Предвыборная кампания 2007 года вновь породила охоту на ведьм во властных коридорах
На модерации
Отложенный
Борьба с коррупционерами всех мастей вернулась в обычное неспешное русло, пока не пришло время готовиться к новым думским и президентским выборам. Тут-то власти и вспомнили про необходимость публично наказывать тех, кто на виду. В 2007 году под удар попали мэры российских городов, сенаторы и высокопоставленные чиновники - список получился внушительный. В ноябре 2007 года, за две недели до выборов в Думу, Мосгорсуд поставил точку в деле "оборотней в погонах", приговорив последних четырех проходивших по нему сотрудников МУРа. Беспрецедентная акция по чистке рядов уголовного розыска ГУВД Москвы, начавшаяся незадолго до избирательной кампании 2003 года, сразу же была расценена наблюдателями как предвыборный ход Бориса Грызлова, совмещавшего тогда посты главы МВД РФ и председателя высшего совета всероссийской партии "Единство и Отечество" - Единая Россия".
Четыре года назад, к месту и не к месту угрожая искоренить всевозможных "оборотней" в правоохранительных структурах, Борис Грызлов привел своих соратников к победе на выборах в Госдуму четвертого созыва (после чего партия была переименована в "Единую Россию", а ее председатель сложил с себя полномочия министра и стал спикером нижней палаты парламента). Борьба с коррупционерами всех мастей вернулась в обычное свое неспешное русло, пока не пришло время готовиться к новым думским и президентским выборам. Тут-то власти и вспомнили про необходимость публично наказывать тех, кто на виду. Под удар на этот раз, вместо московских милиционеров, попали мэры российских городов, сенаторы и высокопоставленные чиновники - список получился внушительный.
Оборотни на местах
Среди глав городских администраций и их замов, подвергшихся уголовному преследованию в 2007 году, можно вспомнить, например, мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина, собравшегося штурмовать Госдуму во главе областного списка "Справедливой России". Мэра обвинили в превышении должностных полномочий и злоупотреблении ими же, после чего сняли с выборов (в настоящее время Кузьмин находится в розыске). Под удар попали также мэр Великого Новгорода Николай Гражданкин (превышение и нецелевое расходование бюджета, ведется расследование); мэр Тольятти Николай Уткин (арестован в мае по обвинению в злоупотреблении полномочиями и вымогательстве взятки, впоследствии первое обвинение было снято); и даже бывший вице-мэр Заозерска Игорь Сенин, который в ноябре получил три года за подготовку теракта в Кольском заливе.
Мэр Архангельска Александр Донской
Самый любопытный, пожалуй, случай произошел с мэром Архангельска Александром Донским. Осенью 2006 года он имел неосторожность заявить о своем намерении баллотироваться на пост президента РФ, с чем некоторые и связывают постигшие его в дальнейшем злоключения. Уже в декабре того же года против Донского возбудили два уголовных дела - по обвинению в использовании фальшивого диплома при поступлении в вуз для получения второго высшего образования и в подстрекательстве к его изготовлению. Чуть погодя на мэра завели третье дело по статье "незаконное участие в предпринимательской деятельности". Затем следствие сочло, что Донской за счет казны оплачивал личную охрану, хотя не относился к категории лиц, которым положены телохранители. Наконец, злополучного мэра обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями и арестовали.
В открытом письме из СИЗО Донской жаловался, что прокуратура его шантажировала и требовала отказаться от участия в парламентских и президентских выборах. На одном из заседаний суда Донской обложил матом врачей, признавших его здоровье нормальным и утверждавших, что чиновник провоцировал у себя гипертонический криз и пытался купить анализы больного туберкулезом человека. Выступая на суде с последним словом, Донской объявил себя политзаключенным и обвинил архангельского губернатора Николая Киселева и полпреда президента в СЗФО Илью Клебанова в том, что они его якобы "заказали".
В сентябре суд приговорил Донского к году лишения свободы условно за незаконное предпринимательство и штрафу в 75 тысяч рублей за использование подложного диплома об образовании. По другим делам приговор пока не вынесен. Находясь в СИЗО, Донской вступил в "Справедливую Россию", а через месяц заявил, что решил создать собственную политическую партию. Название для нее Донской придумал довольно незатейливое - "Новая Партия".
