ОПЕК: Добыча нефти близка к максимуму - а цены будут только расти
На модерации
Отложенный
В воскресенье в Саудовской Аравии завершилась встреча руководителей государств, входящих в Организацию стран экспортеров нефти. На саммите в Эр-Рияде поставщики "черного золота" обсуждали свое будущее и стратегию поведения. ОПЕК отказалась от прямых угроз, но предупредила, что и $100 за баррель нефти не слишком высокая цена для мира, в котором наращивать добычу нефти становится все сложнее.
Саммит ОПЕК - это встреча глав государств, входящих в картель. В отличие от встреч на уровне министров, которые проводятся регулярно для определения текущих квот добычи, саммит, на который приезжают лидеры стран, событие редкое. За 47 лет существования ОПЕК он проводится лишь в третий раз, что само по себе говорит о важности события. На встречу приехали почти все - собрались 11 глав государств. Не удостоили своим посещением Эр-Рияд лишь руководитель Ливии Муамар Каддафи и индонезийский лидер Сусило Бамбанг Юдхойоно. Тем не менее, их отсутствие не помешало работе саммита и принятию заключительной декларации.
Итоговый документ саммита, принятый по окончании встречи, выдержан в предельно корректном тоне, и, в общем, не содержит никаких сенсаций. ОПЕК как всегда обязуется поддерживать стабильную добычу, разумные цены на нефть и растущие инвестиции в увеличение добычи. Со стороны потребителей нефти экспортеры хотели бы видеть прогнозируемую и прозрачную энергетическую политику, а также готовность к диалогу с поставщиками. Кроме того, ОПЕК уделила внимание экологическим аспектам. В общем, ничего нового в итоговой декларации члены ОПЕК не сказали, все самое интересное осталось за рамками документа.
Мировая революция
Основными провокаторами саммита стали главы Венесуэлы и Ирана. Уго Чавес и Махмуд Ахмадинежад работали "в связке". Чавес призвал членов ОПЕК снова превратить нефтяной картель в политическую организацию, каковой она и задумывалась почти полвека назад. Чавес говорил об "ОПЕКе ради геополитики, ОПЕКе ради революции".
В частности, Чавес призвал организацию экономическими методами защищать участников от давления других стран, например, обеспечить поддержку Ирану в противостоянии с США. Сам лидер Ирана также агитировал за жесткие меры. Ахмадинежад высказался за отказ от американской валюты как единицы расчета за нефть. По его мнению, падающий курс американского доллара по отношению к корзине валют негативно сказывается на экономике нефтеэкспортирующих стран.
Пламенные призывы нефтяных революционеров не нашли отклика в сердцах остальных более консервативных членов ОПЕК. Обострять отношения с США и Европой, а также отказываться от американской валюты ОПЕК не собирается, однако это не значит, что Запад может расслабиться.
Ни один из выступавших не сомневается, что цены на нефть будут расти дальше, а психологический барьер в $100 за баррель нефти - это лишь начало.
$100
Острую тему цены нефти первым поднял Уго Чавес, который предупредил весь мир, что, если США "будут настолько безумны, что развяжут войну в Иране", то цена нефти может достигнуть и $150, и $200. Более того, по словам Чавеса, нынешняя, близкая к $100, цена является "справедливой". При этом тезис о "справедливости" поддержали не только соратник Чавеса - Ахмадинежад, но и наиболее консервативно настроенные члены ОПЕК.
В частности, председательствующий на саммите король Саудовской Аравии Абдала заявил, что нефтяные цены, если учитывать инфляцию, "еще не достигли уровня 1980-х гг.". В целом, общее убеждение, что нефть дешеветь не будет, в той или иной форме, выразили все участники саммита.
Потолок добычи
Между тем, пока ОПЕК обещает адекватные инвестиции в добычу, все больше руководителей крупнейших западных нефтяных компаний говорят о том, что рост производства нефти вечно продолжаться не может, и уже в ближайшие 5-10 лет объемы мировой добычи перестанут расти.
В настоящий момент, в мире добывают около 85 млн баррелей нефти в день, пишет газета The Wall Street Journal. В среднем с 1966 г. добыча растет на 2,3% в год. Однако с каждым годом увеличение добычи дается все сложнее. Это объясняется истощением и удорожанием добычи на действующих месторождениях и усложнением поиска новых месторождений. Свою лепту вносит и то, что в эпоху низких цен на нефть компании недостаточно вкладывали в разведку.
В результате в ближайшем будущем неизбежно настанет момент, когда добыча нефти выйдет на плато - объемы не будут снижаться, но и не будут больше расти. По поводу того, на каком уровне и когда будет достигнуто плато, единства среди участников рынка нет.
Так, глава компании ConocoPhillips Джеймс Мальва заявил, что мировая нефтяная отрасль вряд ли сможет перейти уровень добычи в 100 млн баррелей в сутки. Причем порогового значения добычи рынок может достигнуть уже в 2012 г. С его мнением согласен председатель Национальной нефтяной корпорации Ливии. Точно такую же оценку дает и Кристоф де Маржери, глава компании Total SA. По его словам прогнозы Международного энергетического агентства, по которым добыча нефти к 2030 г. может достигнуть и 120 млн баррелей в сутки, явно завышены.
Комментарии