Красивые слова Медведева далеки от тяжелой реальности
Financial Times в своей редакционной статье пишет, что "в России президента Дмитрия Медведева практически ежедневно все более и более заметна разница между риторикой и реальностью".
В своем обращении к Федеральному Собранию президент заявил, что видит Россию в будущем процветающей демократией, основанной на высокотехнологичной экономике и имеющей хорошие внешние связи.
Речь, сама по себе, была замечательной, пишет газета. Президент произнес жесткие слова в том, что касается коррупции и ситуации на Северном Кавказе, объявил о планах скромных избирательных реформ и, главное, обещал модернизировать экономику страны. Он правда также резко отозвался об оппозиции, сказав, что "любые попытки под демократическими лозунгами раскачать ситуацию, дестабилизировать государство, расколоть общество будут пресекаться".
Подобные слова напоминают скорее советское прошлое, чем обещанное им демократическое будущее. Но проблема тут не в словах, а в том, что Кремль не в состоянии проводить реформы, считает Financial Times. Невозможно ожидать политических реформ от олигархической элиты, которая систематически централизовала власть с тех пор, как предшественник Медведева, Владимир Путин, пришел к власти.
Но, продолжает газета, даже авторитарный Кремль должен быть заинтересован в настоящих экономических реформах.
Кремль хочет, чтобы Россия была сильной, но Россия может стать сильной только при наличии крепкой экономики. Просто жить за счет доходов от нефти недостаточно.
Проблема состоит как раз в доходах от нефти. Как показывают примеры других экспортеров сырья, в случаях, когда государство получает от этого сырья достаточно доходов на свои нужды и на нужды людей, стоящих у власти, то модернизировать экономику слишком сложно.
Теоретически, учитывая давние традиции российской науки, России было бы легче справиться с этой задачей чем, скажем, Нигерии, пишет Financial Times. Но на практике ученые и другие эксперты – слабее энергетического лобби.
Вполне может быть, что президент Медведев более благосклонно относится к потенциальным реформаторам, чем его предшественник. Но существование режима зависит от энергоносителей. Если на рыках не наступит очередной продолжительный период дешевой нефти не ясно, как реформаторам удастся убедить кого бы то ни было к себе прислушаться. А без диверсификации экономики будет сложно создать открытые рынки, правовое государство или вести борьбу с коррупцией.
"Красивые слова Медведева далеки от тяжелой реальности российской экономики", - заключает Financial Times.
Комментарии