Поисковая оптимизация: мусорщики Рунета полны оптимизма
На модерации
Отложенный
Поисковая оптимизация — это уже не забавы программистов-одиночек, а серьезный бизнес с годовым оборотом 100 млн долларов. Оптимизаторы год от года все сильнее паразитируют на интернет-поиске, а поисковики безуспешно пытаются фильтровать их спам и борются за качество поиска. Эта баталия все больше походит на бесконечную войну пули и брони. Таковы выводы состоявшейся на днях конференции «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в интернете».
Cловосочетание «поисковая оптимизация» — типичный пример «птичьего» языка, характерного для тусовок специалистов узкого профиля. Те, о ком пойдет речь ниже, называют свое занятие аббревиатурой SEO – search engine optimization, то есть оптимизацией сайтов под поисковые движки. Именно благодаря их деятельности, что бы вы ни искали сегодня в Интернете, наиболее популярные поисковые системы на первом экране будут обязательно показывать предложения что-нибудь приобрести. В действительности, хотя цель у всех оптимизаторов одна – сделать так, чтобы сайт клиента находился в выдачах интернет-поисковиков как можно выше, методы SEO-специалистов весьма многогранны. Кто-то меняет на сайте заказчика структуру, кто-то оптимизирует код, на котором сайт написан, кто-то заполняет сайт релевантным контентом, а затем этим контентом управляет, а кто-то практикует и менее цивилизованные методы. Индустрия называет такие приемы «черной оптимизаций», а по сути это хитроумное «заспамливание» поисковых систем рекламным мусором заказчиков.
Вообще говоря, как показал прошедший форум, среднестатистическое лицо труженика поискового, да и вообще российского Интернет-бизнеса последние годы все ближе и ближе к американскому стандарту. Бородатые программисты эпохи ламповых компьютеров и первых мейнфреймов, эпатажные в своей небрежности, стремительно уходят в прошлое: в зале собрались юноши и девушки 23−27 лет, по большей части в джинсах и казуальных свитерках, с массивными коммуникаторами на поясе, ноутбуками на коленях и миниатюрными bluetooth-гарнитурами в ушах. Всего, как отмечает пиар-директор компании «Ашманов и партнеры» Валентина Щедрина, форум в первый день посетили более 1100 человек, «что ставит её на первое место среди всех российских мероприятий с веб-тематикой». Все залы, где проходила конференция, были «засвечены» сигналом wi-fi: специалисты по «оптимизации» Рунета вне Сети буквально не мыслят своей жизни. Впрочем, некоторые отложили свои лэптопы в сторону, задумчиво листая сборник материалов по поисковой оптимизации, выпущенный организаторами – компанией «Ашманов и партнеры». Книжку организаторы бесплатно раздали всем делегатам, а вот автору этих строк предложили купить аж за 1500 рублей. Такая цена удивления вызывать не должна: на рынке поисковых оптимизаторов самые вкусные куски денежного пирога достаются самым находчивым и осведомленным, а знания здесь стоят совсем недешево.
Впрочем, знания эти уже неплохо окупаются: несмотря на относительно юный состав участников, индустрия поисковой оптимизации уже выходит из младенческих штанишек былых лет. По оценкам Иван Севостьянова, гендиректора Webprojects.ru, оборот рынка оптимизации составит в 2007 году порядка 100 млн долларов (в то время как рынок поисковой рекламы, который делят между собой такие гиганты Рунета как «Яндекс», «Бегун» и Google, в прошлом году лишь незначительно превысил эту сумму). При этом на рынке действуют около 200 компаний и свыше 2 тысяч независимых фрилансеров.
Вектор развития оптимизаторам задают прежде всего поисковики, «подстраиваясь» под алгоритмы которых сетевые специалисты и пополняют свои карманы. А конкуренция между поисковиками все выше и выше. Андрей Иванов, один из первых российских оптимизаторов, охарактеризовал ситуацию в Рунете как взрывоопасную. С одной стороны, на рынке уже сложилась своя тройка лидеров – «Яндекс», Mail.ru и Rambler, с другой – все агрессивнее наступают новые игроки. Сначала Google решил рекламировать в Интернете свои сервисы, следом «Яндекс» ответил тем, что запустил рекламную кампанию в оффлайне, а Microsoft, хоть и не начал пока масштабно рекламироваться, пообещал вырваться в тройку в ближайшие несколько лет. Между тем одних только рекламных усилий поисковикам скоро уже не хватит, чтобы удерживать любовь своих пользователей. Чем больше мусора поисковики выдают в результатах поиска, тем острее встают проблемы качества поиска и доверия пользователей. Как отметил Андрей Иванов, когда основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж создавали свою систему PageRank (которая ставит выше в поиске те сайты, на которые в Интернете ссылается больше всего сайтов), понятия «неестественная ссылка» просто не существовало.
