Дурная слава Олега Дерипаски - стоит олигарху раз заявиться в гости, жди беды и разорения \"семейного\" гнезда
На модерации
Отложенный
Дурную - понимается не в том смысле, что сбывается отмеренный глупой птицей короткий срок жизни предпринимателя. Нет, Дерипаску справедливо сравнивают с кукушкой, потому что замечено: стоит олигарху раз заявиться в гости, жди беды и разорения «семейного» гнезда!
С новой силой заговорили сейчас об этой «убийственной» форме пропитания кукушкиного рода, так как Дерипаска в последнее время был замечен близ ряда замечательных уютных гнезд. В какие из них успел отложить олигарх свои неприметные пестренькие яйца?
В частности, Дерипаска приобрел доли в западных компаниях Strabag (Австрия) и Hochtief (Германия). Австрийская газета WirtschaftsBlatt (27.4.2007 г.) в связи с этим пишет, что менеджмент Raiffeisen Group (крупный акционер Strabag.) горячо обсуждает моральный аспект делового партнерства с Дерипаской. Пафос дискуссий, по мнению газеты, заключается в том, что «Raiffeisen Group стоит на европейских и христианских ценностях, и не может общаться с Олегом Дерипаской, у которого темное прошлое».
А октябрьский номер журнала Euro am Sonntag информирует, что через несколько недель в Германии завершится судебный процесс против членов измайловской преступной группировки, которая, по многим свидетельствам, действовала по заданиям Дерипаски. Правда, отмечает журнал, сам олигарх настаивает на том, что стартовый капитал приобрел без помощи бандитов, а на биржевых спекуляциях в Москве.
Первое гнездо, которое разорил Дерипаска, был алюминиевый бизнес братьев Михаила и Льва Черных. Как выпихивал очень молодой тогда «кукушонок» российского бизнеса двух более оперившихся собратьев, в чем секрет силы его инстинкта выживания?
Говорят, Михаил Черной испытывал к молодому энергичному бизнесмену чувства, далеко выходящие за рамки сугубо партнерских. «Любил как сына» - обычно так принято именовать такие чувства, учитывая разницу в возрасте.
Так или иначе братья Черные были ближайшими партнерами Олега Дерипаски. В начале 90-х они вместе скупали акции Саянского алюминиевого завода, будущего Сибирского алюминий. Когда Лев и Михаил Черные разделили бизнес, Дерипаска примкнул к Михаилу. Чуть позднее у Михаила Черного «неожиданно» начались проблемы с правосудием - против него было заведено уголовное дело по обвинению в незаконном приобретении акций телекоммуникационной компании Bezeq, и владельцы создававшегося тогда Русала решили избавиться от «попавшегося» партнера. В 2001 г. «сын» и «отец» объявили, что «отец» продал все акции Русала «сыну», и они, умиротворенные, разъехались. Михаил Черной тогда еще не догадывался, что его попросту выпихнул из гнезда кукушонок, которого он наивно считал птенцом свой породы. А через три года Дерипаска, выкупив долю в Русале у владельцев Сибнефти, остался единственным огромным желтым зевом в гнезде алюминиевого бизнеса.
Осознание своего «падения» к Черному пришло на израильской земле: По нашему договору с Олегом [Дерипаской] я всех денег не получил и сейчас имею право на 20% акций Русала, - жалуется ныне Черной всем любопытствующим газетчикам.
Оказывается, Черной продал Дерипаске 40% акций Объединенной компании Сибирский алюминий (ОКСА) за $250 млн. Но это была только часть сделки. Тогда же партнеры подписали дополнительное соглашение, по которому Черной должен в течение пяти лет после сделки получить от Дерипаски плату за 20% акций Русского алюминия (которым эквивалентны 40% ОКСА). Сумма в соглашении не указана - там говорится, что она должна равняться текущей стоимости 20% Русала за вычетом уже уплаченных $250 млн.
Если исходить из нынешних оценок Русала, выходит, что Дерипаска должен Черному от $900 млн до $1,75 млрд. Аналитик Brunswick UBS Федор Трегубенко оценивает весь Русал в $5,5-10 млрд, а пакет в 20% - максимум в $2 млрд.
