Министерство юстиции США подключится к расследованию уголовного дела в отношении Леонида Реймана

На модерации Отложенный Завесу бермудских тайн снова атакуют. Но на этот раз не ученые и не уфологии, а юристы. Не все знают, что, помимо катастроф судов и самолетов, в Бермудах – где операции иностранных компаний освобождены от налога и масса послаблений – «кинули якорь» очень удивительные игроки финансового рынка. В их числе бермудский фонд IPOC International Growth Fund, Ltd, который в зарубежной прессе всё чаще связывают с именем министра связи России Леонида Реймана.

Всем памятен скандал, разразившийся в 2004 году, когда бермудский фонд IPOC обратился в верховный суд Британских Виргинских островов с жалобой, а вернее иском на конкурентов – структур «Альфа-групп», зарегистрированных там. Удивительно, но битва за 25,1 процентов российского сотового оператора «Мегафон» произошла на Карибах и по ярости схватки была достойна нравов пиратов Карибского моря. Грубо говоря, фонд IPOC пытался доказать в суде этой подчиненной Великобритании территории, что «альфовцы» увели у него из по носа упомянутый пакет акций «Мегафона», о покупке которого он якобы первым договорился и даже внес полную оплату. Однако суд Британских Виргинских островов такой иск не удовлетворил, и схватка за российские активы продолжилась в Цюрихе в 2006 году, где международные арбитры при тщательном разборе претензий фонда IPOC пришли к весьма неожиданным выводам.

Во-первых, они подтвердили древнюю мудрость, что нет ничего тайного, что не стало бы явным – будь это даже загадочные Бермуды. По мнению цюрихских специалистов, выдававший себя за владельца IPOC датчании Джеффри Гальмонд вовсе не является бенефициаром бермудского фонда. То есть, не он основной «выгодоприобретатель» от развернувшейся на Карибах битвы.

Во-вторых, международный арбитраж очень задумался о роли «предполагаемого свидетеля № 7» по делу. Имя этого свидетеля напрямую не назвали, но в международной прессе тут же разразился скандал, что за фондом, а также за многими российскими телекоммуникационными активами стоит министр Леонид Рейзман.

Короче говоря, лица, завязанные с фондом IPOC International Growth Fund, Ltd, влипли в грязную историю, которая становилась всё неприглядней по мере того, как клубок распутывался. Джеффри Гальмонда сейчас подозревают в том, что он под присягой в суде попросту лжесвидетельствовал и вводил суд в заблуждение. А неизвестно как материализовавшиеся 40 миллионов долларов США, перечисленные фондом в 2003-2004 годах на покрытие судебных издержек на счет верховного суда Британских Виргинских островов, вообще говорят «о бессилии науки перед тайнами Бермуд». Во всяком случае, за 25 дней до перечисления денег на банковском счету IPOC лежало всего несколько тысяч долларов. И вдруг, по объяснениям Гальмонда, этот бермудский счет распух от неких транзакций неких «третьих лиц». Однако эти упомянутые Гальмондом лица заявили под присягой, что их подписи под соглашениями о банковских переводах подделаны. Что дало основание прокурорам посчитать, что неведомо откуда возникшие у бермудского фонда IPOC деньги являются ни чем иным, как поступлениями от незаконной деятельности.

В итоге случилось то, что должно было случиться. На прошлой неделе влиятельная газета «The Wall Street Journal» поведала миру, что прокуратура Британских Виргинских островов обратилась в Минюст США с просьбой расследовать деятельность фонда IPOC International Growth Fund, Ltd. Видимо, всякому терпению приходит конец, и островная прокуратура теперь бьет челом перед американским Минюстом, чтобы тот обязал регистрационные бюро штатов раскрыть данные о владельцах 17 фирм, аффелированных с IPOC и имеющих американскую регистрацию.

Целей своих островитяне не скрывают – идет сбор доказательств о роли Леонида Реймана в сомнительных операциях фонда. Во всяком случае, в своем письме в отдел криминальных расследований департамента международных дел Минюста США Генпрокурор Британских Виргинских островов Терренс Ф. Уильямс, судя по некоторым источникам, ставит вопрос: а не является ли фонд IPOC «ширмой для отмывания доходов, полученных преступным путем, среди прочих <...> Рейманом».

От таких новостей, надо думать, не только у этого упомянутого российского министра стало, как в песне Владимира Высоцкого, «бермуторно на сердце и бермудно на душе». Ибо имя Леонида Реймана в достаточной мере связано с президентской семьей. Рейман родился в Петербурге и лично знаком с Владимиром Путиным с начала 90-х годов. А Людмила Путина, бывшая в 1998-1999 годах главой московского представительства питерского холдинга «Телекоминвест», работала на этой должности под руководством Реймана, ставшего теперь скандальным фигурантом по «делу IPOC». Эту ситуацию не назовешь безобидной в канун предстоящих выборов в Государственную думу РФ, а затем новых президентских выборов.

До сих пор все скандалы, связанные с именем Леонида Реймана, как говорится, спускались на тормозах.

