ФБР утверждает, что охранники Blackwater беспричинно убили 14 иракцев
На модерации
Отложенный
Агенты ФБР, расследующие инцидент 16 сентября, в ходе которого сотрудники частной охранной фирмы Blackwater застрелили 17 иракских мирных граждан, пришли к выводу, что как минимум в случае 14 жертв оснований для обстрела не было, так что действия охранников нарушали устав о применении смертоносных средств, которому должны следовать частные фирмы, осуществляющие в Ираке охранную деятельность по контрактам. Так утверждают гражданские и военные официальные лица, ознакомленные с ходом дела.
Расследование ФБР по делу об убийстве иракцев в Багдаде до сих пор не закончено, но его результаты, указывающие, что сотрудники Blackwater небрежно использовали смертоносные средства, уже рассматриваются министерством юстиции США.
Сторона обвинения пока не решила, будет ли она стремиться предъявить обвинение участникам инцидента, и некоторые официальные лица высказываются о ситуации пессимистически, сомневаясь, что в уголовном кодексе найдутся статьи, по которым прокуратура могла предъявить кому-либо из сотрудников Blackwater обвинения в преступном причинении вреда. Пресс-службы министерства юстиции и ФБР отказались прокомментировать вопрос.
Возможно, это дело станет одним из первых заковыристых дел, которые предстоит рассматривать Майклу Б. Мьюкесею, на прошлой неделе официально вступившему в должность генерального атторнея. Ему придется серьезно подумать, отказываться ли от возбуждения судебного дела на основании ряда юридических моментов в то время, как Конгресс возмущается неспособностью администрации США привлечь частные охранные фирмы, работающие по контрактам, к ответственности за их правонарушения.
Член Палаты представителей Дэвид И. Прайс (демократ, Северная Каролина), автор законопроекта, согласно которому под действие уголовного права США должны попадать фирмы, действующие по контрактам с государством за границей, сказал, что министерство юстиции должно кого-либо привлечь к ответственности за убийство.
"Тот факт, что закон несовершенен, а это определенно так, – заявил Прайс, – не может служить оправданием для того, чтобы подобные уголовные преступления оставались безнаказанными. Надеюсь, что новый генеральный атторней отнесется к этому делу как к приоритетному. Он должен возвестить американскому народу и всему миру, что мы поддерживаем принципы правового государства и намереваемся разобраться с этим делом".
Следователи пришли к заключению, что максимум 5 охранников из штата Blackwater открыли огонь во время инцидента, причем по крайней мере некоторые из них стреляли из автоматического оружия. Следователи обратили особое внимание на одного охранника, именуемого как "стрелок турельной установки номер 3", который выпустил много очередей и виновен в гибели нескольких человек.
Следователи не обнаружили доказательств в подтверждение показаний сотрудников Blackwater, утверждавших, что гражданские жители Ирака их обстреляли. Этот вывод резко противоречит первоначальным заявлениям руководства Blackwater о том, что их сотрудники открыли огонь в целях самозащиты и три автомобиля компании пострадали при обстреле.
Представители правительства сообщили, что перестрелка началась, когда охранники открыли огонь в ответ на выстрелы других бойцов своего подразделения, ошибочно предположив, что на них напали. Один из источников в администрации сказал: "Я не назвал бы это бойней, но говорить, что стрельба не имела под собой оснований, – это еще мягко сказано".
Агенты ФБР заключили, что из 17 убийств три, по-видимому, можно считать оправданными в соответствии с уставом, позволяющим применять смертоносные средства в ответ на непосредственную угрозу. Следователи сделали вывод, что охранники Blackwater, возможно, сочли опасным белый седан Kia, по которому они открыли огонь, – дело в том, что эта машина двинулась к площади Низур после того, как движение было приостановлено, чтобы пропустить кортеж из четырех бронированных автомобилей Blackwater.
Два человека, находившиеся в седане Kia, погибли. Это были Ахмед Хайтем Ахмед и его мать Мохассин, врач по профессии. По словам родственников, они ехали по семейным делам и не представляли опасности для кортежа Blackwater.
