Государственная дума IV созыва ушла в историю
На модерации
Отложенный
Государственная дума IV созыва ушла в историю. 16 ноября состоялось последнее пленарное заседание осенней сессии. Теперь депутаты на две недели покинут здание на Охотном ряду для предвыборной работы в регионах, но многие из них — навсегда. Какие законы оставили после себя народные избранники, вспоминает «Эксперт Online».
оследняя пленарка пошла спокойно, в рабочей обстановке. Под финал сессии депутаты приняли сразу в двух чтениях так называемый Большой олимпийский законопроект, который позволяет президенту России на время игр в Сочи в 2014 году ввести особый режим безопасности, а также определяет особенности осуществления рекламной и торговой деятельности, и регулирует вопросы предоставления земельных участков для строительства спортивных объектов.
Впрочем, спокойствие и предсказуемость – это вообще основная черта нынешнего парламента. Ни громких скандалов, ни жарких споров; «парламент не место для дискуссий», — точнее, чем это сделал в свое время ее спикер, работу IV Думы не опишешь. Она стала последней, где присутствовали депутаты-одномандатники и первой, где было сформировано конституционное большинство.
Подводя итоги минувших четырех лет, Борис Грызлов подчеркнул, что «такой конструктивной совместной работы депутатов с президентом и членами правительства, как в эти 4 года, еще не случалось». По его словам, народные избранники не просто принимали законы, они создавали правовую систему новой России. Госдума за четыре рассмотрела 2712 законопроектов, и приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов. Чем же осчастливили нас депутаты? Попробуем вспомнить.
Для политического устройства современной России деятельность IV Думы стала поистине революционной. Именно благодаря депутатам текущего созыва их преемники впервые будут избираться только по партийным спискам, а на выборах не будет ни порога явки, ни графы «против всех». Кроме реформы избирательного законодательства была проведена реформа партийной системы, направленная на усиление ее роли. А с отменой прямых губернаторских выборов укрепилась вертикаль власти. Четвертая дума – это ужесточение наказания за экстремистскую деятельность, это закон о некоммерческих организациях, в том числе ограничивший деятельность западных фондов, это создание общественной палаты.
«Все эти меры способствовали реальному, а не демагогическому укреплению институтов государственной власти, увеличился уровень их предсказуемости», — сообщил «Эксперт-Online» глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. По его мнению, IV Дума заложила основу стабильного развития страны, парламент нового созыва уже будет решать вопросы «качественного улучшения» в тех или иных отраслях.
Кстати, в ужесточении законодательства IV Дума отличилась особо. Кроме антиэкстремистского пакета законов были приняты поправки в КоАП, серьезно изменившие систему наказаний за нарушение правил дорожного движения. Не успели ужесточить только Закон референдуме. Фактически запрещающий плебисцит проект так и остался принятым лишь в первом чтении.
Серьезному реформированию подверглась и социальная сфера. Отменен налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, повышены детские пособия и стипендии, надбавки кандидатам и докторам наук, а женщины по рождению ребенка будут получать 23 тысячи рублей.
Впрочем, не представима IV Дума и без 122−го закона о монетизации льгот, выведшего на улицы зимой 2005 года тысячи протестующих людей. Левые депутаты до сих пор клеймят монетизацию чуть ли не как главное российское зло. «Депутаты фракции «Единая Россия» не только не выполнили обещаний, которые давали гражданам перед прошлыми выборами, но и наоборот: напринимали все, что в общественном мнении вызывало и вызывает отторжение», — заметил зампред фракции КПРФ Иван Мельников. Кроме того, по его словам, за этой Государственной Думой провалы пенсионной и административной реформы. Эсеры высказываются осторожнее и, вспоминая неудачи монетизации, вместе с тем подчеркивают серьезность изменений социального положения россиян. Единороссы, в свою очередь, говорят о том, что в 122−й закон был поначалу недоработан, но сейчас уже начал давать позитивные результаты. Да и отвечать за его провалы должны не думцы, а экс-глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов. А он, как известно, уже в отставке. Кроме того, нельзя не вспомнить принятие законов о реформе ЖКХ. Тоже фактически проваленной.