Когда летом 2006 года стали известны выводы Цюрихского арбитража по IPOC и «предполагаемому свидетелю № 7» (совпадающему по описанию с министром Рейманом), фракция ЛДПР в Госдуме обратилась в российскую Генпрокуратуру с просьбой о срочной проверке всех этих рейманско-бермудских тайн и связей. Однако Генпрокуратура тогда не нашла «оснований для реагирования».

Нынче же ситуация в значительной степени взбодрена активным расследованием, которое инициировали в отношении IPOC власти Британских Виргинских островов. И хотя пресс-секретарь российского премьера Юрий Корецкий на днях напомнил о презумпции невиновности гражданина, чья вина не доказана судом, а сам Леонид Рейман – имея в виду запрос островитян в Минюст США – даже пытался через пресс-службу Мининформсвязи отшутиться и выразить «чувство сострадания к тем, чьи усилия раз за разом ничем не заканчиваются», положение министра связи шутейным не назовешь. И шутка Реймана насчет того, что, мол, «хотелось бы обладать хотя бы маленькой частью того, что мне приписывается», едва ли вызовет улыбку. Слишком уж много миллиардных состояний было сколочено в короткий срок российскими чиновниками под завесой бермудских и иных тайн!

Как известно, у американской юстиции и международных органов есть большие возможности выйти на истинных кукловодов, создавших «прачечную» по отмыву предполагаемых преступных доходов под прикрытием IPOC и аффелированных фирм. Что нас ждет тогда? Реабилитация честного имени министра? Или, напротив, новый громкий скандал с «российской мафией» и разоблачением высокопоставленного чиновника из «питерского окружения» Владимира Путина?
Такими разоблачениями ни Запад, ни нас, конечно, не удивишь. Только нужен ли этот «бермудский скандал» с Рейманом России? Тем более, в самый разгар выборов и острой политической ситуации в стране…»
http://og.ru/articles/2007/11/20/26810.shtml

«Общая газета.ru»

Реакция на скандал. «Ведомости»: Человек недели. А нам все равно

«В мае 2006 г. у Леонида Реймана были все основания подать в отставку»

«На прошлой неделе имя российского министра информтехнологий и связи было затронуто в связи с подозрениями в отмывании средств. На сей раз — генпрокурором Британских Виргинских островов (BVI) Терренсом Уильямсом, который попросил минюст США оказать помощь в расследовании деятельности бермудского фонда IPOC.

Еще в мае 2006 г. коммерческий арбитраж Цюриха, рассматривавший претензии IPOC на 19,4% «Мегафона», отказался удовлетворить их, поскольку счел, что истец занимался противозаконной деятельностью — отмывал деньги в интересах своего бенефициара, «предполагаемого свидетеля номер семь».
По содержащемуся в решении суда описанию (чиновник российского правительства, много лет возглавлявший совет директоров «Связьинвеста») этот свидетель — копия Реймана. Уильямс в письме подтверждает: «Расследование [проведенное властями BVI] выявило, что Леонид Рейман <...> имеет частный бенефициарный интерес в IPOC и других компаниях этой группы».

Генпрокурор BVI лишь ссылается на «неоспоримые доказательства» причастности российского министра к IPOC, не называя ни одного из них. Не содержит письмо и фактов, свидетельствующих о нелегальности бизнеса IPOC. Впрочем, конкретики достаточно в решении цюрихского арбитража. Судьи ссылаются на свидетельские показания, припоминают «предполагаемому свидетелю номер семь» историю с размыванием доли полугосударственного «Центрального телеграфа» в капитале «ЦТ-мобайл» (до 2003 г. владевшей акциями московского «Мегафона») и много чего еще.

Тогда, в мае 2006 г., у Леонида Реймана были все основания подать в отставку. Именно так поступил, к примеру, председатель совета директоров Siemens Генрих фон Пирер, после того как прокуратура заподозрила сотрудников его компании (даже не его лично!) во взяткодательстве. Но Россия не Европа, а Мининформсвязи не Siemens» .
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/11/19/136245

Игорь Цуканов, «Ведомости», №218 (1992), 19.11.2007

Комментарий журнала «Деньги»: История вопроса. Островное право

Журналист Егор Лохмачев в своем комментарии напомнил, что обмен документами между прокуратурой BVI и министерством юстиции США, о котором писала «Wall Street Journal», происходит в рамках разбирательства по иску Леонида Рожецкина.

Пакетное разглашение

«На прошлой неделе газета Wall Street Journal рассказала о письме, направленном прокуратурой Британских Виргинских островов (BVI) в министерство юстиции США. В письме говорится, что министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман владеет "крупным пакетом" акций российских телекоммуникационных компаний через офшорный фонд IPOC, зарегистрированный на Бермудских островах. Главный актив IPOC -- 6,5% сотовой компании "МегаФон".

