Фабрика мыльных пузырей или Кто разорил российских продюсеров в 2007 году?
На модерации
Отложенный
Разговоры об успехах российского кино не утихают. В кинопрокат в 2007 году было выпущено 78 картин отечественного производства (здесь и далее мы считаем, что кинопрокатный год начинается 1 декабря, как принято в кинобизнесе), в первой дюжине рекордсменов сборов по СНГ оказались четыре картины, созданными нашими и для наших и сборы этой четверки составили солидную сумму – 59 миллионов долларов. Пропитались гордостью за успехи кинопроката? А зря!
Достаточно взглянуть на другие цифры, чтобы понять, что в прошедшем кинопрокатном году российское кино пережило практически катастрофу. Неуемное желание продюсеров во что бы то ни стало прокатать свое творение в кинотеатрах страны практически подорвало веру зрителя в кинематограф местного розлива. Динамика сборов российских картин за год демонстрировала ужасающие картины. Если бы не первые фильмы нового кинопрокатного года («Ирония судьбы. Продолжение» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), что случилось бы с неокрепшим нашим кино в 2008 году, сложно было бы предсказать. Еще не страшно? Тогда посмотрим на цифры.
Совокупный бюджет кинокартин, созданных в России (или с участием отечественных студий) и выпущенных в прокат в 2007 году, составил 221,8 миллион долларов (сумма не включает рекламные бюджеты), в то время как сборы этих картин составили лишь 148,2 миллиона. То есть год был для наших фильмов убыточным, что, в общем-то, не сюрприз. Но есть люди — продюсеры — которым в минувшем году пришлось тяжелее всего — убытки от их творений им придется покрывать еще очень долго.
При подсчете чужих денег принято полагать, что кинотеатры забирают около половины сборов фильма в прокате, еще 10-15% приходится на долю дистрибьютора, отчего производящей студии остаются сущие копейки, которыми необходимо покрыть производственный бюджет и расплатиться с инвесторами. Все это так. Но не стоит забывать, что в случае, если картина в прокате собирает сумму, сопоставимую с ее бюджетом – это практически делает ее окупившейся, ведь существуют еще DVD-продажи, телепоказы (которые телеканалам стоят дороже, если фильм прошел горнило кинопроката, чем если вышел сразу на DVD), доход от размещения разного рода товарных знаков, которые ненавязчиво должны демонстрироваться на экране, и прочие посторонние поступления, которые покрывают примерно половину бюджета.
TOP10 картин отечественного производства, собравших наибольшую кассу
название | копии | бюджет | сборы, USD |
Волкодав из рода серых псов | 601 | 12 | 20 015 000 |
ЖаRа | 600 | 1,7 | 15 630 000 |
Бой с тенью 2: Реванш | 583 | 6 | 11 754 000 |
Любовь-Морковь | 427 | 2 | 11 640 000 |
Код апокалипсиса | 656 | 15,5 | 8 035 000 |
12 | 357 | 4,1 | 6 815 000 |
Монгол | 375 | 20 | 6 505 000 |
День выборов | 500 | 1,9 | 6 150 000 |
1612 | 503 | 12 | 5 730 000 |
Самые доходные (до безубыточности) фильмы 2007 прокатного года:
фильм | сборы/ бюджет | доход |
ЖаRа | 9,19 | 13 930 000 |
Любовь-Морковь | 5,82 | 9 640 000 |
День выборов | 3,24 | 4 250 000 |
Дерзкие дни | 2,49 | 2 010 000 |
Бой с тенью 2: Реванш | 1,96 | 5 754 000 |
Волкодав из рода серых псов | 1,67 | 8 015 000 |
12 | 1,66 | 2 715 000 |
Глянец | 1,56 | 1 686 000 |
В ожидании чуда | 1,48 | 1 450 000 |
Ведьма | 1,40 | 1 390 000 |
Нулевой километр | 1,08 | 240 000 |
Трое и Снежинка | 1,03 | 56 000 |
Мертвые дочери | 1,01 | 15 000 |
Три дня в Одессе | 0,99 | - 15 000 |
(«Параграф 78» в этом списке не присутствует, потому как вместе со второй частью, картина не добрала в прокате до покрытия заявленного бюджета 2,2 миллиона долларов). Лента Алексея Пиманова «Три дня в Одессе» вообще попала в этот список по недоразумению — телевизионные фильмы в прокате не редкость, но сокращенные до полутора часов телесериалы — новинка. Убыток в 15 000 настолько мизерный, что его можно считать безубыточным.
А вот список из тридцати антигероев выглядит на их фоне куда более устрашающим. Сначала обратим внимание на фильмы очень ограниченного проката, выход которых едва окупил печать копий.
