Как живут и играют сборные с самым низким рейтингом
На модерации
Отложенный
В среду сборная России провела последний матч в отборочном цикле чемпионата Европы 2008 года против одной из самых слабых команд Старого Света – Андорры. Победить ее нашим футболистам оказалось не так просто, тем не менее сборная этого крошечного государства уступила во всех 12 матчах. Хуже выступила лишь сборная Сан-Марино, также проигравшая все отборочные встречи, но с более крупным общим счетом 2:57. Впрочем, в мире есть команды, с которыми андоррцы могли бы сражаться как минимум на равных. «Новые Известия» решили обратить внимание на так называемых футбольных «карликов», коих в мире не так уж мало. И заодно понять, что ими движет. Почему они готовы терпеть немалые унижения, выходя на большую международную арену?
Еще в минувший понедельник, после поражения от Израиля (1:2), в среде болельщиков очень актуальной была такая шутка: «Нужно попросить руководство Российского футбольного союза, чтобы оно обратилось в ФИФА с просьбой перевести Россию в зону Океании или Северной, Центральной Америки и Карибского бассейна. Иначе нам не поехать и на чемпионат мира 2010 года». В таком случае нашими соперниками были бы Соломоновы острова, Фиджи или Американское Самоа. Последнему, кстати, принадлежит рекорд, которым, впрочем, нация, состоящая из 66 тысяч человек, населяющих группу затерянных в Тихом океане островов, вряд ли гордится. Во время отборочной кампании к чемпионату мира 2002 года сборная Американского Самоа проиграла Австралии со счетом 0:31 – и это самое крупное поражение в официальных матчах. Стоит отметить, что у этой никчемной, как бы сказали очень многие специалисты, команды не самый последний в мире тренер. Это Дэвид Брэнд, англичанин, уроженец Манчестера, в свое время игравший за команду «Уиган Атлетик». Свою карьеру он заканчивал в Новой Зеландии, да в тех краях и остался.
Жизнь главного тренера самой худшей в мире команды, что и говорить, нелегка. Ведь перед матчем он знает, что его ребята обречены покинуть поле побежденными, какой бы соперник им ни противостоял. «Наша цель в настоящий момент – проигрывать хотя бы не с двузначным счетом, – признался Брэнд в недавнем интервью сайту ФИФА. – Для нас это как победа. На каждый новый матч мы выходим с мыслью о том, что надо сыграть чуть-чуть лучше, чем в прошлом. И, может быть, у нас даже получится когда-нибудь забить гол». Да-да, звучит странно, но футбольная сборная Американского Самоа до последнего времени не имела в своем активе забитых мячей. И вот историческое событие произошло – во время отборочного матча чемпионата мира 2010 года с командой Соломоновых островов самоанский футболист Рамин Отт реализовал пенальти. Не важно, что итоговый счет матча 1:12. Это действительно серьезное достижение. Особенно если учесть, что многие игроки команды имеют достаточно слабое представление о футболе. Так, голкипер Американского Самоа Джордан Пенитуси, передвигаясь по штрафной площадке с мячом в руках, ведет его, как баскетболист, видимо, путая эти два вида спорта. И вряд ли стоит удивляться, что футболисты Американского Самоа обычно если и бьют, то выше ворот. В этой стране куда более популярно регби.
Кстати, Американское Самоа входит в число девяти национальных команд, которые в рейтинге Международной федерации футбола (ФИФА) имеют ровно ноль баллов и занимают они соответственно места с 200-го по 209-е. Кому интересно, это Джибути, Американское Самоа, Тимор-Лешти, Гуам, Белиз, Сан-Томе и Принсипи, Аруба, Американские Виргинские острова и, наконец, Монтсеррат. Интересно, что команда, занимающая последнее место в рейтинге ФИФА, – сборная Монтсеррата, островного государства в Карибском море, находящегося под протекторатом Великобритании, – может похвастаться не только забитыми голами, но и победами. Два раза футбольная дружина из Монтсеррата обыграла соперников из Ангильи, своих соседей. Вообще эта команда существует уже достаточно давно – с 1973 года, но в последнее время в официальных матчах участия практически не принимает. Беда в том, что на территории страны, составляющей 100 квадратных километров, в середине 90-х годов резко активизировались вулканы. И стадион национальной сборной засыпало лавой. Потом наступило время цунами. Почти все немногочисленные жители острова разъехались кто куда. Но тем не менее команда Монтсеррата сумела войти в историю. Летом 2002 года, когда в Японии и Корее проходил чемпионат мира, состоялся так называемый «другой финал», в котором встретились предпоследняя и последняя команды мирового рейтинга. Это были сборные Бутана и Монтсеррата. Понятно, что бутанцы выступили хозяевами – поле их стадиона хоть и кривовато, но по крайней мере не засыпано вулканическими отходами. Спонсорами экзотического матча выступила телевизионная компания из Нидерландов, снявшая о нем документальный фильм. Картина, между прочим, завоевала несколько призов на международных фестивалях.
