Полиция скрывала документ, подтверждающий, что принцесса Диана опасалась покушения
На модерации
Отложенный
Высокопоставленные руководители британской полиции в течение шести лет скрывали документ, доказывающий, что Диана, принцесса Уэльская, опасалась заговора с целью ее убийства в автомобильной аварии, заявил вчера свидетель следователям, которые разбираются в ее гибели.
Лорд Мишкон, адвокат принцессы, прибыл в Скотланд-Ярд примерно через три недели после ее смерти и заявил, что двумя годами ранее Диана встретилась со своими юристами, чтобы те зафиксировали подозрения о грозящей ее жизни опасности.
Однако сэр Пол Кондон, в ту пору комиссар лондонской полиции, а ныне пэр, и сэр Дэвид Венесс, в то время заместитель комиссара по специальным операциям, решили не передавать записку о подозрениях принцессы французским детективам, английскому коронеру или лорду-канцлеру.
Вместо этого улика шесть лет лежала без дела, поскольку полицейские сочли гибель Дианы "трагической случайностью", признал сэр Дэвид в лондонском суде.
В 2003 году преемник лорда Кондона, сэр Джон Стивенс, решил опубликовать документ, когда Пол Баррел, бывший дворецкий принцессы, показал: у него имеется записка принцессы, где говорится, что ее муж, принц Уэльский, планирует ее убить. Также свидетели сообщили о надеждах принцессы, что британская корона пройдет мимо принца Уэльского и достанется их сыну – Уильяму. Мэгги Рэи, адвокат по бракоразводным процессам, пояснила предложение принцессы. Согласно плану, пока Уильям не достиг возраста, необходимого для восшествия на престол, регентом при нем мог бы стать герцог Йоркский.
"Я помню, как она говорила об этом несколько раз", – заявила юрист помощнику коронера Николасу Хиллиарду.
На перекрестном допросе, отвечая королевскому адвокату Майклу Мэнсфилду, защитнику Мухаммеда аль-Файдера, сэр Дэвид в конечном счете признал, что записка Мишкона была "потенциально значимой" для французского расследования и что, "оглядываясь в прошлое", он считает: "возможно, было бы разумнее" подумать о ее передаче следователям.
Лорд Мишкон составил документ после того, как 30 октября 1995 года в 16:00 его вызвали в Кенсингтонский дворец. На встрече также присутствовали Сандра Дэвис, юрист из фирмы Mishcon de Reya, которая предоставляла принцессе консультации, мисс Рэи и капитан Патрик Джефсон, ее личный секретарь.
В записке лорда говорится, что опасения принцессы показались ему удивительными, однако он счел необходимым усилить меры по обеспечению безопасности Дианы, в частности при автомобильных поездках.
"В действительности, однако, я не считаю, что следует доверять услышанному", – написал он. Тем не менее, юрист указал в записке, что Джефсон "наполовину разделяет" подозрения принцессы. В документе говорится, что "надежный источник" указал принцессе на наличие заговора с целью "избавиться от нее".
Лорд указывает: по мнению Дианы, данный план мог включать "некую автомобильную аварию, подстроенную, например, с помощью испорченных тормозов".
На вопрос Мэнсфилда о том, почему он сразу же не связался с французскими следователями, разбиравшимся в смерти Дианы и "нуждавшимся в любой доступной помощи", сэр Дэвид ответил, что они с лордом Кондором решили "отслеживать" парижское расследование. Он добавил, что авария не казалась подозрительной. По его словам, в случае изменения ситуации полицейские бы обнародовали бумагу.
"Мы пришли к мысли, что различные факты, описанные лордом Мишконом, необходимо рассматривать с единой точки зрения – мы договорились отслеживать ход французского расследования. В случае появления подозрительных факторов мы бы донесли эту информацию до властей Франции", – заявил он.
Свидетель отверг мнение Мэнсфилда, что подозрения должны были возникнуть после первых сообщений свидетелей, которые заявили, что путь "мерседеса" принцессы был заблокирован, а незадолго до фатальной аварии, случившейся в августе 1997 года, были зафиксированы ослепительные вспышки.
Данные слова, как утверждает сэр Дэвид, ничем не подтверждены, и нет причин полагать, что французская сторона провела недостаточно тщательное и компетентное расследование.
Сэр Дэвид, который оставил службу в 2004 году и теперь отвечает за вопросы безопасности в ООН, добавил, что на его решение повлиял тот факт, что некоторые прогнозы принцессы не сбылись: например, Диана полагала, что королева отречется от престола в 1996 году и передаст его принцу Чарльзу.
Он отверг предположение о том, что скрывал документ (по собственным словам, "хранил в безопасности"), поскольку якобы знал о причастности MI-6 к аварии. Британские агенты не имеют отношения к гибели принцессы, добавил он.
Сандра Дэвис рассказала следователям, как после известия о парижской аварии ей стало плохо. "У меня в уме сразу всплыло то, о чем она говорила во время нашей встречи 30 октября 1995 года", – вспомнила женщина.
Она добавила, что в ходе встречи принцесса дала понять: она не хочет, чтобы кто-то спрашивал о личности "инсайдерского" источника, и никто не подумал задавать вопрос о том, кто, по ее мнению, готовит убийство.
Кроме того, по данным свидетелей, лорд Кондон сообщил королеве, что принцесса не должна ехать на отдых с аль-Файедами. Летом 1997 года тогдашний глава лондонской полиции и главный суперинтендант Даи Дэвис, глава отряда по охране королевской семьи, посчитали, что Диане необходимо запретить поезду в Сен-Тропе.
Сегодня разбирательство продолжится, и с показаниями должен будет выступить лорд Кондон.
Комментарии