Напомним, что из себя представляет это «гнездо»: Русал входит в тройку крупнейших алюминиевых компаний мира. Русалу принадлежит 98,8% акций Братского алюминиевого завода, 95,7% акций Красноярского завода, 99,2% акций Саянского завода, 99,7% акций Ачинского глиноземного комбината и проч.
В 2004 г. Среднегодовая выручка компании - $5,5 млрд.
…Предприниматель Михаил Черной уже давно живет в Израиле. Местные власти его недолюбливают. Черной вспоминает о «сыне» по бизнесу с явным сожалением: «Тогда мне не хотелось верить, что он может так поступать с партнерами, но теперь я вижу, что я сильно ошибся в Олеге». Он имеет ввиду не только себя, но других партнеров, выпихнутых Дерипаской из гнезда раньше кулаками спецслужб, - братьев Живило и Анатолия Быкова. (В качестве отступления: одним из испытанных приемов, которым пользуется Дерипаска для "прибирания" к рукам предприятий, является "лжебанкротство". К удачным операциям такого типа относится банкротство СП "СаянАл" и компании "САМЕКО". Теоретически, покупка "САМЕКО" зимой 1998 года могла принести лишь убытки - долги предприятия составляли около миллиарда рублей. Однако Дерипаска смог вывести все промышленные активы завода в новое юридическое лицо - ОАО "Самарский металлургический завод", а на прежнем юридическом лице, "САМЕКО", остались все долги, что, безусловно, оставляло сомнение в законности данной операции. Затем была инициирована процедура банкротства "САМЕКО", и в результате кредиторы предприятия не получили практически ничего.)
«…Это простая математика: у меня было 20% РусАла, у Олега 30%, - рассказывает Черной израильским журналистам. - Он не выплачивал мне дивиденды и, используя наши совместные деньги, выкупил у Абрамовича еще 50% РусАла. То есть, он увеличил доли обоих из нас в 2 раза: свою до 60%, мою - до 40%. То есть, теоретически я имею право требовать вплоть до 40%. Но я не угрожаю Олегу: я предлагаю цивилизованно вместе придти в суд или в арбитраж любой третьей страны и решить разногласия, как положено партнерам. Я хочу, чтобы он сел со мной за стол и объяснил свою позицию, а не избегал суда под техническими предлогами и не тратил деньги на всю эту грязную компанию против меня. Он ведь позорит не меня, а самого себя и партнеров плюс кредиторов РусАла, которые молчаливо соучаствуют в хищении моих акций. Ведь если я - такой страшный мафиози и украл какие-то авизо, построив на эти деньги РусАл, значит Дерипаска и его БазЭл отмывают криминальные деньги. Значит, Объединенная компания РусАл, с таким шумом готовящаяся выйти на лондонскую биржу, это просто гигантская прачечная, а Дерипаска по-бандитски пытается "кинуть" своего "подельника". Все это лишь бросает тень на репутацию России и российского бизнеса».
Но так или иначе Черной считает себя «кинутым» не «по-пацански» на колоссальную сумму в полтора миллиардов долларов, или на пятую часть крупнейшего в мире алюминиевого комплекса. В скором времени претензии Черного к Дерипаске рассмотрит Высший суд в Лондоне. Однако фактически исход этого иска был предрешен прошлой осенью, когда правительство США отказалось выдать Дерипаске визу на въезд в США.
Теперь, когда «кукушонок», повзрослев, превратился в птицу «неугаданной» породы, он стал проблемой для пернатых всего леса. По крайней мере, тех из них, которые всерьез задумываются о выживании своего вида. Россия на аферах своих кукушкиных детей теряет миллиарды долларов, не вложенных в инвестиции, недооцененных при капитализации и т. д.
Мы не знаем, что точно думает руководство страны о Дерипаске и Черном. Вел ли недавно какие-то беседы Черной с Кремлем. По слухам, власть не отдает предпочтение кому-то одному из них. Естественно, что Кремль хорошо проинформирован об истинном положении вещей, включенных в досье американского правительства, и не питает никаких сомнений относительно характера деловых отношений между Черным и Дерипаской. Но рано или поздно Дерипаске придется платить по своим счетам.
Комментарии