L\'Express: Владимир Путин хочет иметь \"моральное право\" не выпускать страну из своей хватки

На модерации Отложенный Президент России собирается и далее концентрировать власть в своих руках и рассчитывает на декабрьские парламентские выборы, чтобы провести плебисцит. Но ему также придется поддерживать порядок в собственном лагере.

В преддверье выборов, назначенных на 2 декабря, в России полным ходом идет пропагандистская кампания в поддержку главы государства и прокремлевской партии 'Единая Россия', чьи списки он возглавляет. 'Москва голосует за Путина', - утверждают установленные по всему городу рекламные щиты. 'Ни за что!', - возмущается тридцатилетний Федор, в голосе которого слышится раздражение вперемешку с сарказмом.

На плакатах гигантскими буквами написано: 'Наш выбор - Владимир Путин', или 'План Путина - победа России'. Последний лозунг вкупе с медведем, символом 'Единой России', можно увидеть повсюду - на улицах, автомагистралях, окраинах города. Какой план? Подтверждение того, что он действительно существует, можно найти лишь в 'сборнике' цитат публичных выступлений главы государства . . . Можно подумать этого недостаточно - на всех плакатах нарисован номер 10 - номер 'Единой России' в избирательных списках, - чтобы избиратели точно знали, какую клеточку отмечать. 'Медведь' отказался участвовать в немногочисленных теледебатах, организованных для проформы и выходящих в эфир далеко не в прайм-тайм на телеканалах, полностью покорных воле властей. Под неким предлогом милиция реквизировала 14 миллионов изданных специально к выборам брошюр партии 'Союз правых сил' (СПС, либералы). Та решила - впервые - присоединиться к демонстрациям, которые были организованы 24 и 25 ноября в Москве и Санкт-Петербурге 'Другой Россией', оппозиционной коалицией, вызывающей раздражение главы государства. 'Шакалы', - заявляет он, обвиняя их в том, что они находятся на содержании у Запада. Эти акции протеста были в очередной раз жестоко подавлены, а 250 человек задержано. Кандидат в президенты от 'Другой России' Гарри Каспаров получил пять суток ареста.

Чего ждет Вла димир Путин от этих выборов, где заранее все устроено так, чтобы обеспечить настоящий плебисцит ему и оглушительную победу медведю, на спине которого он восседает? Говоря его собственными словами - он хочет иметь 'моральное право' не выпускать страну из своей хватки и после окончания второго и, согласно конституции, последнего мандата. Задача заключается в обеспечении вне легальных пределов его президентства долговечности системы, которую он создал, посадив во главе крупных энергетических и промышленных компаний своих коллег в погонах, 'силовиков', по большей части выходцев из экс-КГБ, его наследницы ФСБ, или из армии.

Эта 'корпорация' управляет сегодня Россией. Она контролирует гигантские финансовые интересы, и ее сотрудники защищают свои позиции. 'Некоторые из них называют себя 'новой аристократией', которая несет ответственность за страну, - говорит Дмитрий Орешкин, возглавляющий московский аналитический центр 'Меркатор'. - Они уверены, что не только имеют право, но и обязаны вмешиваться в дела бизнеса'. И получать от этого дивиденды. Политический кризис, начавшийся в связи с предстоящими в марте 2008 года президентскими выборами, разжигает соперничество внутри 'корпорации'.
В один прекрасный день оно стало достоянием широкой общественности. В начале октября, нарушив царящий в этих кругах закон молчания, Виктор Черкесов, давно знакомый с Путиным генерал ФСБ, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, опубликовал на первой странице газеты 'Коммерсант' открытое письмо, в котором предостерегал от войны внутри секретных служб, из которой, по его мнению, никто не выйдет победителем. С сожалением отмечая, что ряд его коллег больше озабочен вопросами собственного обогащения, чем интересами государства, он пишет: 'Нельзя допустить, чтобы воины превратились в торговцев'.

За несколько дней до публикации этого письма сотрудники ФСБ арестовали нескольких офицеров из ведомства Черкесова, в том числе его правую руку генерала Александра Бульбова, обвинив их в незаконном прослушивании телефонных разговорах и получении взяток. Правда, Бульбов был в числе тех, кто расследовал крупное дело о контрабанде, в котором фигурировала компания по импорту мебели 'Три кита', пользовавшаяся покровительством ФСБ . . . Многие высокопоставленные лица тогда лишились своих постов.

Война спецслужб

В конце октября на страницах националистической газеты 'Завтра' бывшие высокопоставленные сотрудники КГБ, в том числе его последний руководитель Владимир Крючков, призвали секретные службы, объединенные верой в Путина, преодолеть свои разногласия, чтобы избежать большой беды.

Этот конфликт прежде всего высветил не проблемы таможенного контроля или отмывания денег, а конфликт между двумя антагонистическими группировками 'силовиков'. Самую мощную возглавляет бывший кагэбэшник Игорь Сечин, второе лицо в администрации президента, поставленный во главе совета директоров нефтяной корпорации 'Роснефть'. В эту же группировку входят директор ФСБ и председатель Национального антитеррористического комитета Николай Патрушев; ветеран КГБ, советник главы государства и председатель совета директоров 'Аэрофлота' Виктор Иванов; Александр Бастрыкин, который вместе с Путиным учился на юридическом факультете Ленинградского университета, а сегодня возглавляет Следственный комитет при прокуратуре РФ . . . Им противостоят Черкесов и его союзники: Виктор Золотов, начальник службы охраны президента; Евгений Муров, директор Федеральной службы охраны; Юрий Чайка, генеральный прокурор России . . .

Каждый клан стремится расширить свои полномочия и навредить соперникам. До настоящего времени роль арбитра выполнял глава государства. Но что будет завтра? 'Легитимность Путина привязана к трону, на котором он восседает, - считает политолог Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии. - Как только он его оставит, то сразу утратит статус авторитетного лица, стоящего выше законов и критики, который ему придает этот пост в России'. Чтобы избежать подобной возможности, разрабатываются различные сценарии, последний из которых предполагает, что Путин незадолго до президентских выборов уйдет в отставку и, таким образом, сможет, формально не нарушая конституцию, выставить свою кандидатуру. В Москве дух законности не в чести.