Дело о взрыве самого высокого здания США развалилось

На модерации Отложенный Проходивший в Майами процесс над семью афроамериканцами и иммигрантами с Гаити и из Доминиканской Республики, обвинявшимися в намерении взорвать Sears Tower в Чикаго - самое высокое здание США, закончился почти безрезультатно.

Присяжные оправдали одного подсудимого - 32-летнего Лигленсона Леморина, но не смогли прийти к единому мнению насчет остальных шести, и судья Джоан Ленард объявила процесс несостоявшимся.

Федеральная прокуратура немедленно объявила, что в начале будущего года сделает еще одну попытку добиться обвинительного заключения, и Ленард назначила отбор присяжных на 7 января.

Судебный процесс "Семерки из Либерти-Сити", названной по имени бедного района Майами, тянулся два месяца и проходил в огромном здании федерального суда в центре города. Подсудимые якобы намеревались взорвать его наряду с Sears Tower в Чикаго, отделениями ФБР в пяти американских городах и майамской тюрьмой, куда шестерых из них отправили дожидаться повторного процесса.

Прокуроры дали присяжным прослушать пленки, на которых организатор предполагаемого заговора уроженец Чикаго 32-летний Нарсил Батист объяснял, что целью взрывов будет посеять хаос и панику и этим спровоцировать массовые беспорядки против американского правительства.

Брат Наз и его "Посольство"

Батист является главой майамского отделения афроамериканской секты "Храм маврской науки", которая сочетает в себе элементы ислама, христианства и иудаизма и не признает власти правительства США.

 

Кроме того, Батист возглавлял строительную бригаду, в которой подрабатывали остальные члены "Семерки", гуртовавшиеся в обшарпанном складе. Там они молились, практиковались в восточных единоборствах и якобы вынашивали свои зловещие планы. Между собой заговорщики называли свою штаб-квартиру "Посольством".

После того, как "Семерку" арестовали в июне прошлого года, в "Посольстве" был произведен обыск, в ходе которого были изъяты самурайский меч, оборудование для занятия восточными единоборствами, несколько мачете и литературу типа Корана, Библии и книги "Путь ниньдзя". Впоследствии защита будет неоднократно подчеркивать на процессе, что у подсудимых не нашли ни оружия, ни взрывчатки, ни планов терактов.

Подпольная кличка Батиста была Брат Наз.

Одна видеозапись запечатлела, как Брат Наз сидит под Рождество на диване с тайным осведомителем ФБР по имени Аббас аль-Саиди и под аккомпанимент песни о Санта Клаусе строит планы грандиозных терактов типа взрыва Sears Tower, нью-йоркского Эмпайр-Стейт-Билдинг и оружейного склада Национальной гвардии США в Майами.

Батист также высказывает намерение подсыпать яда в солонки ресторанов по всей Южной Флориде.

"Sears Tower - это самое высокое здание в мире, - говорит на пленке Брат Наз. - Раньше это был Эмпайр-Стейт-Билдинг... Когда оба эти здания рухнут, вся радиосвязь накроется... А потом мы возьмемся за здания здесь в Майами...".

Осведомители ФБР

У 22-летнего аль-Саиди, уроженца Йемена, была продуктовая лавка в Майами.

Батист подружился с ним, когда делал там ремонт осенью 2005 года. Аль-Саиди собирался съездить на родину, и Батист спросил, не знает ли он там кого-нибудь, кто бы посодействовал ему в борьбе с американским правительством, говорится в судебных документах.

 

Когда аль-Саиди вернулся из Йемена, Батист заявил ему, что в борьбе с властями США им может помочь лишь какая-нибудь радикальная исламская организация вроде "Аль-Каиды". Йеменец рассказал об этом в ФБР, которое подключило к разработке Батиста своего давнего агента Элие Асада, родившегося в Ливане сирийца.

Асад, который сейчас собирается издать воспоминания о своей десятилетней карьере тайного осведомителя, выдал себя за эмиссара "Аль-Каиды" и в марте 2006 года привел членов "Семерки" к присяге на верность Усаме бин Ладену.

Видеозапись этой церемонии служила прокуратуре главным доказательством того, что подсудимые оказывали "существенное содействие" террористической организации. Это был один из пунктов обвинения, по которому в совокупности подсудимым грозило до 70 лет тюрьмы.

Во время суда защита подчеркивала, что аль-Саиди получил от ФБР за труды 40 тысяч долларов, а Асад - 80 тысяч. По версии адвокатов, они отрабатывали эти серебряники и провоцировали подсудимых, выполняя задание властей, которые отчаянно нуждались в показательном коллективном процессе "доморощенных террористов".

Защитница Батиста Ана Джонс назвала обоих осведомителей "аферистами" и заявила, что они "написали сценарий" истории, в которую втянули ее подзащитного и его друзей.

8 дней показаний, 9 дней раздумий

16 декабря 2005 года ФБР записало, как явно нервничающий Батист приходит к Асаду в гостиницу Radisson и дает ему список требующейся его людям экипировки для ведения джихада: формы, ботинок, автоматов, раций и автомашин. Затем он купил журнал для любителей оружия, изучил его и два дня спустя вручил аль-Саиди другой список, в котором числились РПГ, бронежилеты, пистолеты и бинокли. Кроме прочего Брат Наз попросил 50 тысяч долларов.

На процессе Батист давал показания в течение восьми дней. Он утверждал, что затеял историю с джихадом лишь для того, чтобы выцыганить у "эмиссара террористов" деньги, на которые он собирался накормить своих четверых детей и открыть строительную фирму.

В конечном итоге он получил лишь 4,5 тыс. долларов, которые ассигновало для этой цели ФБР, несколько пар ботинок и цифровую камеру для съемки объектов предполагаемых терактов. Как заметила его защитница Джонс, Батист отнес камеру в ломбард и заложил ее за 56 долларов, чтобы купить детям еды.

"Он говорил, что деньги нужны ему для того, чтобы уничтожить Соединенные Штаты!" - возразил ей осведомитель Асад на перекрестном допросе.

12 присяжных просовещались 9 дней, но так и не сошлись в том, кому верить - защите или прокуратуре. Примерно половина была за оправдание, а половина считала большинство членов "Семерки" виновными.