Выставка Non/fiction. Серьезные книги, написанные с точки зрения ребенка

На модерации Отложенный

28 ноября в Москве в выставочном зале Центрального дома художника на Крымском валу открылась IX Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction, которая в этом году представляет более двухсот пятидесяти издателей из двадцати стран. Главная тема ярмарки — детство и детская литература.

Казалось бы, между интеллектуальной и детской литературой не может быть никаких отношений. Это противоречие разрешил на открытии ярмарки ее гость, знаменитый израильский писатель Давид Гроссман, который работает и как беллетрист, и как документалист, и как злободневный публицист, и как детский писатель: «Очень многие мои книги написаны с точки зрения ребенка, потому что, мне кажется, что это очень хороший способ посмотреть на окружающую действительность глазами ребенка, у которого нет никаких предрассудков. Я помню, когда моему старшему сыну было три года, я укладывал его спать, и я ему сказал: "Знаешь, сегодня самая длинная ночь в году". Это было 21 декабря. Я помню, что на следующее утро, как только взошло солнце, он вдруг врывается к нам в спальню и кричит: "Мама, папа! Эта ночь закончилась!" Я вдруг понял, что для маленького ребенка, на самом деле, как бы совершенно не установленный факт, что солнце обязательно взойдет на следующее утро. Для него эта самая длинная ночь в году — это уже предполагает какой-то длинный путь, который нужно пройти для того, чтобы дойти до этого света.

Мне кажется, что это как раз та самая позиция, в которой мы, писатели и читатели, должны себя поставить, когда мы ничего не знаем заранее, как бы ни к чему заранее не готовы, мы не знаем наверняка — взойдет ли солнце завтра. Когда мы пишем публицистику, когда мы пишем о политической, экономической ситуации в стране, как бы нам нужно тоже стоят на этой позиции. Потому что очень часто мы используем какие-то устоявшиеся клише. Но на самом деле, если мы будем говорить с нашими читателями таким языком, мы не покажем им совершенно ничего нового. Мы не сможем показать всю сложность и многочисленные нижние подводные слои той реальности, о которой мы пишем.

Поэтому, мне кажется, когда мы пишем статью, эссе, публицистическую книгу, мы должны изобрести заново этот язык. Он должен выражать наше представление об этой реальности, как если бы мы смотрели на нее в самый первый раз. Только таким способом, когда наш читатель увидит это все в первый раз, мы сможем показать ему настоящую реальностью, и сможем подтолкнуть его к принятию каких-то моральных решений на эту тему».

Такова связь между детской и взрослой литературой, согласно Давиду Гроссману.

Устроители ярмарки наполнили многие детские мероприятия довольно серьезным содержанием. Литература нон-фикшн для детей — это не учебники и не сказки, но это, например, книга о Рауле Валленберге, шведском дипломате, который спас десятки евреев во время Второй мировой войны и погиб в сталинских лагерях. На основе книги издатели устраивают ток-шоу для старшеклассников, посвященное героизму, с участием известного музыканта Александра Скляра. Говорит поэт, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович: «Очень хочется, чтобы наши дети, которым часто сообщают, что уже давно в этом мире нет героев, нет поступков, все относительно, чтобы наши дети как-то по-другому немножко восприняли это. Потому что сейчас было обращение в правительство Москвы о том, чтобы улицу или площадь в Москве назвать именем Рауля Валленберга. В принципе, это, наверное, будет происходить, наверное, в Москве откроется и центр Рауля Валленберга, но интересно то, что, поскольку я этим занимался, обнаружил, что часть наших чиновников, людей, которые так или иначе этим занимаются, просто не знают о ком идет речь. Хотелось бы, чтобы в следующем нашем поколении таких вопросов не возникало».

Приближающиеся выборы в Госдуму влияют на события на ярмарке. Несколько круглых столов будет организовано по принципу политических дебатов с участием писателей — партийных активистов Проханова и Лимонова. В первой политической дискуссии член оргкомитета ярмарки Александр Иванов, издатель, философ, оспаривает положения искусствоведа Екатерины Деготь: «Деготь предлагает оценить все прошедшие пятнадцать лет как время, когда вся передовая интеллигенция оценивала все по эстетическим критериям. Ельцин на танке — это красиво. Русский мужик дирижирует оркестром. Путин идет по берегу реки — довольно симпатично. Она предлагает поменять ракурс. Она предлагает все эстетическое, художественное оценивать политически сейчас, исходя из того, что в общем политическое измерение сейчас вдруг опять начинает выплывать не только в связи с выборами, а в связи с общим трендом. Хотя, в принципе, моя версия заключается в том, что политика не только в России, но и вообще в мире очень сильно девальвирована. Просто на смену приходит совершенно новая социальная материя. Это люди, которых можно назвать офисным пролетариатом, офисной интеллигенцией. Это совершенно другая реальность — аполитичная, не склонная к ассоциациям в какие-то структуры гражданского общества. Я как бы жду некоторой новой социальной теории, которая бы нам объяснила, в каком мире мы живем».