Москва, которой нет: Конфликт вокруг исторического памятника - дома Поливанова

На модерации Отложенный Столичная эпопея с домом Поливанова вышла на новый круг. А вся проблема в том, что ни власти, ни арендаторы не хотят брать на себя отвественность за сохранность памятника...

Скандал вокруг особняка Поливановых в Денежном переулке, 9/6, длится еще с июля 2004 года, когда перед ним был выставлен пикет москвичей в защиту старины. Напомним, что тогда пикет был организован движением «Москва, которой нет», которое собрало на своем сайте около 1, 5 тысяч подписей в защиту памятника и организовало дежурства у ворот заброшенного деревянного особняка, требуя его реставрации.

Справка:

Дом Поливанова - редкий образец послепожарного деревянного ампира, построен в 1822-23 гг., автор проекта неизвестен. Помимо главного дома усадьба включала одноэтажный флигель (надстроен мезонином в 1832) и соединявшую их деревянную ограду по линии улицы с арочными проходами и монументальными, украшенными резьбой воротами. Ныне существующие ворота и ограда воссозданы при реставрации дома в 1951-54 годах по образцу типовых оград начала XIX в. В интерьере частично сохранилась планировка, парадная анфилада и фрагменты первоначальной отделки (парные колонны, лепные карнизы, облицовка искусственным мрамором).

В 1835 - 1836 гг. в доме Поливанова жил один из участников литературного кружка «Арзамас», знакомый Пушкина, впоследствии мемуарист Степан Петрович Жихарев. После Октябрьской революции дом стал многоквартирным, жилым. В 1950-гг. реставрировался, а в 1980 г. пережил пожар, после которого был восстановлен. С 1996 г. дом принадлежал Ассоциации шахматных федераций и использовался как офис. В 2001 г. сильно пострадал от пожара, после чего здание было передано на праве оперативного управления Главному управлению по охране памятников (ГУОП) Москвы. 4 июня 2002 г. «в связи с необходимостью безотлагательного проведения комплекса ремонтно-реставрационных работ по зданию-памятнику» Городская усадьба начала XIX века А. К. Поливанова« Правительство Москвы передало дом в долгосрочную аренду сроком на 15 лет ООО НТЦ “Энергосистемы под административные цели.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 4 июня 2002 г. №417-ПП, ООО «НТЦ Энергосистемы» обязывалось провести силами специализированных организаций полный комплекс ремонтно-восстановительных работ по помещениям за счет собственных и привлеченных средств по плановому заданию ГУОП г. Москвы.

Дом Поливанова был поставлен под охрану государства еще в 1960 г., является объектом культурного наследия федерального значения, то есть обладает историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющей особое значение для истории и культуры Российской Федерации.

Новые хозяева дома - НТЦ Энергосистемы - бездействовали уже несколько лет, когда москвичи вышли в Денежный переулок. И хотя арендаторы не вышли к пикетчикам, после Реставрационные работы вскоре начались, а минувшей осенью завершились. Госприемка, эксперты и защитники старины вполне единодушны в оценке этих работ как добросовестных и качественных. Бережное обхождение с деревом, да еще и обгорелым, - редкость, причем дорогостоящая.

Однако параллельно с реставрацией шла судебная тяжба: федералы оспаривали правомерность регистрации памятника в собственности города. И летом этого года Арбитражный апелляционный суд признал здание федеральной собственностью, что якобы сделало договор аренды, заключенный с Москвой, юридически ничтожным. После этого арендатору было предписано покинуть дом, в реставрацию которого он, напомним, вложил немалые средства.

Что это - произвол, самоуправство, грабеж? Нет, отвечают юристы, это нормальное правовое последствие принятого решения о разделе памятников между Москвой и федералами. Теперь те арендаторы памятников, которые много лет не вкладывали ни копейки в поддержание здания, смогут съехать, передав дела новым владельцам и оставив им решение созданных за многие годы проблем. А те, кто содержал памятники, так как это предписывается историко-архитектурными требованиями так же уедут с насиженных мест ни с чем. И в этом смысле перед нашим государством все равны.