Решая свои проблемы обильным питанием, люди становятся не только более грузными, но и более толстокожими
На модерации
Отложенный
Американские исследователи, изучающие проблему избыточного веса, объявили недавно шокирующую новость: число хронически переедающих жителей планеты оказалось превышающим количество недоедающих. Более полутора миллиардов людей имеет лишний вес, полмиллиона из них страдает ожирением, в то время как голодающих «всего» 800 млн.
Статистику подтверждает невооруженный взгляд и подчас курьезные подробности: так, недавно администрация Диснейленда приняла решение переоснастить некоторые аттракционы, чтобы те смогли выдержать все увеличивающийся поток посетителей с избыточным весом. Исследование, проведенное в Ирландии, показало, что иглы шприцов традиционного размера всё чаще не могут преодолеть жировую прослойку и достигнуть мышцы; поэтому большинство больных, особенно женщин, не получает нужной дозы лекарства при инъекции в ягодицы. Примеров, подтверждающих «утолщение» населения Земли, множество; так что возникает вопрос: неужели и правда наступает эпоха толстяков?
Самой «тучной» страной мира считается США. Судя по данным Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for economic co-operation and development), это действительно так: в США 306 человек из тысячи не просто имеют избыточный вес, а страдают ожирением. В докладе фонда «Здоровье Америки» (Trust for America's health) цифры подтверждают, что средний американец в последние годы растолстел до немыслимых пределов: в некоторых штатах доля людей, страдающих ожирением, достигла 30%.
Следом за американцами идут мексиканцы (242 человек на 1000), англичане (230), австралийцы (227), словаки (224), греки (219) и новозеландцы (209). На этом статистику обычно заканчивают читать, облегченно вздохнув, а зря: в России, по данным Института питания РАМН, ожирение наблюдается у 240 человек из 1000 — то есть россияне уже оказались на почетном третьем месте. В нашей стране 60% женщин и 50% мужчин старше 30 лет страдают избыточной массой тела. За последние пару лет, по данным заместителя директора НИИ питания Александра Батурина, среднестатистический россиянин потяжелел на 2 кг.
География ожирения обширна: если раньше излишняя тучность и ожирение было проблемой исключительно развитых стран, то сейчас она распространилась повсеместно, и развивающиеся страны уже почти не отстают от развитых. Так, в Китае число людей с лишним весом достигло 15%, определенный рекорд поставлен на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где около половины женщин страдают ожирением или имеют избыточный вес. Правда, причины этого в последнем регионе несколько отличаются: уверенность в том, что красивая жена — тучная жена, настолько прочна, что в некоторых странах (например, Мавритании) до сих пор практикуется насильственное кормление девочек — гаваж.
Гены, вирусы или бактерии?
Человечество стремительно толстеет, обеспечивая диетологов работой. Современные ученые, полагая, что проблему ожирения нельзя свести лишь к неправильному питанию и малоподвижному образу жизни, выдвигают все новые гипотезы. Авторы исследования, опубликованного в «Медицинском журнале Новой Англии» (New England Journal of Medicine), ищут причины избыточного веса в мутировавших генах. Они уделяют основное внимание гену меланокортину, регулирующему чувство голода. Если ген, подвергшийся мутации, вырабатывает мало белка, организм испытывает чувство голода слишком часто. Ученые Кембриджского университета (University of Cambridge) также ищут причины неконтролируемого обжорства не в психике, а в генах. Авторы исследования утверждают, что пациенты, постоянно ощущающие чувство голода, обладают редкой генетической мутацией — отсутствием или нехваткой в организме гормона лептина. Лептин отвечает за чувство голода и сигнализирует определенным участкам мозга, что организм человека уже насытился. После введения испытуемым гормона они начали есть значительно меньше.
Одной из причин ожирения могут быть вирусные инфекции. Ричард Аткинсон (Richard L. Atkinson), директор Научно-исследовательского центра проблем ожирения (Obetech obesity research center) в Ричмонде утверждает, что на сегодняшний день обнаружено пять вирусов, поражающих животных, и три — человека, которые «помогают» человеку набрать лишние килограммы. Данные вирусы относятся к группе так называемых аденовирусов и оказывают воздействие на обмен веществ в жировых клетках. Особенно убедительными оказались исследования близнецов. Если один из близнецов являлся носителем аденовируса, а другой — нет, то в таком случае близнец — носитель аденовируса имел больший вес и большую массу жировой ткани, чем второй.
Ряд исследователей обвиняют в эпидемии ожирения бактерии: оказалось, что кишечник тучных людей содержит микроорганизмы иного типа, чем кишечник худышек. В кишечнике каждого человека обитают триллионы бактерий и других микроорганизмов, которые способствуют расщеплению пищи и борются с патогенными организмами. Профессор Джефри Гордон (Jeffrey I. Gordon) предположил, что эта смесь микробов может влиять на вес человека. Исследования, опубликованные группой Гордона в журнале «Nature», представляют собой серьезное доказательство этой идеи. Ученые изучили микробиологический состав экскрементов двенадцати добровольцев, страдающих ожирением, и сравнили его с анализами пяти стройных добровольцев. У страдающих ожирением людей оказалось на 20% больше бактерий Firmicutes и почти на 90% меньше Bacteroidetes, чем у стройных. После того как испытуемые провели год на диете с низким содержанием жиров и углеводов и потеряли около 25% своего веса, содержание бактерий Firmicutes в их кишечнике сократилось, а бактерий Bacteroidetes стало больше, хотя общий уровень не сравнялся с тем, который наблюдался у стройных людей. Это позволяет предположить, что наше тело каким-то образом сообщает информацию о весе микроорганизмам в нашем кишечнике и ожирение может нарушать нормальный баланс микрофлоры. Опыты на мышах показали, что возможно и обратное действие: смена микрофлоры может повлиять на вес.
