Тайные правила секса: странный мир животных страстей
На модерации
Отложенный
Наблюдения за личной жизнью африканских антилоп топи значительно обогатили науку о стратегиях поиска сексуального партнера
Ей положено вести себя робко и сдержанно, когда дело дойдет до выбора полового партнера, а он отличается нахальным напором – готов предложить свои услуги любой самке на своем пути. Но в случае африканских антилоп топи обычные стереотипные представления об интимной жизни, похоже, перевернуты вверх тормашками: самцы этого вида любят говорить "нет".
Зоологи сообщают о необычном поведении топи при совершении брачных ритуалов, наблюдаемом в охотничьем заказнике Масаи Мара в Кении: некоторым самцам приходится в буквальном смысле отбрыкиваться от любвеобильных самок, жаждущих оплодотворения. Самки топи никого не динамят, а, наоборот, проявляют себя как сексуальные хищницы, достойные шоу Рассела Брэнда (ведущий популярного в Британии реалити-шоу "Большой Брат". – Прим. ред.).
У антилоп топи в период спаривания самцы собираются на открытой местности. Каждый из них защищает от соперников свой "лек" – небольшой участок, где он демонстрирует свою доступность для партнерш. Самки топи явно предпочитают спариваться с самцами, чьи леки ближе всего к центру "арены", а конкурирующие самцы наиболее яростно сражаются именно за такие участки.
Все это соответствует стереотипам. Но иногда жизнь самца с леком в центре бывает утомительна. Они настолько выматываются, что иногда вынуждены отгонять знакомых самок и отдавать предпочтение незнакомым, навещающим их впервые.
Джейкоб Бро-Йоргенсен из Лондонского зоологического общества, руководивший этим исследованием, результаты которого публикуются в Current Biology, отметил, что крайне необычно видеть, как самцы столь рьяно отражают заигрывания самок. Казалось, самцы топи находятся в необычном положении – вынуждены беречь свои ценную сперму.
"Мне было интересно увидеть, что в случаях, когда самец антилопы был волен выбирать между несколькими самками, он целенаправленно направлялся к самой новой для себя партнерше, а не к той, которая имела самый высокий ранг. Однако некоторые напористые самки добивались партнера столь агрессивно, что ему буквально приходилось атаковать их физически, чтобы отвергнуть их ухаживания", – отметил Бро-Йоргенсен.
Чтобы разъяснить смысл последней стычки в битве между полами, потребуется некоторое время. Биология давно уже установила, что между стратегиями самцов и самок существуют принципиальные отличия. Самцам полагается распространять свою сперму повсюду, гуляя на все четыре стороны, а самки отличаются большей разборчивостью – не позволяют кому попало оплодотворять свои драгоценные яйцеклетки.
"Говоря о "битве полов", биологи негласно подразумевают, что сражение идет между назойливыми самцами, которым постоянно хочется совокупляться, и самками, которые этого не хотят. Однако у антилоп топи, где самки, как известно, предпочитают спариваться с самцами в центре "брачных арен", мы обнаружили, что самки и самцы поменялись своими стереотипными половыми ролями", – отметил доктор Бро-Йоргенсен.
Анализируя стратегии интимной жизни в мире животных, зоологи любят сравнивать их с инвестициями в экономике. Самцы инвестируют понемножку в каждый сперматозоид – потому-то сперматозоиды малы и чрезвычайно многочисленны.
При условии, что самцу не приходится выращивать все потомство, которое он зачинает, ему выгодно вкладывать свой... э-э-э... капитал на максимально возможной территории в надежде, что хоть что-то принесет свои плоды. Это все равно что покупать помногу лотерейных билетов снова и снова.
Самки, однако, изначально располагают более солидными инвестициями. Каждая яйцеклетка самки – относительно ценный актив, которым следует тщательно управлять. К примеру, самке выгодно вкладывать еще больше времени и усилий, дабы обеспечить своей оплодотворенной яйцеклетке хорошие шансы на достижение взрослого возраста. Это объясняет, почему у множества различных видов самки не бросают своих детенышей, а воспитывают их, а также почему им приходится придирчиво выбирать, с кем из самцов спариваться.
Система спаривания на основе леков характерна не только для топи и некоторых других млекопитающих. Леки особенно распространены среди птиц. Это эффективный способ позволить самкам ознакомиться со всем ассортиментом и выбрать лучшего партнера – обычно это самец, чей лек ближе всего к центру. Кстати, по-шведски "лек" значит "играть".
Самцы некоторых птиц, спаривающихся на леках, – например, глухари – тоже, как подметили ученые, отвергают самок после своего "загула" с целой чередой дам. "Они переутомляются – задолбали, дескать. Но самки просто уходят, а на следующий день возвращаются", – поясняет профессор Тим Беркхед из Шеффилдского университета.
Но почему так не поступают самки топи? Видимо, дело в том, что течка у них продолжается лишь около одного дня, так что самка не может рисковать остаться бесплодной на весь сезон спаривания, поясняет доктор Бро-Йоргенсен. "У самок всего один день на то, чтобы гарантировать себе беременность, желательно от завидного самца, поэтому самкам приходится сконцентрировать все свои силы на том, чтобы самец с ними в этот период совокупился, – говорит он. – У самцов другие приоритеты: им нужно максимально увеличить потенциал своей спермы, дабы оплодотворить максимальное число самок. Часто можно видеть, как самцы падают от изнеможения, когда требования самок истощают их силы".
