Кому проиграла Америка?

На модерации Отложенный

Два с половиной года назад Владимир Путин назвал крах Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой». А совсем недавно на международном форуме «Диалог цивилизаций» профессор Йельского университета Иммануэль Валлерстайн заявил: вторжение американских войск в Ирак «привело к геополитической катастрофе США». Почему один из ведущих мировых интеллектуалов сделал такой вывод? «Известия» попытались разобраться, действительно ли США — единственный центр однополярного мира и так ли уж могущественна эта сверхдержава, как кажется на первый взгляд.

Горячий выбор после «холодной войны»

9 ноября 1989 года. День падения Берлинской стены. День окончания «холодной войны». Советский Союз еще не рухнул, но уже представляет собой беззубое, аморфное образование республик с различными интересами. США остались единственной сверхдержавой. Это давало Вашингтону шанс выбрать путь развития страны, определиться с союзниками. Вскоре такой выбор был сделан — сделали его американские неоконсерваторы.

Они были уверены: США должны стать единственным центром силы на планете и перекроить мир по своим меркам. Вашингтон был, есть и будет прав во всех ситуациях и при любой погоде. Война в бывшей Югославии должна была подтвердить (а лучше — окончательно утвердить) этот тезис, который, естественно, никогда и нигде вслух не провозглашался. Однако с югославской войной все оказалось не так просто. Выпускник Минского зенитного училища, а ныне владелец хлебопекарни Даня Золтон 27 марта 1999 года разрушил этот миф о великой Америке — он сбил «невидимый» всеми радарами мира американский F-117. Американская неуязвимость «поплыла» на Балканах.

11 сентября 2001 года. После терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне Россия и Китай заявляют о желании присоединиться к антитеррористической коалиции. У мира появляется новый шанс активно взаимодействовать и совместно бороться со злом. Американская администрация использует это право на выбор по-своему.

На рассвете 20 марта 2003 года США и их союзники начали операцию «Иракская свобода». Эта война и другие разногласия (с Россией по поводу элементов ПРО в Европе; с Китаем — по ПРО в Японии и Австралии; с Ираном из-за ядерной программы) свели потенциально возможное сотрудничество, как выражаются дипломаты, «к взаимоприемлемому минимуму». А Ирак стал таким серьезным испытанием для Вашингтона, какого не было в этой стране с середины 70-х годов прошлого века. Со времен вьетнамской войны.

Ирак как индикатор катастрофы

«Иракская свобода» планировалась как краткосрочная операция. Поначалу все складывалось удачно. Собственно, военная операция была спланирована и осуществлена блестяще. Американским генералам удалось посеять среди военно-политического руководства Ирака «шок и трепет». Уже к 24 марта союзники находились в 100 км от Багдада. Несмотря на заявления иракской пропаганды об успешном отпоре агрессорам, 9 апреля американцы вошли в столицу, а через несколько дней пали и крупные северные города — Киркук и Мосул.

1 мая США поспешили объявить о завершении «активной фазы боевых действий». При минимальных потерях среди своего личного состава. А вот потом, уже из «мирного Ирака», в Америку пошли гробы — сотни, тысячи. Четыре следующих года показали: «трехнедельная победоносная война» — это начало «большой геополитической катастрофы» самих США. Ирак оказался западней, из которой нет выхода.

За период оккупации Ирака иностранными войсками, по данным американо-британской неправительственной правозащитной организации «Ираки Боди Каунт», в стране погибли около 80 тысяч мирных жителей, более 160 тысяч получили ранения и увечья. Только в Багдаде жертвами стали 40,5 тысячи человек. Четверть погибших — женщины и дети.

Если взять другую страну — Афганистан, то и там, согласно данным ООН, с начала года ежемесячно происходит в среднем 525 «инцидентов в сфере безопасности» — убийств, вооруженных нападений, похищений и взрывов. Это примерно на сто больше, чем в прошлом году. Так, по данным ООН, только за первое полугодие 2007 года в Афганистане погибли 593 мирных жителя, при этом 270 человек были убиты либо местными военными, либо солдатами международных оккупационных сил.

Призрак могущества

— Доминирующей державы сегодня в мире уже нет. И на политическом горизонте будущего ее не видно, — убежден американский профессор Иммануэль Валлерстайн. — США не смогут оставаться единственным центром — уже сейчас достаточно сильны Россия, Западная Европа, Китай, Япония, Индия, поднимаются Южная Америка и Южная Африка. В 2001 году, когда неоконсерваторы пришли к власти, они решили восстановить гегемонию Соединенных Штатов. И именно с этой целью в 2003 году было совершено вторжение в Ирак.

— Эта кампания привела к геополитической катастрофе! — приходит к выводу профессор. — США не смогли выиграть войну в Ираке, не запугали ни Иран, ни Северную Корею. Эти государства, наоборот, ускорили свои ядерные программы. Иракская война ставит Вашингтон в отчаянное экономическое положение. Доллар валится, и когда он перестанет быть мировой валютой, мы будем вынуждены дорого заплатить за это.