Исследователи из Университета Калифорнии (University of California) в Сан-Диего и Гарвардского медицинского факультета (Harvard Medical School) в Бостоне, установили, что ожирение может быть социально заразно. Проанализировав медицинские данные более двенадцати тысяч американцев, собранные в период с 1971 по 2003 год при проведении научной программы, посвященной изучению сердечно-сосудистых заболеваний, исследователи выяснили: если кто-либо из приятелей участника научного эксперимента страдал от ожирения, то шансы его друга или подруги серьезно располнеть увеличивались на 57%.
Вероятность набрать избыточный вес при наличии лишних килограммов у брата или сестры возрастала на 40%. Если же страдал ожирением один из супругов, шансы его второй половины прибавить в весе увеличивались на 37%.
Все эти гипотезы, конечно же, приятны людям с избыточным весом — ведь это снижает личную ответственность и чувство вины за неспособность или нежелание привести свой вес ближе к стандартам. Однако основной причиной ожирения остается переедание, и надежда на «вакцины от вирусов ожирения» и прочие «таблетки от жадности» хоть и желанна, но призрачна.
Наименьшее из зол?
Причины переедания находятся в основном на стыке психологии и физиологии. Зачастую многие любители пожевать даже не замечают, сколько и чего они съели. Тут на память приходит один из главных признаков начинающегося алкоголизма: потеря контроля над количеством выпитого, а в данном случае съеденного. Еда становится замещающим удовольствием или отвлекающим маневром. Приступы неконтролируемого обжорства чаще всего случаются в ситуациях повышенной тревожности — «заедание стресса» на работе, при конфликтах или, например, перед экзаменами.
Психоаналитики объясняют переедание в своем излюбленном ключе, считая его причиной «хронический оральный спазм» — постоянное напряжение мышц области рта, усиливающееся во время стресса. Подсознание подсказывает человеку метод борьбы с этим напряжением, усвоенный ещё во младенчестве: тогда материнская грудь давала успокоение. Возникает так называемый оральный регресс — процесс принятия пищи представляется как возвращение к состоянию спокойствия и тепла возле матери.
Выясняется также и то, что неумеренная тяга к еде мало чем отличается от прочих пагубных пристрастий: алкоголизма и наркомании. Оказывается, на еду можно «подсесть» так же, как, например, на кокаин. Исследуя связь между желудком и мозгом, ученые заметили, что при еде активизируется та часть мозга, связанная с памятью и системой вознаграждений, что и при приеме наркотиков.
Это открытие находит все больше подтверждений, особенно в последние пять лет, когда идет настоящий бум операций по снижению веса. Бывшие толстяки уже не переедают, но приобретают другие зависимости — алкоголизм, страсть к азартным играм или покупкам, причем особенно уязвимы те, что сбросили вес хирургическим путем. Срабатывает так называемый перенос зависимости. Поэтому ученые ищут новые средства, которыми можно одновременно лечить различные типы расстройств.
Порой отчаявшиеся излечить падкое на пагубные страсти человечество врачи и ученые приходят к выводу, что в ряду известных форм зависимостей тяга к еде — одна из самых невинных. Происходит парадокс: переедание и, как следствие, ожирение может защищать от других видов зависимости. Исследовав более девяти тысяч добровольцев, группа учёных выяснила, что у людей с ожирением вероятность злоупотребления химическими веществами на 25% ниже, чем у людей с нормальным весом. Также было доказано, что среди женщин с ожирением уровень потребления спиртного ниже, чем в среднем по стране. О «пользе» обжорства говорить вряд ли можно, но из многих зол это зачастую наименьшее.
Новогодний синдром
Конечно же, проблема избыточного веса волнует далеко не все человечество. Однако же случаются дни, когда угроза обжорства касается всех соотечественников — новогодние праздники. Можно долго рассуждать о причинах того, почему в выходные основным развлечением для многих остается еда: и малое количество доступных удовольствий, и тяжелое прошлое, и то, что «как встретишь новый год, так его и проведешь» — так что проводить надо сытно и с размахом. Но бесспорным остается одно: проблема веса после зимних праздников становится одной из насущных. И не случайно: если за год люди и прибавляют в весе, то чаще всего это происходит за время праздников. И, хотя большинство людей набирают за затянувшиеся выходные не так много, как им казалось (в среднем — около двух килограммов), проблема кроется в другом: набранный за праздники вес очень тяжело сбросить!
Переедание кажется на первый взгляд современной проблемой, однако, как и все людские пороки, она стара как мир. В христианстве обжорство считается одним из семи смертных грехов, а также частью более широкого понятия и порока — сластолюбия. Времена меняются, и сейчас в европейской культуре на обжорство смотрят в первую очередь с точки зрения медицинских и социальных норм. Понятия о грехе отошли на задний план, да и вообще отношение к «серьезности» тех или иных грехов изменилось: согласно опросу, проведенному телекомпании ВВС, большинство наших современников не считает обжорство большим грехом, хотя в нем признались 59% опрошенных. Современные британцы назвали главными пороками современного общества жестокость, прелюбодеяние, фанатизм, нечестность, лицемерие, жадность и эгоизм. Обжорству в новом списке места не нашлось.
Можно не обращать внимание на религиозные предписания и разговоры о том, что тело человека — храм Божий, и негоже набивать его постоянно едой; на то, что переедание приводит к многочисленным болезням и ограничивает свободу движения; что толстяки в современном обществе — одна из самых дискриминируемых групп населения. Но всё же во время очередного приступа неконтролируемого обжорства не мешает задуматься, к чему это все приведет.
Комментарии