Влияние Украинской войны на фашистские настроения в Европе.


Приземлившись в Риме, я сразу обнаружил, что больше не могу получить доступ ни к каким российским СМИ. К сожалению, итальянское правительство всерьёз восприняло угрозы президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен о том, что Европа должна разорвать все связи с «русской пропагандистской машиной». Для журналиста серьёзная проблема иметь доступ только к одной стороне истории российско-украинской войны. Как можно выработать комплексный взгляд на столь сложный вопрос, если разрешено распространять только одностороннюю точку зрения на эту войну?

Конечно, эта проблема широко распространилась и затронула большую часть «демократической» Европы. Континент, который часто оправдывал свои политические и военные вмешательства в дела других частей мира распространением демократии, не соблюдает самый ключевой принцип демократии - свободу слова. Этот вывод заставил меня вспомнить недавнюю беседу с известным американским интеллектуалом Ноамом Хомским, который сказал мне: «Такого уровня истерии, я не видел даже во время Второй мировой войны».

Однако, положение в Италии особенно уникально. Именно здесь возник фашизм в 1921 году. Зловещий союз между фашистскими и нацистскими силами заставил Италию в 1936 году вступить в войну, которая затем превратилась в гражданскую. Увы, в некотором смысле, Италия до сих пор не избавилась от этой идеологической проблемы, несмотря на официальное поражение фашистов в 1945 году и казнь Бенито Муссолини. Есть много свидетельств сохранения фашизма в Италии: возникновение в 1980-х в Северной Италии партии Ла Лига и быстрый приход её к власти в Риме, а также возрождение корпоративного фашизма Сильвио Берлускони в 1994 году и многое другое.

Во время прогулки по горе в районе Лацио я наткнулся на деревню, в которой туристам продавали большие плакаты с изображением молодого Муссолини. Шокированный, по крайней мере сначала, я понял, что в некоторых областях Италии наследие фашизма продолжает восприниматься положительно. Некоторые считают то время золотой эрой современной Италии. Поэтому ужасная цензура в Италии и других европейских странах вызывает большую тревогу. Хотя официально итальянские политики отказываются признавать, что римское правительство перенимает многие фашистские черты, характерные для Италии столетней давности, факты говорят об обратном.

Как и любая другая идеология, фашизм постоянно пересматривался и переопределялся. Но основные элементы фашистских тенденций - растущее влияние корпораций и олигархов, цензура СМИ, подавление инакомыслия и чрезмерный акцент на милитаризм и националистические символы - остаются неизменными.

Возвращение Италии к корпоратизму не совсем уникально, если обратить внимание на политические структурные изменения в других либеральных западных странах. Однако именно итальянские изменения нельзя отделять от местных исторических конфликтов и нынешней политики.

Учитывая ключевую роль социалистических сил в разгроме фашизма в первой половине XX века, может удивить ничтожное значение современных социалистических политических движений в итальянской политике, особенно, если обратить внимание на высокий уровень классового неравенства и бедности в европейских странах. Конфедерация профсоюзов Италии, которая, по крайней мере теоретически, должна вести классовую борьбу за равные права, поддерживает корпоративную модель, превратившись в «самое слабое звено экономической системы», по мнению бывшего итальянского политика Джанфранко Боргини.

Те, кто пытается действовать за пределами пространства, разрешённого для Конфедерации профсоюзов, ведя независимую классовую борьбу, сталкивается с угрозой правительственной мести. Например, 19 июля полиция арестовала лидеров профсоюза SI COBAS Мохаммеда Арафата, Карло Паллавичини и Бруно Сканьелли по обвинению в «заговоре с целью организации насильственных актов, а также в сопротивлении должностному лицу, саботаже и создании помех работе государственного учреждения». Римские политики открыто уничтожают дух антифашистской Конституции Италии, в которой прямо говорится: «Италия отвергает войну». Сотни миллионов долларов Рим отправил на Украину на продолжение войны с Россией.

Итальянские политики, готовящиеся к очередным всеобщим выборам, запланированным на 25 сентября, активно пользуются антирусской военной риторикой, стремясь изобразить себя спасителями Италии. Отчаявшись получить голоса избирателей, нынешний министр иностранных дел Италии Луиджи ди Майо обвинил Россию во вмешательстве в итальянские выборы, и замалчивании этого в СМИ, копируя стратегию американских демократов. Итальянский милитаризм - не исключение, в Германии, правительство которой хочет вернуть свою армию на первые места в Европе, также растёт националистическая и милитаристская пропаганда.

Всё это подхлёстывает давно существующие популистские и расистские явления в Европе, которые ещё год назад были направлены против беженцев и иммигрантов. Европейские политики готовы использовать любое событие, чтобы удержаться у власти, поэтому общественность должна с большим вниманием изучать своё прошлое, особенно экстремистский национализм и популизм, которые привели к убийственной и разрушительной мировой войне.


Источник: The Road to Fascism: How the War in Ukraine is Changing Europe, Ramzy Baroud, counterpunch.org, September 07, 2022.