Укол «ПРОтиворакетным зонтиком» в сердце Старого Света

Ирак — это очевидный провал внешнеполитической стратегии США. Однако только этой страной (а скорее, этой войной) не исчерпывается список противоречий и тупиковых решений, которые Вашингтон принял за последние годы.

В этом году международный форум «Диалог цивилизаций» совпал с началом активной дискуссии о новой «холодной войне» и противостоянии Востока и Запада. Ведущие интеллектуалы Запада пытались понять, что же происходит в современном мире. Профессор Ричард Саква (Университет Кента, Великобритания) считает, что термин «холодная война» вновь стал актуальным из-за трех просчетов Востока и Запада. Стратегического — так и не сформировалась система, которая положила бы конец «холодной войне», вместо этого стали говорить о победителях и побежденных. Политического — так и не удалось прийти к интеграции Европы и России. Интеллектуального — так и не было предпринято серьезных попыток проанализировать, что же случилось за последние 20 лет в отношениях Востока и Запада.

— Мир снова вступает в ядерный век. Мы снова говорим о размещении боеголовок в Польше и Чехии. На европейском континенте появляется новая линия разделения, — говорит британский интеллектуал и приводит пример. — Я был свидетелем разговора в штаб-квартире НАТО в Брюсселе российских и натовских генералов. Так вот — эти люди не могли понять друг друга даже на уровне статистики.

Владимир Якунин, президент форума «Диалог цивилизаций», видит еще одну причину кризиса в отношениях Москвы и Вашингтона: «Некоторые страны пытаются навязать свои правила и стандарты другим государствам, заставить их жить в собственном доме по законам другого. Такое положение вещей не устраивает тех, кому это навязывается».

А навязываются, к примеру, «ПРОтиворакетные зонтики» для Старого Света. Это только кажется, что элементы системы ПРО гарантируют большую безопасность американским союзникам.

«Потенциально европейцы попадут в зависимость от политических решений, принимаемых в Вашингтоне. Конфликтные ситуации, при которых применение баллистических ракет против США и Европы станет возможным, будут генерироваться там. Однако последствия противодействия ракетным угрозам (в виде осколков перехваченных ракет, ракет-перехватчиков и их начинки) почувствуют все европейские государства, вне зависимости от их позиции по отношению к возможным конфликтам», — считает представитель Минобороны России Евгений Бужинский.

— Это недружественный сигнал, который будет раздражителем в отношениях между Россией и США, Россией и странами НАТО, Россией и Польшей (или любым другим государством, которое последует ее примеру). Мы не строим иллюзий относительно того, что все ограничится только объектами в Польше и Чехии. Очевидно, процесс «расползания» американских компонентов ПРО по Европе будет продолжен. Не исключено, что полученные наработки будут «экспортированы» в другие регионы, например в Азиатско-Тихоокеанский, где также наблюдается повышенная противоракетная активность, — полагает представитель Минобороны.

Новые антиамериканские центры

Во время последнего саммита АТЭС в Сиднее Джордж Буш провел переговоры о размещении элементов американской системы ПРО в Японии и Австралии. Китай дал понять, что озабочен этой ситуацией. Как и в случае с Польшей и Чехией, понятно, что главным объектом наблюдения за пусками будут не Иран и Северная Корея, а другая страна. Усиление мощи Китая все больше беспокоит США, поскольку именно Пекин готов подобрать утерянные символы мирового могущества.

— Сегодня Китай развивается с беспрецедентной скоростью. У нас самые современные технологии, небоскребы строятся за три дня этаж. Китайская экономика развивается — так что, когда Шанхай чихает, в Нью-Йорке надо надевать пальто, — пошутил на форуме «Диалог цивилизаций» директор Института Азии и Востока американского университета Гранд Валей, этнический китаец Ни Пэйминь.

Эксперты предсказывают: экономический подъем КНР и Индии приведет в XXI веке к серьезному изменению геополитического ландшафта. Обе эти страны приобретут политический вес, который будет сопоставим с американским. К 2020 году КНР скорее всего обгонит по объему ВВП все экономики мира, за исключением США, а Индия оставит позади большинство европейских стран. Однозначно Китай займет место Японии в качестве экономического лидера Азии.

В Латинской Америке рывок сделает Бразилия. В Европе — Россия. Эксперты уже обозвали эти страны «БРИК» — Бразилия, Россия, Индия, Китай. Это не внешнеполитический альянс и не военно-стратегический союз, а всего лишь квартет стран, которым не нравится гегемония глобализма.

Это другой мир и другая сила. Страны, которые не хотят американского диктата и не допустят его. А самое главное: Вашингтону нечего предложить этим государствам. Остается только прятаться под «ПРОтиворакетный зонтик».

3900 убитых американцев — много ли это?