Что еще? IV Дума – это переход на год службы по призыву и продолжение армейских реформ.
Внешнеполитическая деятельность депутатов этого созыва была, возможно, не столь яркой, как у их более политически самостоятельных предшественников, зато президентский курс они поддерживали без колебаний – примером тому единогласное голосование за выход из ДОВСЕ.
И, конечно же, пакет экономических законов, который окончательно оформил переход России на рельсы государственного капитализма. Весной 2007 года впервые принят трехлетний федеральный бюджет (сейчас его многие называют чуть ли не главным достижением работы IV Думы), закрепивший переход на среднесрочное бюджетное планирование, созданы новые институты экономического развития — Инвестиционный фонд, объем которого в 2007 году составил 110 миллиардов рублей, а к 2010 году возрастет почти до 400 миллиардов рублей, «Российская венчурная компания» с капиталом в 15 миллиардов рублей, а также «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». Еще одной новацией стало массовое создание государственных корпораций в базовых отраслях – «Российской корпорации нанотехнологий», «Ростехнологий», «Росатома», госкорпораций в авиапроме и судостроении. При этом законодателей мало смущал тот факт, что все они фактически выведены из под контроля главы правительства и напрямую подчинены президенту.
Тем не менее, председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский выделил два других важнейших, по его мнению, закона. Как он сообщил «Эксперт-Online», это принятый в третьем чтении закон о саморегулируемых организациях, который создает принципиально иную форму государственного регулирования не через лицензирование, а через саморегулирование. Закон создает правовую основу для существования профессиональных организаций, которые занимались бы вопросами и контроля, надзора за действием своих членов, и самое главное – стандартизацией этой сферы.
Крайне важным, считает Плескачевский, также было принятие закона, который позволил хозяйствующим субъектам выкупать земельные участки под своими предприятиями за 2,5% от кадастровой цены. Этот закон позволил сформироваться единому объекту недвижимости, что создало условия для большей конкурентоспособности, кредитоспособности бизнеса.
Павел Медведев, первый зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, заявил «Эксперт-Online», что период с декабря 2003 года и все время работы IV Думы были самыми плодотворными в сфере улучшения банковского законодательства. Ведь реализация «Закона о страховании вкладов», принятого в самом конце работы Думы предыдущего созыва, пришлась на эти четыре года, в течение которых было необходимо устранить некоторые шероховатости, выявленные практикой его применения. Депутат напомнил, что не прошло и года после принятия этого закона, как минимальная сумма, гарантированная государством, выросла со 100 тыс. рублей до 200 тыс. рублей, а сейчас превышает 400 тыс. рублей. В сочетании с принятым позднее законом о банкротстве банков это привело к тому, что люди уже перестали бояться вкладывать деньги в банковские учреждения, окончательно прошел страх, вызванный дефолтом 98−го года. Впрочем, будущим депутатам остается немало работы. Это и принятие большого пакета законов, направленных на борьбу с рейдерством, и законы о потребительском кредите, о коллекторских агентствах и о банкротстве физических лиц.
А вот по игорному бизнесу уже нанесен сокрушительный удар. Трогательная депутатская забота о нравственности российских граждан вылилась в принятие запрета такого рода деятельности на всей территории страны за исключением 4−х специально выделенных регионов. Вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин даже назвал принятые за четыре годы законы «законами прямого действия».
Были в IV Думе, как ни странно, и конфликты. Как сообщил «Эксперт-Online» глава фракции «Справедливая Россия» Александр Бабаков, лично ему запомнилась борьба за сохранение знамени победы. Конституционные большинство проголосовало за закон, заменяющий знамя символом, но его вначале отклонил Совет федерации, а потом Президент.
Сегодня это все в прошлом: депутаты, наверное, уже отмечают… Больше половины из тех людей, которые работали в IV Государственной думе, в свои кабинеты уже не вернутся. Многие «единороссы» не были включены в списки, остальные – просто могут не преодолеть 7% барьер, тоже, кстати, введенный в этот созыв. И после 2 декабря нас ждет уже совсем другой парламент.
Комментарии