На пиратов найдут управу. Что грозит любителям \"скачать музыку\" после Нового года
На модерации
Отложенный
То, что называется скучным словом "рынок медиапиратства" мы имеем возможность наблюдать чуть ли не каждый день. "Развалы" в подземных переходах, где можно по сходной цене купить любой диск или фильм еще до официальной премьеры, никуда не делись, несмотря на провозглашаемые МВД успехи в борьбе с ними. Да и, положа руку на сердце - кто из нас хотя бы раз в жизни не поощрял пиратов? Скачать долгожданный альбом в Сети проще, быстрее и дешевле, чем идти в специализированный магазин и приобрести его за деньги. На той же "Горбушке", где многие привыкли пополнять свою музыкальную коллекцию, существенная часть дисков - именно пиратские. Все привыкли считать, что они пользуются спросом, ибо дешевле, чем лицензионные.
При этом власть уже не первый год применяет все возможные способы для того, чтобы искоренить контрафакт. Как минимум - ради того, чтобы соответствовать требованиям ВТО, куда Россия так стремится попасть. Как максимум - для поступления в бюджет положенных средств, ведь из-за пиратов государство ежегодно недосчитывается десятков миллиардов рублей. Рейды по точкам, реализующим нелицензионные аудио- и видеоносители, ощутимого эффекта не дают, поэтому решили подступиться с позиции закона. С 1 января 2008 года вступает в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, обещающая серьезно изменить правила игры на рынке медийной продукции. Итак, что сегодня происходит на этом рынке? Как повлияло на него распространение интернет-технологий и каковы перспективы окончательного избавления от пиратов?
Как заявил на брифинге "Российские медиапираты: последние аккорды" региональный директор Международной федерации производителей фонограмм по России Игорь Пожитков, сегодня финансовое соотношение рынка легальной и нелегальной продукции примерно одинаково. Емкость обоих - порядка 400 млн долл. Но, поскольку пиратская продукция стоит дешевле, ее общий объем выше. Каждые два носителя из трех, продающихся в стране - пиратские. Таким образом, уровень контрафакта на рынке музыкальной продукции на физических носителях достигает 65 проц. А в цифровом формате (мобильная связь и Интернет) доля музыкального контрафакта достигает 90-95 проц. Здесь доля пиратской продукции распределяется неравномерно. Если мобильный контент сегодня в основном распространяется легально, то большинство музыкальной продукции, выложенной в сети, носит незаконный характер.
При этом участники рынка довольно пессимистически оценивают перспективы вступления в силу четвертой части ГК РФ. "Особых надежд на этот закон мы не возлагаем, - заявил И.Пожитков. - Между законодательством и жизнью в России огромная пропасть". Однако он просветил общественность, какие изменения произойдут благодаря этому событию на медийном рынке - в первую очередь, конечно, пиратском. В основном, речь шла о "сером" музыкальном рынке Рунета, объемы которого эксперты оценивают сегодня в 100 млн долл. Речь идет, в том числе о рядовых пользователях, привыкших бесплатно "качать" в сети альбомы любимых исполнителей, не подозревая, что тем самым в какой-то мере они "обкрадывают" кумиров.
Прежде всего, важно понять, как работает нелегальная цифровая музиндустрия. По словам И.Пожиткова, существует огромное количество организаций, предоставляющих желающим распространять и скачивать пиратскую продукцию своего рода "лицензию". Такие "псевдоорганизации" занимаются тем, что избирательно трактуют закон, считая, что в Интернете возможно так называемое коллективное управление на расширенной основе. Следовательно, они имеют право предоставлять интересы правообладателей - как тех, кто дал им "добро" на распространение своей продукции, так и тех, кто вовсе не знает об их существовании. За примерами далеко ходить не надо - это РОМС (Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям) и ФАИР (Федерация правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме). Они вовсе не считают себя пиратами и раздают лицензии на распространение mp3-записей любых исполнителей - от Мадонны до "Фабрики звезд".
Характеризуя эту ситуацию, И.Пожитков привел неожиданную аналогию. "Скажем, вы обладаете автомобилем, но по понятным причинам не используете его в ночное время. И вот, утром, подойдя к своему "железному коню", вы с изумлением видите некоего подозрительного типа, вылезающего из вашего авто и заявляющего: дескать, вот стоят здесь машины, ночью никто на них не ездит. Мы с пацанами решили - все равно простаивают, возьмем-ка их покататься, подработать извозом или просто погонять. Вы не возмущайтесь - мы вам часть денег отдадим, вот возьмите три рубля". Пример, конечно, "притянут за уши", но в какой-то степени отражает отношение к проблеме интернет-пиратства большинства правообладателей, особенно если это люди с именем.
