За время президентства Путин \"заработал\" 40 миллиардов долларов?

На модерации Отложенный Владимир Путин, которого западная пресса недавно удивленно окрестила «самым бедным президентом в мире», может оказаться богатейшим человеком Европы и четвертым миллиардером мира.

По данным российского политолога Станислава Белковского, состояние Путина оценивается в 40 миллиардов долларов.

Российский президент контролирует 50% акций компании Gunvor, 37% акций «Сургутнефтегаза» и 4,5% акций «Газпрома», утверждает политолог. На фоне этих цифр глава Франции Николя Саркози, которого мировая пресса упрекала за то, что тот втрое поднял себе зарплату, выглядит бессеребренником.
Политолог Станислав Белковский дал интервью немецкому изданию Die Welt, в котором утверждает, что Владимир Путин является крупным бизнесменом и «контролирует 37% акций «Сургутнефтегаза», рыночная стоимость которого составляет 20 млрд долларов. Кроме того, Путин контролирует 4,5% акций «Газпрома». В компании Gunvor, торгующей нефтью, Путин через своего представителя Геннадия Тимченко имеет 50%. В прошлом году ее оборот оставил 40 млрд долларов, а прибыль – 8 млрд».

Если эта информация соответствует действительности, то только пакеты акций Сургутнефтегаза и Газпрома делают президента недосягаемым для доморощенных олигархов. Их стоимость превышает 32 миллиарда долларов, а вместе с указанной Белковским половиной Gunvor, состояние президента оказывается в два раза выше, чем состояние самого богатого человека России, по версии Forbes Романа Абрамовича ($18,7 млрд) и приближается к третьему месту во всемирном списке Forbes – мексиканцу Карлосу Слиму Хелу, чье состояние оценивается в 49 миллиардов долларов.

В 2003 году Сургутнефтегаз перестал раскрывать данные о своих собственниках. До этого 37% уставного капитала компании (41,2% голосующих акций) принадлежало ООО «Лизинг продакшн», которая сама была дочерней компанией «Сургутнефтегаза». «Лизинг продакшн» была создана в конце 2003 года, путем преобразования из НК «Сургутнефтегаз», бывшей материнской компании холдинга. Таким образом, менеджмент «Сургутнефтегаза» оказался полноправным хозяином компании, не являясь ее формальным собственником. Однако с 22 декабря 2006 года «Сургутнефтегаз» не владеет долями в ООО «Лизинг продакшн».

Узнав об этом, на рынке заговорили о смене собственника, однако в январе НПФ «Сургутнефтегаз» сообщил, что теперь владеет 93% УК «Лизинг Продакшн» и аналитики предположили, что это мера по защите от недружественного поглощения. С другой стороны, неизвестно, является ли «Лизинг Продакшн» до сих пор владельцем 37%-ного пакета акций нефтяной компании, поскольку с 2003 года эти акции могли уже много раз сменить владельца.


Слухи приписывали контроль над пресловутыми 37 процентами «Сургутнефтегаза» как ее генеральному директору Владимиру Богданову, так и другу президента России Геннадию Тимченко, а также самому Владимиру Путину. Так что Станислав Белковский лишь озвучил один из популярных слухов и на практике может оказаться, что этот пакет акций контролируется не Владимиром Путиным, а Папой Римским. Однако вероятность второго варианта намного меньше, чем первого – и дело здесь вовсе не в святости.

Относительно происхождения 4,5% пакета акций Газпрома, контроль над которым Станислав Белковский приписывает Владимиру Путину, довольно сложно. Такой пакет принадлежит компании Сулеймана Керимова «ГНК» (бывшая «Нафта-Москва»). Forbes оценил состояние Сулеймана Керимова в 7,1 миллиарда долларов, тогда как только пакет акций «Газпрома» стоит более 10 миллиардов долларов. Это конечно, странно, но вряд ли даже косвенно доказывает принадлежность этого пакета акций газового монополиста президенту России. С тем же успехом Владимир Путин мог быть одним из доверенных лиц Сергея Мавроди, который заявил, что в начале 90-х им на ваучеры было скуплено 7% акций «Газпрома» и оформлены на разных людей.

Сам Станислав Белковский, комментируя происхождение этого пакета акций, сказал, что единственное, что он может сказать, что «они принадлежали и принадлежат иностранным инвесторам. Соответственно произошел переток от одних иностранных инвесторов к другим. Прежние выгодоприобретатели, и нынешние, были гражданами России, спрятанные за цепочками оффшорных компаний».

Вот с нефтетрейдером Gunvor все проще. Первым в России о нем упомянул Иван Рыбкин перед президентскими выборами 2004 года, говоря что «известный Абрамович, стоящие в тени Тимченко, братья Ковальчуки и другие отвечают за бизнес Путина». А недавно директор Gunvor Торбьорн Торнквист подтвердил агентству Reuters, что 50% компании принадлежит другу президента России Геннадию Тимченко. Оценить реальную стоимость Gunvor довольно сложно. При условии вечности правления Путина в России (и, соответственно, постоянности контрактов с российскими нефтяными компаниями), стоимость этого нефтетрейдера может составлять не менее 20 миллиардов долларов, что добавляет не менее 10 миллиардов к состоянию Владимира Путина по версии Белковского.

Но так, или иначе, очевидно, что президент России либо искусно маскирует свое состояние, либо является одним из самых убежденных нестяжателем в мире. Ведь в то время как состояние его друзей, таких как братья Ковальчуки или Геннадий Тимченко, неуклонно растет, сам президент, согласно его декларации о доходах, предоставленной в ЦИК, богаче не становится.