Bottom 15 (cборы составили менее 2% от бюджета фильма)
место в прокате* | название фильма | сборы в % от бюджета | убыток |
78 | Яр | 0,10 | 899 130 |
77 | Кружение в пределах кольцевой | 0,18 | 898 420 |
76 | Последний забой | 0,19 | 1 097 950 |
63 | Королев | 0,44 | 6 969 000 |
73 | Отрыв | 0,61 | 1 093 300 |
75 | День денег | 0,61 | 894 500 |
74 | Ничего личного | 0,75 | 794 000 |
71 | Вы не оставите меня | 0,81 | 1 289 500 |
68 | Полное дыхание | 0,93 | 1 981 500 |
70 | Маяк | 1,00 | 1 089 000 |
72 | Ласточки прилетели | 1,00 | 693 000 |
69 | Четыре таксиста и собака 2 | 1,08 | 1 187 000 |
66 | Александра | 1,38 | 2 071 000 |
67 | Нанкинский пейзаж | 1,43 | 1 380 000 |
62 | Пушкин. Последняя дуэль | 1,75 | 1 965 000 |
В абсолютном выражении 15 антигероев прокат выглядят куда печальнее.
Среди них 6 картин, претендовавших на звание блокбастера, и сопровождавшихся агрессивной рекламной кампанией. И 9 из 15 вышли во второй половине года. Стало быть, в его начале вера в продукт местного розлива была еще сильна, но подорвали, недруги!
Самые убыточные фильмы 2007 года
Место в прокате* | название фильма | сборы в % от бюджета | убыток |
7 | Монгол | 32,53 | 13 495 000 |
5 | Код апокалипсиса | 51,84 | 7 465 000 |
63 | Королев | 0,44 | 6 969 000 |
44 | Андерсен: Жизнь без любви | 2,46 | 6 535 000 |
9 | 1612 | 47,75 | 6 270 000 |
10 | Слуга государев | 53,45 | 4 655 000 |
35 | Изгнание | 7,04 | 4 183 000 |
22 | Антидурь | 28,26 | 3 587 000 |
24 | Тиски | 29,13 | 2 835 000 |
49 | 07-й меняет курс | 3,80 | 2 405 000 |
31 | Элька | 21,60 | 2 352 000 |
43 | Экватор | 7,20 | 2 320 000 |
23 | Скалолазка | 37,00 | 2 268 000 |
38 | Русская игра | 9,60 | 2 260 000 |
17 | Параграф 78. фильм 2 | 55,10 | 2 245 000 |
Не зря, выступая перед директорами кинотеатров на декабрьском Кинорынке Константин Эрнст сетовал, что схема зомбирования публики рекламой фильмов более не действует — пример тому все несостоявшиеся блокбастеры, афишами и биллбордами которых были заклеены все улицы и тумбы Москвы и Питера. Ресурс феномена «Отечественного кино», который позволял экспериментировать с сознанием населения страны и заманивать его в кинозалы под воззванием очередного «фильма года», был полностью выработан еще в 2006. Год 2007 прошел под знаком «Национального блокбастера», а на деле оказался больше похожим на кинофабрику мыльных пузырей — какую-никакую кассу делали только фильмы, в которых в главных ролях были задействованы звезды кино и телевидения, но и их присутствие в кадре не спасало некоторые ленты от финансовых неудач.
Но на всем этом, казалось бы, нерадостном поле, можно разглядеть очень важный для нарождающейся отечественной индустрии росток. Прошедший год стал годом дебютантов в кино. Пусть их работы далеки от идеала, но продюсеры и прокатчики сделали очень многое, чтобы хорошие картины, рассчитанные на массового зрителя, не остались незамеченными. У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже.
Может быть еще не зритель, но профессионалы индустрии обратили внимание на режиссеров, несущих в себе большой потенциал кассовых картин: Резо Гигинеишвили (ЖаRа), Павел Санаев (Нулевой километр), Антон Мегердичев (Бой с тенью 2: Реванш), Евгений Бедарев (В ожидании чуда). В наступающем году нас ждут новые имена и потенциально очень сильные картины. Дистрибьюторы стали жестче отбирать фильмы для проката. Это значит, что большинству картин, более подходящих для выхода на телевизионный экран, путь на экран Большой будет заказан (либо их прокатом будет заниматься не обладающие большими бюджетами дистрибуционные компании, а стало быть вреда от них будет куда меньше). Может быть доля в количестве картин и упадет с нынешних 24% до 20%, но, хочется надеяться, что сборы от этого только вырастут.
У нас уже есть свои фавориты в наступающем году, есть и темные лошадки, на которых так и тянется рука сделать ставку. Год только начинается. И начинается он, как нам кажется, хорошо. Потому как мы уверены – время катастроф миновало. Нас ждет Настоящее кино!
* — Место среди фильмов производства России в прокате СНГ (без учета сборов на Украине)
** — все данные о сборах и числе копий в прокате публикуются по данным журнала «Кинобизнес сегодня»
Комментарии