Британия накануне войны мигрантов: восточноевропейцы атакуют мусульман
На модерации
Отложенный
В Британии стало происходить все больше конфликтов между двумя общинами этнических меньшинств: живущими в стране на протяжении десятилетий выходцами из Южной Азии и приехавшими в последние годы мигрантами из Восточной Европы.
В Британии учащаются конфликты между этническими общинами – сложившейся индо-пакистанской и новой, восточноевропейской. Согласно сообщениям британской полиции, растет число столкновений между подростками азиатского происхождения и недавними мигрантами из 8 стран Восточной Европы, граждане которых получили право на работу и проживание в Британии с мая 2004 года. Большинство конфликтов между общинами оказываются бытовыми и небольшими по масштабу, поэтому не попадают в полицейскую статистику. Однако школы сообщают о том, что восточноевропейские ученики периодически отказываются сидеть рядом с британцами азиатского и африканского происхождения, а уроки время от времени прерываются из-за использования юными восточноевропейцами оскорбительных слов. А польские газеты в Британии пишут о том, что банды британцев азиатского происхождения устраивают кампании запугивания польских (и прочих восточноевропейских) семей, которые осмеливаются поселиться в традиционно азиатских районах.
Причиной нарастающей волны конфликтов стал рост напряжения между двумя крупнейшими этническими меньшинствами современной Британии – сложившейся на протяжении десятилетий азиатской общиной и появившейся лишь в последние годы восточноевропейской.
По последним официальным данным британского Бюро национальной статистики, с 1 мая 2004 года по 31 июня 2007 года в страну въехали 656 тыс. трудовых мигрантов из стран Восточной Европы, прежде всего из Польши (около 65% от этого числа) и Литвы (17%). Однако, по данным посольства Польши в Лондоне, в Великобритании сейчас проживает около 1 млн поляков, из них примерно четверть – в Лондоне и его окрестностях. Однако заметное польское население в последние годы появилось по всей стране, включая относительно небольшие города в Шотландии, Уэльсе и на севере Англии. Поляки и другие восточноевропейцы среди прочего поселились в старых индустриальных городах, таких как Бирмингем, Манчестер, Лестер, Брэдфорд, Шеффилд и Лидс, в которых заметную часть населения составляют выходцы из Южной Азии.
Миграция из бывшей Британской Индии началась еще в конце 1940−х, когда в условиях послевоенного бума в Британии отмечалась нехватка рабочих рук. В результате уже к середине 1960−х в Соединенном Королевстве сложились общины британских индийцев (прежде всего выходцев из штатов Пенджаб и Гуджарат), пакистанцев (в основном выходцев из Кашмира и Пенджаба) и бангладешцев. Согласно последней переписи населения 2001 года, в Британии жили 2,3 млн человек «британских азиатов» (такой термин, British Asians, используется в Британии по отношению к выходцам лишь из Южной Азии, но не Малайзии, Китая или Кореи). Из них 1,05 млн человек относили себя к индийской общине, 747 тыс. – к пакистанской и 283 тыс. – к бангладешской общине. По оценкам исследователей Кембриджского университета, в 2004 году в Великобритании проживали около 2,8 млн выходцев из Южной Азии и их потомков (включая рожденных от смешанных браков с белыми британцами).
«Мигранты из Восточной Европы часто селятся в районах с большой долей этнических меньшинств, в частности азиатского, потому что в этих районах обычно ниже арендные ставки на жилье и есть доступные для новых мигрантов магазины и кафе, а также, часто, рабочие места. Однако тут вступает в действие механизм конкуренции. Восточноевропейцы конкурируют с уже находящимся в Британии меньшинством по многим показателям – от рабочих мест до мест в школах, детских садах, игровых площадках, на рынке частного и муниципального жилья.
Для общины, которая не привыкла к конкуренции, это оказывается шоком, следовательно, возникают трения», — рассказал «Эксперту Online» Дэнни Срискандараджа, директор центра исследования миграции лондонского Института исследований общественной политики. Действительно, индо-пакистанская община является одной из самых социально неблагополучных в Британии. Так, среди британских пакистанцев безработными являются 11% мужчин и 19% женщин, среди бангладешцев этот показатель еще выше – 14% для мужчин и 22% для женщин (в среднем в Британии безработица составляет 5,5% от трудовых ресурсов). Многие из представителей азиатской общины живут в муниципальном жилье и зависят от социальных пособий и услуг, которые предоставляются местными властями, что особенно распространено в бывших индустриальных городах северной и центральной Англии. По этой причине они рассматривают новых мигрантов как своих конкурентов. Мохаммед Али, директор исследовательского центра в северном городе Брэдфорд в графстве Йоркшир (40% населения 485−тысячного города составляют индопакистанцы), заявил, что «расширение ЕС серьезно повлияло на распределение рабочих мест среди меньшинств – гораздо проще привезти иностранцев, которые согласятся на то, чтобы работать за меньшие деньги, проигнорировав тех, кто уже находится в стране».
В условиях возникающего конфликта обе общины конструируют собственную мифологию. Британские индопакистанцы оставляют сообщения на интернет-форумах, в которых утверждают: «Наши отцы работали очень усердно, часто на две-три работы, сталкивались с расизмом. А теперь польские мигранты создали кошмар на улицах, плохо знакомы с правилами дорожного движения, приводят к распространению наркотиков, алкоголя, пристают к нашим женщинам». В ответ на это Эва Садовска, координатор польской благотворительной организации Bartka UK, пишет в пресс-релизе о том, «что мы регулярно слышим истории о запугивании поляков со стороны азиатской общины в повседневной жизни. Происходит заметное количество преступлений против поляков». Представители польских мигрантов утверждают, что приехали в Британию работать, а не получать социальные пособия (в чем поляки часто обвиняют индопакистанцев с их большими семьями), и настаивают на очень сильной этике труда польских рабочих. Большинство мигрантов из Восточной Европы – это молодежь в возрасте 18—34 лет, которые оставляют своих детей, родителей-пенсионеров и прочих иждивенцев на родине и действительно отправляются на заработки. Многие из поляков или литовцев приезжают в Британию временно, но около половины, согласно социологическим опросам, собираются остаться на продолжительное время – 5 лет и более. Их решение прежде всего обусловлено возможностями заработать. Средний заработок поляков в Британии составляет 1,5 тыс. фунтов (2,9 тыс. долларов) в месяц после выплаты налогов, что в разы больше, чем на родине. «В Британии поляки могут заработать гораздо больше, чем дома, несмотря на ускорение экономического роста и сокращение безработицы в последние годы. Однако за пределами Варшавы и Кракова возможности трудоустройства с высокой зарплатой весьма ограниченны, что ведет к продолжающейся миграции в Британию, Ирландию и другие страны ЕС», — рассказал «Эксперту Online» Петр Юшчук, аналитик социологического агентства ARC Market and Opinion.
Пока отношения между двумя общинами остаются напряженными, британский благотворительный фонд Joseph Rowntree Foundation выделил грант на исследование причин конфликтов между поляками и индопакистанцами. Исследование будет проводиться в городах северной Англии, где безработица и социальное напряжение выше, чем в целом по стране.
Комментарии