Новостройки на мусорной куче

На модерации Отложенный Готова ли столица возводить жилье на непригодных для жизни землях?
Наталья Давыдова

Новые столичные микрорайоны планируется строить на территориях ликвидированных предприятий, стихийных свалок и канализационных отстойников. Власти не скрывают, что решение принято не от хорошей жизни - "чистой" свободной земли в городе просто не осталось. В преддверии большой стройки на "мусорных кучах" "Известия" решили разобраться, как именно чиновники и частные инвесторы реабилитируют грязные территории, сколько это стоит, куда свозятся отходы столичного чистилища и нет ли у заинтересованных сторон соблазна на этом сэкономить?

На месте отстойников канализации - 5 млн жилых метров

Вслед за расположенными на юго-востоке города Люблинскими полями аэрации, на которых в постперестроечные годы выросли 4,5 млн кв. м нового района Марьинский парк, в этом году начнется освоение полей Люберецких. Люберецкая станция, очищающая в день до 2700 кубометров сточных вод, за 44 года своего существования накопила в канализационных отстойниках, для благозвучия называемых полями аэрации, миллионы кубометров отходов жизнедеятельности огромного города - илового осадка, содержащего соли тяжелых металлов и опасного для подземных вод и почвы. Здесь и планируется - после рекультивации полей аэрации - возвести больше 5 млн кв. м жилья.

В промзоне АЗЛК - неподалеку от станции метро "Печатники" - уже вырос новый современный жилой микрорайон Печатники 34Д. Причем вырос прямо на тех 10 гектарах, которые десятилетиями использовались под несанкционированную свалку не только бытовых отходов и строительного мусора, но и промышленных отходов и нефтепродуктов АЗЛК. В этом году в Печатниках - на остальной части промзоны АЗЛК и других предприятий - развернется новое строительство, здесь возведут жилой микрорайон Печатники 34Е.

Новые микрорайоны - 1-й и 9-й поселка "Северный" также возводятся на ликвидированных свалках.

На месте помойки - океанариум

Океанариум у Поклонной горы - как обещают, самый крупный в Европе - тоже начали сооружать на месте погребенной свалки. В кругах, близких к столичному стройкомплексу, рассказывают, как первый инвестор, собиравшийся возводить в этом престижном месте жилые дома и начавший копать котлован, наткнулся на жуткую газогенерирующую свалку. Выяснив, что санация территории обойдется на порядок дороже, чем строительство, от участка он отказался. Но нашелся новый инвестор. Согласно той же легенде, он придумал устроить здесь океанариум, чтобы ничего не вывозить и не рекультивировать. Океанариум, сооружаемый прямо в теле свалки, будет герметичным, и опасные грунты, которые инактивируют, то есть заглушат, ему будут не страшны. Правда, в ОАО "НИиПи экологии города" эту информацию опровергли и твердо заверили "Известия", что свалка на месте океанариума почти уже ликвидирована.

Вместо промзоны - бизнес-инкубатор

На 32 гектарах одной из старейших пром-зон Москвы строится технопарк "Нагатино-ЗИЛ": 30 многоэтажек с офисами, ресторанами и отелями.

- Когда концепция бизнес-инкубатора впервые обсуждалась на общественном градсовете при мэре города, я обратил внимание на то, что это место - одно из самых "черных" в Москве, - рассказывает член экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе города (ЭКОС) Алексей Клименко. - Произведенные еще в 90-е годы исследования показали, что содержание солей тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, кадмий, и других, на этой территории превышает ПДК больше чем в 500 раз. Строить здесь даже офисы - смертельно опасная затея, надо начинать с тщательной санации, на которую потребуются и время, и очень большие деньги. Однако стройка в Нагатинской пойме развернулась очень скоро. Я, как житель Южного округа, изо дня в день за ней наблюдаю и не заметил масштабных работ по перемещению грунтов. Вывозилась ли отсюда зараженная земля? У меня есть еще один вопрос - куда именно вывозится из Москвы зараженный грунт? На конференции "Экореал-2006" звучала информация, что губернатор Московской области Борис Громов категорически запретил принимать загрязненную землю из Москвы. Никто из столичных чиновников этого не опроверг.

Куда же вывозят "грязный" грунт?

Выяснить, на какие подмосковные полигоны и в каком количестве вывозится зараженный столичный грунт, оказалось непросто.