Следователи отметили, что охранники Blackwater, возможно, сочли опасным третьего, неопознанного, иракца, который был убит неподалеку. Однако следователи установили, что последующее убийство 14 иракцев, многие из которых были застрелены уже во время попытки скрыться с места перестрелки, было безосновательным.
Согласно правилам применения огнестрельного оружия, регулирующим деятельность всех сотрудников Госдепартамента США и лиц, работающих по контракту с ним, смертоносные средства могут применяться "только в ответ на непосредственную угрозу или нанесение серьезного телесного вреда самому физическому лицу, тех, кто находится под защитой этого физического лица или другим физическим лицам".
Отдельное расследование инцидента 16 сентября, проведенное военными, пришло к выводу, что все убийства были неоправданными и потенциально преступными. Один из военных следователей сказал, что ФБР великодушно обошлась с Blackwater, квалифицировав хотя бы одно из убийств как обоснованное.
Пресс-секретарь Blackwater Энн И. Тиррелл сказала, что воздержится от комментариев, пока ФБР не опубликует свои выводы.
Хотя следователи уверены в верности общих выводов, их удручают проблемы с вещественными доказательствами, затрудняющие работу. Следователи приехали более чем через две недели после инцидента и не смогли реконструировать картину преступления – осуществить рутинную процедуру для расследования инцидентов с применением огнестрельного оружия в США.
Даже точное число погибших остается под сомнением, поскольку очень сложно выстроить цельную картину произошедшего за эти тридцать минут хаотичных событий на оживленной площади. Более того, следователи не могут полагаться на фотографии или видеосъемку места преступления, поскольку они не уверены, что тела или автомобили не были перемещены.
Тела некоторых жертв осмотреть не удалось. Гильзы, подобранные на перекрестке, нельзя определенно связать с данным инцидентом, так как, как выразился один источник из числа официальных лиц, "город просто завален гильзами".
Вдобавок следователи не получили доступа к показаниям сотрудников Blackwater, которые допрашивались следователями Госдепартамента под условием, что эти документы не будут использованы в целях какого-либо уголовного расследования, подобного тому, которое проводится ФБР.
Более ранний случай, касающийся Blackwater, указывает на сложности, с которыми может столкнуться министерство юстиции, решая, в какой форме предъявлять – если вообще предъявлять – обвинения в связи с убийствами 16 сентября. Сотрудник Blackwater, охранник Эндрю Дж. Мунен – единственный подозреваемый по делу об обстреле 24 декабря одного из телохранителей вице-президента Ирака.
Следователи располагают показаниями свидетелей и заключением судебно-медицинской экспертизы, орудием преступления и подробной хроникой событий, составленной военными и сотрудниками частной фирмы, работающей по контракту.
Но прошло почти 11 месяцев, а обвинения так и не предъявлены. По словам официальных лиц, работники прокуратур Вашингтона и Сиэтла обсудили ряд вариантов, но так и не разобрались, как именно привлечь подозреваемого по делу к ответственности.
Адвокат Мунена, Стюарт П. Райли из Сиэтла, сказал, что не имел никаких бесед об этом деле с федеральной прокуратурой.
Некоторые законодатели и специалисты по юриспруденции отмечают, что инцидент 16 сентября подчеркнул необходимость прояснить законы, регулирующие деятельность вооруженных людей из частных фирм, работающих по контрактам, в зоне боевых действий. Действия лиц, работающих по контрактам с министерством обороны, подпадают под Акт о правовом регулировании действий военных за пределами США (MEJA), но многие, в том числе высокопоставленные сотрудники Госдепартамента, полагают, что этот закон не распространяется на такие фирмы, как Blackwater, работающие по контрактам с другими правительственными ведомствами, в том числе с Госдепартаментом.
Законопроект, предложенный Прайсом, распространит нормы MEJA на всех, работающих по контрактам в зонах боевых действий. В октябре Палата представителей приняла этот закон (389 "за", 30 "против"), и теперь он находится на рассмотрении в Сенате.
Прайс сказал, что этот закон не имеет обратной силы, так что его нельзя применить к делу 16 сентября. Однако, отметил он, охранников, которые убили иракцев, необходимо привлечь к ответственности на основании Акта о военных преступлениях или какого-либо другого закона.
Комментарии