Потери военного контингента США в Ираке составили 3900 человек убитыми (это данные на середину декабря). Выступая недавно в Канзасе, Джордж Буш сравнил кампанию в Ираке с войной во Вьетнаме. Глава демократического большинства в сенате Гарри Рид отверг это сравнение — «солдаты увязли в гражданской войне из-за неспособности президентской администрации достичь стабильности в Ираке политическим путем».

Стоит сравнить иракскую войну Джорджа Буша с другими затяжными и кровопролитными конфликтами. Хотя бы по числу потерь. За 9 лет войны в Афганистане Советская армия потеряла 14 453 человека (из них 11 897 — боевые потери; были ранены, контужены, травмированы 53 753 человека; пропали без вести и попали в плен 417 человек). Что же касается вьетнамской войны, то за восемь с половиной лет — с августа 1964-го по январь 1973-го — боевые потери США составили 47 378 человек, небоевые — 10 799; раненых было 153 303; пропавших без вести — 2300 человек. И советские войска в Афганистане, и американские солдаты во Вьетнаме в основном вели наступательные операции, американцы же в Ираке чаще всего обороняются. Да, боевых потерь меньше, но трагедия Америки не в их количестве, а в самом их факте. И в том, что ситуация выглядит на сегодняшний день беспросветной. Выхода из иракского тупика не просматривается.

Сколько Вашингтон тратит на «оборону»

Сегодня расходы США на оборону примерно равны оборонному бюджету всех остальных стран, вместе взятых. Если не верите, то сравните:

США — $600 млрд

Китай — $81,4 млрд

Великобритания — $42,8 млрд

Франция — $45 млрд

Япония — $44,3 млрд

Германия — $35 млрд

Италия — $28,1 млрд

Южная Корея — $28,1 млрд

Россия и Индия —по $21 млрд

При этом даже такой бюджет не обеспечивает мировое влияние. Да, Америка может навязать свою волю в той или иной точке планеты, но за это часто приходится платить непомерно высокую цену. Даже единственная сверхдержава может надорваться, если взвалит на себя слишком много. Задумываются ли об этом Джордж Буш и его команда?

«Читали “Известия”. Зацепило!»

Американский эксперт по России Стивен Коэн и его супруга Катрина ванден Хоувел, редактор еженедельника The Nation: «Россиянам мы желаем мудрых лидеров»

— Мы регулярно читаем «Известия». С авторами одних публикаций соглашаемся, с другими заочно спорим. Хорошо, что на страницах газеты представлены разные точки зрения. Когда мы думаем о России, то вспоминаем наших друзей в вашей стране. Многих из них мы знаем больше 30 лет. Пусть 2008 год для них и их семей станет годом хорошего здоровья, благосостояния и счастья. У США нет ни должной мудрости, ни права давать россиянам советы об их настоящем и будущем. Всем россиянам мы желаем мудрых лидеров, которые приведут Россию к миру и процветанию.

В марте этого года Стивен Коэн и Катрина ванден Хоувел побывали у нас в редакции и стали настоящими друзьями нашей газеты. В преддверии Нового года они дали экспресс-интервью корреспонденту «Известий» Сергею Начарову.

вопрос: Стивен, как будут развиваться российско-американские отношения в 2008 году?

ответ: Еще два года назад я говорил, что США и Россия движутся к новой «холодной войне». По моему мнению, к этому толкают главным образом США — своей политикой с самого начала 1990-х годов. И сейчас опасность настолько велика, что необходима мудрая политика с обеих сторон. В 2008 году определяющими в российско-американских отношениях станут развитие ситуаций вокруг Косово, иранской ядерной программы, расширения НАТО и планов размещения элементов американской ПРО в Польше и Чехии. Я совсем не уверен, что лидеры наших стран смогут прийти к компромиссу по этим вопросам, но, как говорят, надежда умирает последней.

в: Катрина, каким для Америки был прошедший год и чего вы ждете от 2008-го?

о: В США в уходящем году началась новая президентская гонка, до небывалого уровня дошло недовольство американцев политикой администрации Джорджа Буша. Связано это с катастрофической войной в Ираке, экономической политикой, которая дает привилегии очень богатым и мало делает для среднего класса, непрофессионализмом администрации — Белому дому не могут простить беспомощность при устранении последствий урагана «Катрина». Уже 75% американцев считают, что США — на неправильном пути. Америка нуждается в лидере, который положит конец войне в Ираке. Новый президент должен сделать США глобальным партнером, а не мировым полицейским. Пора строить более мирную, безопасную и демократическую Америку.

ИНТЕРНЕТ-ОПРОС «ИЗВЕСТИЙ»

Верите ли вы, что Америку ждет геополитический крах?

38% Да, время работает на Китай, Россию и страны «третьего мира»

31% Нет, у единственной сверхдержавы огромный запас прочности

16% Да, она воюет сразу на нескольких фронтах и неизбежно проиграет

10% Нет, если вовремя одумается и вместо соперничества с Россией будет с ней сотрудничать

5% Да, судьба Америки привязана к доллару, а он падает

В опросе приняли участие 3981 человек.

Результаты других опросов смотрите здесь и здесь