- Ситуация сложная, - подтвердила "Известиям" Татьяна Протопопова, руководитель комплекса "ОСГ" - оператора "Системы "Грунт", организующего перевозки грунта из Москвы. - Загрязненную московскую землю в прошлом году принимали два управляемых Москвой областных полигона - Дмитровский и Хметьево (на сайте эксплуатирующей его организации сообщается, что расчетный срок эксплуатации полигона - до 2007 года. - "Известия"). Но они расположены в 45 и 55 км от Москвы, не самолетом же туда грунт возить? Так что по доброму соглашению с областью мы вывозим такие грунты еще на два подмосковных полигона, которые расположены поближе к МКАД и эксплуатируются областью, - в Щелковском районе и в Торбиево. Правда, они принимают очень мало.

Но если подмосковные полигоны принимают "очень мало", то как Москве удается пристраивать на соседской земле циклопические партии опасных отходов? Ведь только с территории поселка "Северный" и микрорайона Печатники 34Д, если верить официальной информации, должны были вывезти около 1,5 млн и 800 тыс. кубометров мусора и загрязненного грунта соответственно.

- Где-то в столице они и оседают. Разве вы не видите, как засыпают в Москве овраги, как растут горы? - сообщил свою версию сотрудник департамента экологии и землепользования Мособласти, согласившийся говорить на скользкую тему исключительно анонимно. - Наши полигоны могут принимать грунты лишь в соответствии с лимитами, которые выдает федеральная служба - Ростехнадзор. Это грунты 4-го и 5-го классов опасности, то есть практически не загрязненные. Принимать опасные они не имеют права - для них должны существовать специальные полигоны, которыми наш департамент никогда не занимался. Плохо, конечно, что решает, какие отходы и куда можно вывозить, не сама область, а федеральная служба. Добиться от Ростехнадзора информации очень сложно.

- Фактов официально установленных нарушений, например сброса опасных грунтов в несанкционированных местах в области или в самой Москве, у нас нет. Но ситуация с их захоронением всегда была непростой, - не стали скрывать в Ростехнадзоре. - Мы стараемся сделать ее более прозрачной. Всем же ясно, что город оставляет вокруг себя многокилометровую язву отходов, а мы ведь строим в Подмосковье дома, отдыхаем, купаемся в речках...

Ясно, что в "московском чистилище" столкнулись сегодня большие интересы многих причастных к процессу. Санация столичных свалок и промзон - дело очень денежное. Только захоронение на полигоне 1 кубометра "грязного" грунта обходится в 100 рублей, перевоз его, к примеру, на 40 км - еще приблизительно в 300. В какую сумму обошлась налогоплательщику полная реабилитация территорий, к примеру, того же поселка "Северный" или микрорайона Печатники, нам выяснить так и не удалось.
Видимо, это - страшная коммерческая тайна.

От редакции

В процессе подготовки материала мы убедились, что поднятая тема настолько важна для благополучия всей московской популяции и одновременно настолько непрозрачна и запутана, что широкое обсуждение методов и перспектив "очищения Москвы" при участии ученых, специалистов, чиновников и просто горожан абсолютно необходимо. "Известия" готовы следить за развитием событий и публиковать мнения заинтересованных сторон.

Почвы отравляющего действия

Проведенные в Москве исследования показали, что на исходе ХХ века 40% столичных почв имели высокий и крайне высокий уровень загрязнения тяжелыми металлами. Максимально "грязными" оказались промзоны, которые занимают 20,9 тыс. га столичной территории, то есть примерно пятую часть города (в 2002 году реорганизации подверглись 14 промзон, в 2004-м - 48, до конца 2009 года планируется переустроить их все).

Выяснилось также, что жилые массивы Юго-Восточного округа, одного из самых "грязных", подвержены особому виду загрязнений, с одновременным содержанием кадмия, свинца, олова, цинка, хрома, меди, серебра и никеля, причем кадмия - в особенно больших количествах, до 200 мг/кг. Этот вид загрязнения - вследствие недостаточной рекультивации бывших свалок - "накрывал" в том числе район Марьино.

Доказано, что превышение ПДК тяжелых металлов, медленно, но верно подрывает здоровье людей, особенно детей. Кадмий - канцероген, действующий, как и медь, на репродуктивные органы и эмбриональное развитие; избыток цинка может вызвать дефицит меди, а в итоге анемию, истощение костной ткани; никель - канцероген, приводит к генетическим мутациям; хром - канцероген, вызывает дерматиты...

Как строили Марьино

Судя по публичным отчетам, на месте жилого района Марьино были проведены колоссальные работы по очистке полей аэрации - отсюда вывезли 10 млн кубометров илового осадка. Однако, как выяснили "Известия", часть его оставили на территории. Там, где не планировалось возводить дома, была построена специальная емкость для хранения и обезвоживания канализационного отстоя, а сухой остаток частично захоронили поблизости, частично смешали с чистым грунтом при разбивке местного парка. Люберецкие поля также будут очищать "на месте": отстой предполагается сжигать на заводе, по соседству с жильем.