Это не первый случай, когда господина Реймана называют в числе совладельцев IPOC. Так, в мае прошлого года международный третейский суд, базирующийся в Цюрихе, решил, что Леонид Рейман является бенефициаром IPOC. Сам российский министр неоднократно заявлял, что он не имеет отношения к IPOC: "Обвинения в мой адрес связаны с попытками некоторых участников акционерных войн решить свои корыстные проблемы, оказав на меня давление. Я никогда не являлся бенефициаром фонда IPOC и аффилированных с ним компаний, как бы этого кому-то ни хотелось".

Первоначально цюрихский суд изучал не вопрос принадлежности IPOC, а правомерность сделки между компаниями LV Finance и "Альфа-Эко". В 2003 году первая продала второй 25% акций "МегаФона". IPOC выступил против сделки, заявив, что обладает опционами на выкуп этих акций, причем опционы на момент сделки были частично оплачены. IPOC не удалось отменить сделку, и блокпакет "МегаФона" на нынешний момент принадлежит "Альфе".

Разбирательством в Цюрихе дело не закончилось. В июне прошлого года IPOC нанес ответный удар, подав в окружной суд Нью-Йорка иск на $150 млн к Леониду Рожецкину (владельцу LV Finance), руководителям "Альфа-групп" Михаилу Фридману и Петру Авену, корпорации Alfa Capital Markets и Altimo (управляет телекоммуникационными активами "Альфы"). По существу это дело до сих пор не слушалось. Еще до этого, в декабре 2004 года, прокуратура Москвы возбудила против Леонида Рожецкина уголовное дело за мошенничество в особо крупном размере и хищение у IPOC $40 млн. В прошлом году был выдан ордер на арест бизнесмена, а сам он объявлен в международный розыск.

Иск к Леониду Рейману, говорится в заявлении Леонида Рожецкина, он предъявляет не как к российскому чиновнику, а как к предпринимателю, якобы имеющему нелегальный бизнес за рубежом. Господин Рожецкин требует возмещения убытков в трехкратном размере, всего около $500 млн. Истец утверждает, что "группа Реймана" с 2001 года стремилась получить блокпакет акций ОАО "МегаФон" (25,1%), принадлежавший структуре господина Рожецкина LV Finance. Для этого использовались "коррупционные и противозаконные меры", говорится в заявлении.

В июле 2003 года в результате "вымогательства и психологического давления" LV Finance была "вынужденно и преждевременно" продана по заниженной цене, что привело к потере выгодных связей и перспектив в бизнесе и причинило "огромный экономический ущерб". Эксперты, впрочем, полагают, что господину Рожецкину будет крайне трудно обосновать свои обвинения, не имея таких улик, как записи разговоров или переписка, и поэтому иск скорее призван произвести пиар-эффект».
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=826823

ЕГОР ЛОХМАЧЕВ, журнал "Деньги", № 45(651) от 19.11.2007

Что писал об этом скандале журнал «Эксперт» 29 мая 2006

Министр нон-грата

«Цюрихский арбитражный трибунал признал главу Мининформсвязи Леонида Реймана косвенным совладельцем третьей по числу абонентов сотовой компании РФ «Мегафон» и уличил в «личном обогащении за счет государства». Правда, сама фамилия министра в решении трибунала не фигурирует.

Цюрихский арбитражный трибунал, несмотря на громкое название, по сути, является лишь экспертным советом и не обладает полномочиями предъявлять обвинения или выносить судебные решения. Он не может вызывать свидетелей и оглашать их имена, поэтому все претензии выдвинуты против «свидетеля 7». Как сообщает Reuters, «свидетель 7» был председателем совета директоров «Связьинвеста» в 2001 году, а эту должность тогда занимал именно Леонид Рейман.

Суд заключил, что «свидетель 7» в июне 2002−го и в апреле 2001 года был главным бенефициаром зарегистрированного на Бермудах фонда IPOC. Сейчас фонд владеет 8% акций «Мегафона» и ведет борьбу с «Альфа-групп» за контрольный пакет акций сотовой компании. «Альфа» инициировала расследование Цюрихского трибунала. Леонид Рейман отрицает свою связь с IPOC и «Мегафоном».

«Свидетель 7», который в решении трибунала описывается как высокопоставленный чиновник, не пытался защитить собственность государства при размывании его контрольного пакета в компании «ЦТ-Мобайл», владевшей 65% московского сотового оператора «Соник Дуо» (позднее вошедшего в состав «Мегафона»).

Трибунал также указывает, что «свидетель 7» в 2000 году блокировал выдачу сотовой компании МТС лицензии на работу в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и таким образом пытался вынудить МТС купить компанию «Телеком XXI», которой опосредованно владел IPOC и другие офшоры.

Все это не новость для российских журналистов, отечественные СМИ пишут об этих фактах уже шесть лет. Но впервые «игнорирование своих обязанностей и личное обогащение» чиновника засвидетельствовал высокий международный орган. А его растиражировали все ведущие мировые СМИ. Такого на Западе очень не любят. Так что есть вероятность, что Рейман станет персоной нон-грата».
http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/20/news_ministr_non_grata/

«Эксперт», №20(514)."