Русской провинции не хватает денег на е-билеты
На модерации
Отложенный
1 декабря президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменения в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации». Теперь использование электронных билетов на территории нашей страны окончательно узаконено. По прошествии двух недель мы подводим первые итоги.
Электронный билет - это удобно: за ним не надо ехать в кассу (можно расплатиться через интернет пластиковой картой), его нельзя потерять (вся информация хранится в электронном виде в базе авиакомпании). Авиакомпании всего мира используют e-tiсket уже несколько лет. Более трех лет назад IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) обязала всех своих членов к 2007 году перейти на новый вид проездных документов. Однако многие перевозчики были не готовы: срок переносили несколько раз. Последний «час Х» назначен на 1 июня 2008 года. К этому времени члены IATA, а в их число входят все основные крупнейшие российские авиакомпании, обязаны отказаться от бумажных билетов.
У нас в России первые виртуальные проездные документы появились весной 2007 года: с марта начала продажу электронных билетов на свои рейсы через сайт, собственные офисы продаж и в иностранных агентствах «Трансаэро». Поэтапно с этого же времени начали переход на электронные билеты и «Аэрофлот», и S7 Airlines.
Никогда не работал с бумажными билетами первый (и пока единственный) российский дискаунтер Sky Express: появившись на рынке в конце января, эта авиакомпании изначально была ориентирована на прямую продажу электронных билетов исключительно через свой сайт - это один из основных принципов работы подобных low-cost перевозчиков, позволяющих им поддерживать низкие цены.
Однако существуя в реальности, виртуальные билеты до сих пор не признавались нашими чиновниками. Еще 24 января 2007 года Минюст России зарегистрировал приказ министра транспорта РФ Игоря Левитина от 8 ноября 2006 года «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». Но несмотря на принятый указ, законодательная база поработана не была. Их не соглашались принимать для бухгалтерской и финансовой отчетности, например, при оформлении командировок, российское налоговое законодательство также обязывало авиакомпании вести учет на бумаге. Не ясно было, что именно нужно предъявлять в суде, если пассажир, просидевший пару десятков часов в аэропорту без еды и питья, захочет прибегнуть к помощи правосудия.
Принятые в начале декабря поправки в Воздушный кодекс помогли ответить на эти вопросы. Созданные в виртуальном виде документы получили равный статус с оформленными на бумаге, а в случае обращения в суд e-tiсket должен быть передан перевозчиком «по информационно-телекоммуникационной сети или на материальных носителях, либо представляется в виде выписки».
Однако теперь, когда законодательство признало электронные проездные документы, использовать их повсеместно все равно не удается. И дело даже не в психологической неготовности людей приезжать в аэропорт «без билета» или неумении пользоваться не только интернетом, но и вообще компьютером, о чем говорили первоначально противники e-tiсket. Опыт перевозчиков опровергает такие утверждения: целевая аудитория авиакомпаний - наиболее мобильная и подвижная часть общества. Кто летает самолетами, с компьютерами, как правило, знаком.
К тому же авиакомпании предлагают на своих сайтах все более удобный и понятный интерфейс. Так Андрей Черемных, генеральный управляющий SITA в России и странах СНГ (глобальные информационные и телекоммуникационные решения для авиаотрасли) рассказал, что на сегодняшний день внедряемая этой компанией система Airfare Shop позволяет легко выбрать наиболее подходящий вариант: пассажир видит полную стоимость билета со всеми сборами и тарифы не только на запрашиваемую дату, но и на предыдущие и последующие три дня.
Другой аргумент противников электронных билетов - недоверие людей к электронным технологиям. Что, впрочем, не лишено оснований: в конце сентября этого года российские покупатели билетов испанской авиакомпании Iberia обнаружили, что с их счетов было списано в 35 раз больше денег, чем требовалось. Оказалось, что из-за компьютерного сбоя с пластиковых карт вместо суммы в рублях система снимала ту же сумму в евро. Деньги были возвращены, однако поволноваться пассажирам пришлось. Разного рода психологические трудности авиакомпании преодолевают с помощью специальных акций, распродаж билетов по специальным низким web-тарифам, чтобы пассажиры постепенно привыкали пользоваться интернетом. Но есть и объективные проблемы, бороться с которыми самим перевозчикам очень трудно или даже невозможно.
Порой с недоверием относятся к виртуальным проездным документам посольские чиновники и пограничники, поэтому лучше всегда иметь при себе хотя бы распечатку маршрута, а в некоторых случаях, например, для консульства Аргентины, ее приходится даже заверять печатью в авиакомпании, что совершенно дискредитирует саму идею электронных билетов.
Еще более серьезные препятствия на пути e-tiсket в России связаны с оснащенностью наших аэропортов. В авиакомпаниях признают, что число направлений, куда можно летать по электронным билетам, на российских просторах пока ограничено авиапортами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и некоторых других крупных городов. Прочие же авиапредприятия еще не оборудованы специальной техникой. По свидетельству заместителя коммерческого директора авиакомпании S7 Airlines Елены Музыкантовой, зачастую в наших аэропортах используется или ручная регистрация или системы, установленные еще в 70-е годы. Между тем, согласно требованиям IATA, состоящие в этой организации перевозчики, должны использовать виртуальные билеты на всех направлениях. Кроме того, «иностранные перевозчики, с которыми у отечественных авиакомпаний заключены интерлайновые соглашения, требуют, чтобы на протяжении всей маршрутной сети партнера было возможно использование технологии электронного билета. В противном случае интерлайн могут расторгнуть», - поясняет Андрей Черемных. «Сегодня авиакомпаниям приходится самостоятельно финансировать внедрение систем регистрации в аэропортах», - рассказывает Антон Еремин, первый заместитель генерального директора S7 Airlines. Такие затраты не всегда оправданы, поэтому, по его мнению, «если инфраструктура аэропортов отдельных городов не будет соответствовать нашим требованиям, нам легче туда не летать».
К сожалению, на сегодняшний день у самих региональных аэропортов нет стимулов модернизировать оборудование. Похоже, в скором будущем основные российские авиакомпании будут вынуждены летать только в крупные города и за границу.
Комментарии