Топи и глухарь – пример системы спаривания под названием "полигиния", при которой самец спаривается более чем с одной самкой.
Система леков – лишь одна из разновидностей полигинии, идеальный пример самостоятельности самок в выборе: они вольны спариваться с любым самцом, но от природы испытывают влечение к тем, которых находят привлекательными другие самки.
Система гаремов – тоже разновидность полигинии. Здесь самцы господствуют над своими самками и охраняют их от заигрываний других самцов. Гаремы есть у самых разных животных – от морских львов до горилл. Для некоторых полигинических видов также характерно занимание и защита собственной территории: тот, кто успешно может отстоять богатый ресурсами участок, получает добавочное преимущество – к нему влечет самок.
Полигиния – один из видов полигамии. Есть еще и полиандрия, когда самка спаривается более чем с одним самцом. Это редкое, но далеко не неслыханное явление. Один из самых ярких примеров – птицы завирушки: у самки завирушки может быть одновременно два "мужа", которые помогают растить потомство.
Зоолог из Кембриджского университета Ник Дэвис доказал, что эта система идет самкам на пользу, так как вместе с двумя партнерами самка может вырастить больше птенцов. Самцам такой обычай, вероятно, не очень нравится, так как за общество самки приходится соперничать. Собственно, как доказал Дэвис, самец завирушки, которого слишком редко подпускают к его общей с другим "жене", не станет кормить ее потомство.
Обычная моногамия распространена шире, но она иногда обманчива. После того, как лет 20 назад был изобретен метод опознания по ДНК, биологи обнаружили, что животные видов, считавшихся моногамными, потихоньку изменяют "супругам": ученые называют это "спариванием вне пары".
Анализы ДНК у потомства показали: социально-моногамные птицы – от лазоревок до альбатросов – не придерживаются сексуальной моногамии. "Адюльтеры" совершают и самцы, и самки. И лишь несколько видов: например, лебедь-шипун, белоглазка серебряная (певчая птица) и хомячок калифорнийский – моногамны по-настоящему, как в социальном, так и в сексуальном плане, говорит профессор Беркхед.
Это лишь доказывает, что не все то золото, что блестит, особенно в области интимных игр, в которые играют животные. Как отметил доктор Бро-Йоргенсен: "Мы не должны считать робость единственной естественной половой ролью самки, точно так же как мы не должны ожидать, что естественная половая роль самца – это всегда бездумно спариваться с любой партнершей. Природа благоприятствует более широкому спектру половых ролей". Скажите это Расселу Брэнду.
Промискуитет
Некоторые животные не подчиняются какой-то определенной системе спаривания, а просто часто занимаются сексом с самыми разными партнерами. Наиболее известен пример обезьян бонобо: у них особи обоих полов часто совокупляются для разрядки социальной напряженности в стае. Вот еще несколько видов, неразборчивых в связях: буйволовый ткач и попугай-ваза с Мадагаскара: самка спаривается с целым рядом самцов, которых она подманивает пением с верхушки дерева. Благодаря этому она воспитывает группу птенцов от разных отцов – то есть с более пестрым набором генов, что играет позитивную роль для выживания вида.
Моногамия
Лебеди
В природе очень мало по-настоящему моногамных видов, но лебеди-шипуны не только образуют пару на всю жизнь, но и хранят верность половым партнерам. Самец и самка растят потомство вместе, и самец может быть уверен, что это его птенцы, а не дети другого самца. Когда для выращивания потомства необходимы оба родителя, моногамия становится преимуществом.
Лазоревки
Им свойственна социальная моногамия – то есть они ведут себя, как преданная друг другу пара, но генетические анализы показывают: потомство часто "прижито на стороне". Этому ограниченному промискуитету предаются и самки, и самцы.
Морские коньки
Есть немногочисленные виды, у которых разделение функций между полами абсолютно противоречит стандартному. У морских коньков мужская моногамия достигла своего крайнего проявления: беременность – удел самца. Получив яйцеклетки от самки, морской конек оплодотворяет их и вынашивает потомство. Причем морские коньки не мечут икру, а являются живородящими.
Полигамия
Антилопы топи
Этот вид антилоп использует систему полигинического спаривания на основе "леков": собравшись на большой открытой площадке – так сказать, арене – самцы состязаются между собой, и лучшие из них, самые привлекательные занимают участки ("леки") в центре арены. Самцы с центральными леками воспринимаются как наиболее привлекательные сексуальные партнеры и вскоре истощают свои силы, атакуемые любвеобильными самками. Биологи подметили, что эти самцы часто не используют возможности для спаривания, что в мире животных редкость.
Морские львы
Другая разновидность полигинии – система гаремов. Здесь доминантный самец защищает своих самок от ухаживаний других самцов. Своего статуса он достигает в бою и должен постоянно его отстаивать. Репродуктивные преимущества победы и цена поражения колоссальны, а потому поединки бывают весьма жестокими.
Завирушка
Практикует полиандрию – то есть самка имеет более одного партнера. У самки завирушки часто бывает два "мужа" – этакий ménage à trois, полезный скорее ей, чем самцам. Таким образом она может вырастить больше птенцов, но взамен ей все же приходится одинаково справедливо относиться к обоим спутникам жизни.
Комментарии