Однако веб-мастера очень быстро научились торговать ссылками на сайты, требующие продвижения, а оптимизаторы — создавать целые гроздья пустых сайтов со ссылками на продвигаемые ими ресурсы.
Так что главный вызов поисковиков сегодня – научиться искать «умнее», глубже и точнее понимая своих пользователей, а также фильтруя спам. Во-первых, это значит всегда находить те сайты, которые в первую очередь ассоциируются у пользователей с их запросом (например, как заметил Алекс Экслер, известный деятель Рунета, странно, когда поисковик на запрос «анекдот» не находит сайт «Анекдот.ру»). Во-вторых, научиться бороться с поисковым спамом. И в-третьих, научиться понимать запросы пользователей, сделанные с ошибками, и давать им подсказки по таким запросам. К сожалению, по всем этим категориям поисковики пока далеки от совершенства: самые очевидные сайты нередко находятся не на первых строках поисковых выдач, война с рекламным мусором в самом разгаре, а в сфере подсказок и вовсе непаханое поле. Так, всего одна ошибка в запросе известной песни «Бесса ме мучо» наводит на подсказку «бег сами мочу», а взамен интернет-энциклопедии Wikipedia при поиске на слово «викепедия» поисковики предлагают подсказку «вике педик». Главный же вывод, который Андрей Иванов сделал из грядущей «войны за качество поиска», это то, что оптимизаторам Рунета следует не подстраиваться под алгоритмы поиска, а учиться предвидеть, в каком направлении те будут меняться.
Некоторые серьезные заявления сделали и поисковики. Так, Евгений Ломизе, руководитель отдела рекламных технологий «Яндекса» проанализировав рынок контекстной рекламы в Рунете, сделал сенсационное заявление. По данным «Яндекса», его ведущий конкурент – Google осуществляет сегодня 47% всех показов контекстной рекламы в Рунете, при этом на «Яндекс» и «Бегун» приходится по 26% и 27% показов соответственно. «Благодаря своей волшебной харизме Google собрал в Рунете больше партнеров, чем «Яндекс», хотя они до сих пор платят своим партнерам чеками, что крайне неудобно. Мало того, у них почти ничего для развития этого направления не делают, а у нас целые отделы работают по привлечению партнеров», — считает Ломизе. Еще одно наблюдение «Яндекса» показывает, что порядка 20−25% всех сайтов в контекстных сетях поисковиков — сомнительные, или проще говоря – спамерские, а на языке специалистов – «дорвеи».
Чтобы бороться со всеми этими напастями и завоевывать доверие пользователей, поисковики обещают улучшать качество поиска. Так, тот же «Яндекс» рассказал о том, что в его штате состоят уже сотни специально обученных асессоров, то есть оценщиков качества поиска. Они выполняют ежедневно тысячи разных запросов и оценивают выдачу «Яндекса» по нескольким сложным шкалам и метрикам, чтобы затем компания могла корректировать работу своего поискового алгоритма. Куда более громкое заявление сделал Аркадий Морейнис, руководитель отдела поиска «Рамблера»: в рамках новой концепции «вертикальный поиск» «Рамблер» начал тестировать новую систему поисковой выдачи. Главная проблема, которую «Рамблер» выделил в поиске такова. Поисковик никогда не знает, что именно ищет пользователь, делая короткий запрос из одного-двух слов: товар, новость, сайт или что-то еще – и поэтому выдает все результаты вперемешку, либо предлагает щелкать по соответствующему разделу в поиске. А это потери времени. Чтобы решить эту проблему, «Рамблер» взамен уже привычного списка со ссылками будет делать выдачу результатов сразу в нескольких множествах: интернет-сайты, новости, погода, товары, гороскопы, карты – и все в одном окошке, чтобы пользователю не приходилось бегать со страницы на страницу. Со временем число множеств будет расти.
Публика, конечно, усомнилась в пользе такой инновации, тем более, что поиск по категориям давно реализован и у «Яндекса», и у Google. Но Аркадий Морейнис уверенно отклонил все сомнения: «В продуктах компании Apple тоже нет ничего революционного: что в iPod, что в iPhone — только удобство, простота и брэнд». По словам Аркадия, «Рамблер» планирует стать в мире поиска тем же, чем стала Apple Стива Джобса в мире компьютеров и портативной техники. Интересно, в какой роли видят себя тогда «Яндекс», Mail.ru, Google и Microsoft? В этом году рынок интернет-рекламы может приблизиться к 400 млн долларов, в следующем — вырастет от полутора до двух раз, а значит битва за рынок развернется серьезная, без шуток.
Комментарии