Заместитель гендиректора ОАО "НИиПИ экологии города" Оксана Неглядюк: "Отравления биогазами могут быть смертельными"

О том, что находят в столичной земле, обозревателю "Известий" Наталье Давыдовой рассказала заместитель генерального директора ОАО "НИиПИ экологии города", начальник отдела экологической реабилитации и рекультивации городских территорий Оксана Неглядюк.

вопрос: В каких случаях земли, на которых разворачиваются стройки, проверяются на загрязнение?

ответ: Во всех без исключения. Без этого нельзя начать разработку проектной документации. Это правило действует уже лет десять.

в: А на какие виды загрязнений проверяют?

о: Из тяжелых металлов - обязательно на цинк, свинец, кадмий, мышьяк, никель, медь, ртуть, а также нефтепродукты и 3,4-бенз(а)пирен. Если речь идет о территории свалки или бывшего предприятия с определенной спецификой, могут добавляться пробы на марганец, хром, кобальт. Обязательно измеряется уровень радиоактивного загрязнения почв. Кроме того, проводятся бактериологические исследования грунтов: проверяется индекс энтерококков, бактерий группы кишечной палочки, сальмонеллы. Если необходимо, делаются газогеохимические исследования - на содержание метана, диоксида углерода и других компонентов биогазов.

в: И что происходит, если территория загрязнена?

о: Если, например, землю использовали под несанкционированную свалку, где происходит газогенерация, или имеется грунт с химическими загрязнителями, строительным, бытовым мусором, то разрабатывается проект рекультивации территории. Этим занимается и наш институт. Мы, например, разработали проект рекультивации участка в 24 га 9-го микрорайона поселка "Северный", где объем загрязненных грунтов достигал 1 млн 560 тыс кубометров. Один из самых крупных наших проектов - рекультивация Люберецких полей аэрации. Здесь предстоит очистить территорию от осадков очистных сооружений. Все иловые площадки занимают 413 га.

в: А как очистная станция будет существовать без отстойников?

о: Вместо них построят завод по сжиганию осадков.

в: Рядом с новым жилым районом?

о: Не рядом, а на территории Люберецкой станции, примерно в 3 км от жилья.

в: Во сколько обойдется рекультивация Люберецких полей?

о: Общая сумма пока не подсчитана. Люберецкие поля использовались долго, площади большие, предстоит вывезти миллионы кубометров одного только осадка. А придется вывозить еще и подстилающие грунты, которые насыщены органикой и являются источниками биогаза.

в: У вас разрабатывался проект реабилитации микрорайона Печатники 34Д. Там действительно пришлось снимать 13 метров грязного грунта?

о: Да. Там была несанкционированная свалка. Много лет строительные и бытовые отходы не отвозили на специальные полигоны, а просто сваливали здесь, присыпая грунтом. У нас в Москве много свалок именно так и образовалось - в понижениях, в оврагах.

в: А куда увезли из Печатников и поселка Северный грязный грунт?

о: Вывозом грунта в Москве занимается специальная организация - ОАО "Интус" Комплекса ОСГ (оператор системы "Грунт"). Грунт вывозится на полигоны по специальным разрешениям. Все это очень строго контролируется.

в: Какие загрязненные грунты специалисты признают особенно опасными?

о: Газогенерирующие. Тяжелые металлы, если их "перекрыли" чистым грунтом, не представляют опасности. Но если в почве идет процесс газогенерации, то биогаз может накапливаться в подвалах и коммуникациях, а это опасно для жизни людей. Отравления могут быть смертельными. Поэтому если есть вероятность, что биогаз все-таки накапливается, на санированных участках часто делается биогазовая защита домов: при строительстве фундаментов используется специальная изоляция, а вокруг дома устраивается песчаный кольцевой дренаж. Рекомендации о необходимости биогазовой зашиты домов дает Раменский региональный экологический центр.

в: Где в Москве делали биогазовую защиту?

о: В Марьинском парке. Из наших проектов - в микрорайоне Печатники 34Д.

в: Столичные власти гордятся районом Марьинский парк. Ваши западные коллеги тоже считают, что жилье на бывших полях аэрации - большое достижение? В Европе такое бы одобрили?

о: Там все другое - и законы, и подходы, и методики. Нам, например, всегда все нужно делать быстро. А там есть методики экологической реабилитации территорий, рассчитанные, например, на 10 лет. У нас же никто не будет столько ждать.