Что же касается результата, то в присутствии 20 тыс. зрителей, собравшихся на национальном стадионе в столице Бутана Тхимпху, сборная этой гималайской страны одержала победу 4:0.
Сам термин «футбольный карлик» появился в обиходе 80-е годы с подачи итальянских журналистов. После того, как в 1982 году «Скуадра адзурра» в третий раз в своей истории выиграла мировое первенство, на Апеннинах резко изменилось отношение к сборным-аутсайдерам. На них стали откровенно смотреть сверху вниз, с нескрываемым пренебрежением. Причем сначала к «карликам» причисляли в основном только Люксембург, который участвовал в отборочных матчах чемпионатов мира, начиная с 1934 года, но в финальную стадию турнира никогда не пробивался. Впору удивиться, зачем люксембуржцам вообще нужен футбол, раз сборная на протяжении стольких лет не добивается успехов, да и его уровень в стране до сих пор любительский. Но спортсмены-любители, работающие в основном банковскими клерками, почтальонами и врачами, неизменно отвечают, что футбол для них – традиционный, любимый вид спорта, и играют они исключительно для своего удовольствия. К тому же когда еще появится шанс поменяться футболками с Дэвидом Бэкхемом и Луишем Фигу?
Один из самых старых «карликов» является Мальта. Федерация футбола в этой стране появилась еще в 1900 году, а еще через восемь лет страна стала членом ФИФА. Уже в 90-е годы к «карликам» отнесли команды Лихтенштейна, Сан-Марино и Фарерских островов. В 1996 году в международную футбольную семью вошла и Андорра. Ныне она занимает 173-е место в рейтинге ФИФА, значительно уступая сборным Барбадоса, Бенина, Уганды, Омана. Андорра – это самый большой «карлик» Европы. Крохотное княжество, расположенное на восточном склоне Пиренеев между Францией и Испанией, втрое больше Лихтенштейна и в семь раз Сан-Марино. Тем не менее даже его можно пересечь всего за один футбольный тайм, то есть за 45 минут. Население Андорры составляет около 68 тыс. человек. Правда, коренными андоррцами считаются всего 11 тыс. Остальные жители – французы и испанцы. Но у национальной федерации футбола практически нет возможности заниматься натурализацией иностранцев с тем, чтобы привлечь их к выступлению за сборную. Поэтому в Андорре всего два профессиональных футболиста. Остальные работают и тренируются лишь в свободное время. На матчи сборной они отпрашиваются с работы за свой счет, а тренировки обычно проходят поздно вечером, когда работа во всех офисах прекращается. В Андорре еще очень рады, что федерация способна оплачивать перелеты на выездные матчи, а также работу тренера и врача. 27-летний защитник Хорди Эскура совмещает выступления в национальной сборной с работой физиотерапевта в клубе третьего испанского дивизиона, а в свободное время выступает в каталонской региональной лиге за клуб «Бенавент».
Конечно, «карлики» делают все возможное, чтобы избавиться от обидного ярлыка, и время от времени преподносят громкие сенсации. Например, Лихтенштейн в отборочном цикле к первенству мира 2006 года сыграл вничью (2:2) со сборной Португалии. В отборочном турнире к Евро-2008 представители этого княжества ухитрились набрать целых семь очков. Им удалось одержать две победы – над Латвией (1:0) и Исландией (3:0). После этого в тихом Лихтенштейне наступил настоящий футбольный бум, в стране даже появились самые настоящие футбольные фанаты, которые так бурно отмечали успехи своих любимцев, что их миролюбивые сограждане, далекие от игры миллионов, были не на шутку напуганы. Наиболее горячие головы на полном серьезе называли забившего два гола в ворота исландцев Томаса Бека игроком, по таланту сравнимым с Роналдинью и Тьерри Анри одновременно. Полузащитник Франц Бургмайер заявил, что прогресс его сборной в последнее время связан с тем, что у партнеров «появился вкус хотя бы к ничьим».
Интересно, что после чемпионата мира 1994 года знаменитый в прошлом немецкий футболист и тренер, а ныне функционер Франц Беккенбауэр высказал мнение о том, что «карликов», то есть команды с самым низким рейтингом, не стоит допускать к отборочным матчам мирового и европейского первенств. Дескать, матчи с откровенно слабыми соперниками сильным сборным не нужны. Они, мол, лишь отнимают время, тем более что календарь сезона очень насыщенный (национальные турниры, еврокубки, матчи за национальную сборную). Такого же мнения придерживаются и члены так называемого клуба G 14 (закрытое общество, объединяющее самые богатые и влиятельные клубы Европы). Однако ФИФА и УЕФА продолжают курс на расширение футбольной географии. Не исключено, что к «футбольным карликам» скоро присоединится и Ватикан. В резиденции Папы Римского давно вынашивают план создания своей сборной.
Комментарии