обмена.
"E.On не хочет отдавать непонятно кому реальные активы в обмен на доступ к рынку", – говорит Милов.
GM&T приносит "Газпрому" лишь малую часть дохода. В декабре компания сообщила, что ее чистая прибыль за второй квартал составила 102,87 млрд рублей (4,2 млрд долларов), а выручка – 532,37 млрд. Выручка GM&T за весь 2006 год составила 1,5 млрд фунтов (2,97 млрд долларов).
Помимо управления торговыми операциями "Газпрома" Васильев много времени тратит на борьбу с негативным отношением к компании. В 2006 году он выступил перед комиссией британской палаты общин по торговле и промышленности, пытаясь убедить депутатов, что "Газпром" не является орудием в руках российского государства.
Для "Газпрома" работа в Великобритании – это, в первую очередь, возможность получить опыт. "Это способ попасть на рынок, понять, как он работает, и научиться действовать на нем, – поясняет Васильев. – Мы делаем то, чем "Газпром" никогда раньше не занимался. На это потребуется некоторое время".
Комментарии