Тем временем на другом конце страны правоохранительные органы заинтересовались мэром Владивостока Владимиром Николаевым. Три года назад он якобы, как и Донской, нанял вооруженную охрану для себя и имущества мэрии, оплачивая ее услуги из городского бюджета. Вообще, судя по материалам дела, глава администрации жил за счет государственных денег на широкую ногу, тратя их и на сопровождение своего автомобиля спецмашинами ГИБДД и на авиаперелеты, к тому же еще и федеральные земли приятелям в аренду раздавал. В феврале на Николаева завели дело по статьям о превышении и злоупотреблении должностными полномочиями. Кроме того, аналогичные дела были возбуждены в отношении еще нескольких высокопоставленных сотрудников мэрии, которых подозревали в хищениях, нецелевом использовании бюджетных средств и других правонарушениях. Аккурат под Новый год Николаева приговорили к четырем с половиной годам условно.
Также в 2007 же году заканчилась эпопея с мэром Волгограда Евгением Ищенко. Уголовное дело на него было заведено еще в мае 2006-го - по версии следствия, он участвовал в коммерческой деятельности одной фирмы и предоставлял предприятию различные льготы. Ищенко почти сразу признал себя виновным в превышении должностных полномочий, незаконном занятии предпринимательской деятельностью и в незаконном хранении оружия и боеприпасов (в ходе обыска у него в квартире было найдено около ста патронов). В июне тогда уже бывший мэр получил год лишения свободы и был освобожден в зале суда.
Под конец года досталось и бессменному мэру Томска Александру Макарову. В декабре его поместили в изолятор временного содержания в предынфарктном состоянии по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями и в вымогательстве. Уголовное дело было заведено и на его родственницу.
Оборотни от регионов
Сенатор Игорь Изместьев
Преследованиям подврегались, однако, не только мэры, но и сенаторы. Наиболее громким в этом ряду стало дело Игоря Изместьева, в течение пяти лет представлявшего в Совете Федерации Башкирию.
В ноябре 2006 года Изместьев был досрочно отозван из верхней палаты парламента госсобранием республики по обвинению в нарушении закона о статусе сенатора, а уже в январе 2007 года бывший член СФ был задержан в аэропорту Бишкека и арестован. В течение всего года тянулось следствие, в ходе которого Изместьев содержался в СИЗО "Лефортово".
Подследственный является фигурантом сразу нескольких уголовных дел.
Ему инкриминируют: организацию четырех убийств (причем первое было совершено еще в 1999 году), покушение на убийство, организацию дачи взятки сотруднице ФСБ (в обмен на информацию о проверке коммерческого предприятия, которым он руководил до того, как стать сенатором) и уклонение от налогообложения (дочерних структур этой же фирмы). Следствие считает, что Изместьев был тесно связан с кингисеппской преступной группировкой (соответствующие показания дал, в частности, ее лидер Сергей Финагин).
Не менее длинный след тянется за сенатором от Пензенской области Андреем Вавиловым, дело которого было возобновлено в конце 2006 года. Сенатора подозревали в злоупотреблении служебным положением и в мошенничестве в крупных размерах, которые он совершил в 1996-97 годах, занимая пост замминистра финансов. По версии следствия, действия Вавилова привели к хищению госкредита на сумму в 231 миллион долларов, который был выделен на поставки боевых самолетов в Индию. В качестве свидетеля по этому делу допрашивался, кстати, бывший премьер Михаил Касьянов.
Дело в отношении Вавилова было возбуждено еще в 1997 году, но спустя три года оно было закрыто за отсутствием состава преступления. В 2002 году Вавилов стал сенатором и получил иммунитет от судебного преследования. Официальных обвинений ему так и не было предъявлено - запрос от Генпрокуратуры о лишении сенаторских полномочий в СовФед не поступил, а срок давности по делу истек в апреле 2007 года. К тому же один из ключевых фигурантов - банкир Илья Сташевский - находится в Чехии, которая отказала в его экстрадиции.
Сенатор Левон Чахмахчян
Еще один сенатор, на этот раз от Калмыкии, был задержан летом 2006 года в офисе авиакомпании "Трансаэро". У Левона Чахмахчяна и его зятя, помощника аудитора Счетной палаты Армена Оганесяна, был изъят портфель с 300 тысячами долларов, которые, как считается, были первым траншем полуторамиллионной взятки, вымогаемой у авиакомпании сотрудниками Счетной палаты и их сообщниками. Чахмахчяна лишили полномочий и арестовали, а в феврале предъявили обвинения в хищении в особо крупном размере. Процесс по делу бывшего сенатора проходит в Мосгорсуде в закрытом режиме.
