От «Невского экспресса» «отцепляют» подозреваемых
На модерации
Отложенный
В минувшую субботу стало известно, что Генеральная прокуратура РФ прекратила уголовное преследование фигуранта дела о подрыве поезда «Невский экспресс» жителя Санкт-Петербурга Дениса Зеленюка.
Адвокат молодого человека Андрей Филиппов получил из Генпрокуратуры ответ на свой запрос. Защитник интересов г-на Зеленюка сообщил, что постановления следователя о прекращении преследования его подопечного он еще не видел, но дело точно закрыто. Несколькими днями ранее аналогичный ответ из Генпрокуратуры получил и адвокат Ренат Гусманов, представлявший интересы питерца Андрея Каленова. Оба юриста отметили, что никаких извинений за беспочвенное содержание под стражей следователи их подзащитным не принесли. Сейчас адвокаты решают вопрос об обращении в суд с исками о возмещении их клиентам материального и морального вреда. Будут ли поданы иски, станет известно в начале февраля.
Поезд №166 сообщением Москва–Санкт-Петербург потерпел крушение 13 августа прошлого года в Маловишерском районе Новгородской области. Причиной аварии стал взрыв самодельного устройства мощностью около двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Никто не погиб, но более 60 человек пострадали, а около 30 госпитализированы. Уголовное дело завели по статье 205 УК РФ «терроризм».
Активисты «Питерской лиги анархистов» Андрей Каленов и Денис Зеленюк были задержаны по подозрению в совершении этого теракта первыми. Это произошло 16 августа прошлого года. А уже 19 августа был взят новый подозреваемый – уроженец Чечни, житель Новгородской области Хасан Дидигов. Следователи предполагали, что анархисты работали с Дидиговым в связке: якобы чеченский парень был исполнителем теракта, а Каленов и Зеленюк – его организаторами. Но в деле возникли доказательства невиновности всех троих, и ребят освободили. Дидигову следствие «припомнило» грабеж и участие в драке многолетней давности, и его снова отправили в СИЗО. 23 октября в Ингушетии задержали двоих новых подозреваемых в подрыве злополучного поезда – уроженцев Ингушетии братьев Хидриевых, 29-летнего Макшарипа и 30-летнего Амирхана.
18 декабря по нашумевшему делу взяли еще одного уроженца Ингушетии – Саланбека Дзахкиева. Трое последних до сих пор находятся под стражей.
«В этом году я не навещал своих братьев, но знаю, что их положение не изменилось, – поделился с “Новыми Известиями” старший брат Макшарипа и Амирхана Хидриевых Аюп Хидриев. – Они арестованы вплоть до апреля этого года и по-прежнему содержатся в одном из новгородских СИЗО. Им до сих пор так и не предъявлены обвинения. В скором времени я собираюсь выехать к ним. Если моих родных, как и питерских ребят, в итоге признают невиновными, то думаю, что перед ними следователи также даже не извинятся. У нас в России так не принято». Защитник интересов Хасана Дидигова Мурад Юнусов в интервью «НИ» высказал любопытное мнение, с чем может быть связан такой «перебор» подозреваемых в деле о терроризме. «Следователи ищут того, на кого можно “повесить” возмещение огромного ущерба, который был нанесен в результате этого теракта, – заявил “НИ” г-н Юнусов. – Так что наказание тех, кто действительно виновен, – не главная цель расследования. Поиски же в деле “чеченского”, а затем и “ингушского” следа связаны с тем, что уроженцев этих республик проще обвинить». Г-н Юнусов не исключил, что в отношении и братьев Хидриевых, и Саланбека Дзахкиева дела также могут быть впоследствии прекращены. «Если найдут кого-то еще, то их, возможно, отпустят», – добавил адвокат.
У правозащитников методы ведения следствия в делах о терроризме давно вызывают вопросы. «Хаотичное задержание тех людей, которые затем оказываются невиновными, практикуется не первый год, – сообщил “НИ” сотрудник представительства “Мемориала” в Назрани Тимур Акиев. – Похоже, правоохранители не знают, где искать истинных преступников, и часто действуют на ощупь».
Комментарии