Проблема в том, что Рунет развивается столь стремительными темпами, что за ними никак не может поспеть наша забюрократизированная "машина" по обновлению законодательства.
Сложно даже найти определение, какой ресурс считать российским - тот, что работает на российскую аудиторию, использует домен .ru, чей сервер физически находится в России или здесь просто зарегистрирован его формальный владелец? Отчасти устранить эти нестыковки призвана четвертая часть ГК, посвященная интеллектуальной собственности.
В ней, как рассказал И.Пожитков, четко прописаны шесть видов деятельности, при которых возможно коллективное управление правами. Это, в частности, использование фонограмм на радио, телевидении, тиражирование произведений изобразительного искусства и т.п. Кроме того, в законе четко прописана процедура отзыва правообладателем каталога своей продукции. Теперь все организации, претендующие на право коллективного управления, обязаны будут получить государственную аккредитацию. Интернет же не будет являться сферой коллективного управления правами.
Еще при обсуждении положений этого документа год назад развернулась оживленная дискуссия. Производители и распространители музыкальной техники заявили, что введение авторской компенсации за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях приведет к удорожанию любой электробытовой техники с функцией "запись". Да и вообще, если следовать букве закона, деятельность в Интернете во многих случаях может быть истолкована, как противозаконная. И.Пожитков признал, что в законе действительно есть немало спорных моментов, разрешать которые - прерогатива юристов. Однако он выразил надежду, что его принятие в целом изменит положение дел на медийном рынке к лучшему. Конечно, до окончательного урегулирования пока далеко. Одиозный сайт AllOfMP3.com удалось прикрыть, но пиратское дело живо. Его многочисленные последователи в будущем продолжат выстраивать лобби в защиту "бесплатного контента". Так что понадобится еще минимум несколько лет, чтобы ситуация начала кардинально меняться.
Впрочем, по словам советника министра экономического развития и торговли РФ Юрия Любимова, уже сегодня не все так плохо, как могло бы показаться. На ряде направлений наблюдается положительная динамика: в частности, количество пиратского ПО стремительно уменьшается. Чуть-чуть улучшилось положение дел и на рынке музыкальной и видеопродукции. Конечно, бороться с бесплатным продуктом трудно, признает советник МЭРТ. Единственный вариант - максимально снижать цены на лицензионную продукцию, в частности, на музыкальный контент в Сети. На это готовы пойти и правообладатели, и производители легальной продукции. Ведь понятно, что россияне пока не готовы платить за диск порядка 500 рублей. Лицензионные диски с аудиопродукцией подчас уже стоят дешевле, чем пиратские, то же самое ждет и цифровую музыку, выкладывающуюся в Сети. Важно также развивать сети, торгующие легальной продукцией, а также активно применять законодательство, ограничивающее торговлю с лотков. Только тогда, когда купить лицензионный диск будет проще и дешевле, чем пиратский, наступит перелом, полагает Ю.Любимов.
Впрочем, у музыкального пиратства немало как противников, так и сторонников. Один из ярых сторонников этого явления - известный музыкальный критик Артемий Троицкий. Он неоднократно заявлял, что цены на лицензионные музыкальные компакт-диски завышены и не соответствуют средней зарплате большинства россиян. Если экстраполировать такое соотношение доходов и стоимости компакт-диска на США или Англию, то получится, что там он должен стоить 200-300 долларов. В России лицензионный диск стоит 300-600 рублей, что не по карману большинству меломанов, желающим приобщиться к музыке. Реальная цена - та, что устанавливают "пираты", а именно 100-150 рублей.
Вообще, как считает критик, борьба с пиратством в России - это "борьба левой руки с правой". Во-первых, производство пиратских дисков - целая индустрия, и если ее прикрыть, без работы останутся тысячи людей. Нужны ли власти такие социальные катаклизмы? Во-вторых, по его мнению, Интернет - это единственный на сегодняшний день реальный борец с пиратством, причем как в России, так и во всем мире. Мейджоры (крупнейшие звукозаписывающие компании) должны благодарить Сеть, ведь именно благодаря ей продажи пиратских дисков на той же "Горбушке" упали на 30 проц. Это связано с тем, что люди начали скачивать музыку из Интернета по приемлемой для них стоимости, в том числе, с легальных ресурсов. По словам А.Троицкого, Сеть отличает невиданный для дельцов музыкального рынка альтруизм. Многие музыканты выкладывают музыку в открытый доступ и вовсе бесплатно. И традиционные структуры просто не знают, что с этим делать. Интересы мейджоров и потребителей диаметрально расходятся. Первые борются за сохранение сверхприбылей, вторые желают иметь доступ к огромной коллекции мировой музыкальной культуры и не платить за это непомерные деньги.
Комментарии