Упомянув Чахмахчяна, нельзя не вспомнить о его адвокате - Борисе Кузнецове, дело которого оказалось не менее громким. Известного юриста заподозрили в том, что в ходе защиты бывшего сенатора он разгласил государственную тайну. Причем очень интересным способом: сам адвокат утверждает, что сфотографировал секретный меморандум, в котором говорилось о прослушивании правоохранительными органами телефонных переговоров Чахмахчяна. Кузнецов направил копию этого документа вместе с жалобой в Конституционный суд, в чем, собственно, и выразилось разглашение гостайны. После возбуждения против него уголовного дела Кузнецов покинул пределы России.
Оборотни в ведомствах
Заместитель министра финансов Сергей Сторчак
Для полноты картины вспомним еще два громких коррупционных скандала 2007 года. 15 ноября в Москве был задержан заместитель министра финансов Сергей Сторчак. Генпрокуратура подозревает его в подготовке хищения в пользу компании "Содэксим" бюджетных средств на сумму в 43 миллиона долларов - долга, возникшего в ходе межправительственных отношений России и Алжира. Кроме Сторчака арестованы также глава "Содэксима" Виктор Захаров, председатель совета директоров Межрегионального инвестиционного банка Вадим Волков (также некогда бывший замминистром финансов), а позже - и член совета директоров этого же банка Игорь Кругляков.
3 декабря на Сторчака было заведено второе уголовное дело, связанное с превышением служебных полномочий при урегулировании советского долга перед Кувейтом. Однако уже через два дня Генпрокуратура отменила кувейтское дело, вызвав тем самым протест со стороны Следственного комитета, который собирается оспорить это решение.
На защиту Сторчака сразу же встал министр финансов и вице-премьер Алексей Кудрин, а также некоторые депутаты Госдумы, в том числе скандально известный Александр Лебедев. Все они просят отпустить замминистра под личное поручительство. Кудрин, кроме того, утверждает, что этот арест негативно сказывается на международных переговорах, да и вообще в Минфине неоднократно подчеркивают, что сделка по выделению из бюджета средств компании "Содэксим", которую готовил Сторчак, была абсолютно прозрачной. Куда зайдет процесс по делу Сторчака, предсказать невозможно - тут все только начинается.
Еще одно дело о коррупции затрагивает Счетную палату. В сентябре задержали прикомандированного к ней полковника ВС РФ Юрия Гайдукова, который якобы вымогал взятку при проверке НПО "Энергомаш". В тот же день при передаче одного миллиона евро наличными задержали юриста Николая Серых и предпринимателя Алана Гогичева, который якобы должен был передать деньги Гайдукову. При том защита настаивает, что дело о взятке было подстроено самим "Энергомашем", чтобы скрыть нарушения, выявленные в ходе проверки.
Тем временем скандал разгорается - по делу Гайдукова практически одновременно были задержаны еще четыре человека. Это руководитель Правового департамента Счетной палаты Зарина Фарниева, замдиректора департамента по контролю за федеральной собственностью палаты Василий Корягин, бывший первый вице-мэр Владивостока Сергей Дубовицкий и начальник инспекции СП Сергей Климантов. Дело дошло до того, что аудитор Сергей Абрамов, под началом которого работали трое задержанных, был отстранен от исполнения обязанностей и в дальнейшем ушел в отставку. Расследование продолжается.
Коррупция, как утверждают правоохранительные органы, поразила и Госнаркоконтроль в лице начальника департамента оперативного обеспечения этого ведомства Александра Бульбова и нескольких его коллег (в том числе замначальника службы безопасности ФСКН). Генерал-лейтенанта заподозрили в прослушивании телефонов известных людей, разглашении гостайны, получении взятки, превышении полномочий и незаконном предпринимательстве. Интересно, что Бульбов занимался расследованием дела "Трех китов" и делом о контрабанде вещей из Китая, которые проходили через склад одной из воинских частей ФСБ. Руководство ФСКН расценило арест генерала как конфликт внутри спецслужб, а сам Бульбов назвал дело против себя местью ФСБ, поскольку по результатам его работы были уволены пятеро высокопоставленных сотрудников Федеральной службы безопасности.
Станет ли 2008 год таким же "урожайным" на уголовные дела, заведенные против высокопоставленных лиц, как год уходящий? Избирательная кампания в стране все еще продолжается - в марте нас ждут выборы президента. Это внушает надежду на то, что дела, заведенные против коррупционеров всех мастей, не лягут под сукно и будут доведены до суда.
Комментарии