Газету \"Коммерсантъ\" обвинили во лжи и подтасовке фактов

На модерации Отложенный Газету «Коммерсантъ» уличили во лжи и подтасовке фактов. Съезд пропрезидентской общественности в Твери так подействовал на корреспондента издания, что она услышала то, чего не говорилось, и написала о том, чего не было.

После участия во Всероссийском съезде инициативных групп в поддержку Владимира Путина, прошедшего 15 ноября в Твери, представители республики Коми с удивлением узнали из статьи в «Коммерсанте», что они состоят в «Единой России», а на мероприятие их пригласили лишь потому, что ни ткачих, ни доярок в республиканском арсенале не нашлось.

Доказать чистоту намерений, с которыми делегаты ехали в Тверь, они попытались в письме на имя главного редактора «Коммерсанта» Андрея Васильева, предложив ему, в свою очередь, доказать чистоту своего издания и опубликовать опровержение.

Свои впечатления от мероприятия в Твери, куда съехалось 700 представителей 80 российских регионов, журналист «Коммерсанта» Мария-Луиза Тирмастэ описала в статье «Операция «Преемственность». В Твери собрались блюстители курса Владимира Путина».

В качестве «голоса народа» были использованы представители республики Коми. Пообщавшись с журналистом, они потом долго недоумевали, откуда в газете взялись слова, которых никто из них не говорил?

Единственное, что соответствовало действительности в пассажах про делегатов Коми – это имена действующих лиц. Именно это позволило доказать, что в статье опубликованы недостоверные сведения.

Так, о главном специалисте управления МЧС по Республике Коми Александре Астанине в статье сказано, что он «признался, что состоит в «Единой России».

«Мы ответственно заявляем, что А.Н. Астанин не является, и никогда не являлся членом Всероссийской политической партии «Единая Россия», и что он, как офицер МЧС и подполковник в отставке не приучен лгать, как это позволяют делать некоторые недобросовестные журналисты», - говорится в письме Васильеву.

Впрочем, авторы письма допускают, что журналист «Коммерсанта» исказила правду «несознательно», не уточнив, однако, что могло повлиять на сознание автора во время съезда сторонников Владимира Путина.

Представители делегации Коми предлагают газете «легко проверить» информацию о беспартийности Александра Астанина, обратившись в исполком политсовета регионального отделения «Единой России» в республике Коми.


И если спасатель из Коми с легкой руки «Коммерсанта» стал членом партии, то поэт Надежда Мирошниченко узнала, что она стала неравноценной заменой работниц колоритного физического труда, которых в республике почему-то не оказалось. Газета посвятила ей такие строки: «Надежда Мирошниченко прямо сказала, что ей позвонили из правительства республики, «когда встал вопрос, кого посылать» на форум: «Ткачих у нас нет, у нас серьезная промышленная республика -- нефть, уголь... И доярок немного...». Однако поэт официально заявляет, что эти слова принадлежат не ей.

Приписка фантазийных высказываний реальным людям всегда чревата последующим расследованием и претензиями. Если бы журналист использовала излюбленный прием политтехнологов вкладывать свои собственные мысли в уста обобщенных экспертов, «собственных источников» и «собеседников, пожелавших остаться неназванными», поймать газету на лжи было бы гораздо сложнее.

Впрочем, автору все-таки не удалось избежать этого приема. В конце статьи журналист намекает на «руку Кремля» в организации съезда, приписав эти «откровения» безымянному «одному из делегатов». Очевидно, что мифический аноним, - если он, конечно, существует, - не сможет опровергнуть слова «Коммерсанта».

Зато представители республики Коми, не адекватно упомянутые в статье, теперь требуют сатисфакции. Андрею Васильеву предложено в соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации» опубликовать опровержение в одном из ближайших номеров газеты и принести извинение невольным фигурантам статьи.

При этом авторы письма не требуют компенсации морального ущерба ни за приписанные им недостоверные фразы, ни за разочарование, постигшее их после прочтения статьи. Ведь до сих пор, как отмечается в письме, авторы и «люди их круга» с уважением относились к газете «Коммерсантъ». Но когда творчество журналистов издания коснулось их самих, подписантам пришлось изменить свой взгляд.

«К сожалению, мы вынуждены констатировать, что Ваша газета превратилась в лучший образец желтой и безответственной прессы, позволяющей себе искажать реальные факты, дезинформировать общественное мнение и читательскую аудиторию», - говорится в письме.