России не нужно ее культурное наследие?
Только что нашу выставку снимала программа "Парламентский час" с РТР. У них к заседанию Госсовета об охране наследия должен выйти соотвествующий сюжет. Милая дама перед началом съемки доверительно спросила:
- А скажите, только честно, что нужно сделать, чтобы ситуация с охраной памятников изменилась?
- Честно?... Только если президент по телевизору прикажет всем любить памятники, охранять их и восстанавливать.
Дама энергично закивала:
- Вот! Точно! Как здорово, я и сама так думала.
Но на камеру мы говорили другие слова, об ответственности бизнеса и государства, о просвещении масс, о законах и т.д.
Когда оператор направил камеру на планшеты с рухнувшими и сгоревшими церквями, дама пресекла съемку:
- Нет, церкви не снимай. Они нам не нужны. Только усадьбы.
Оно понятно, у них основной пафос сюжета в проблемах усадебных музеев, у которых отнимают землю и уродуют пейзажи. А я вспомнил разговор с корреспондентом НТВ Костей, когда мы летом снимали с ними сюжет о разрушающихся дворянских гнездах. Костя просил меня назвать примеры, когда какой-нибудь олигарх превратил купленную усадьбу в безобразный диснейленд. Я ему говорил, что как раз с усадьбами таких примеров нет (потому что олигархи их не востанавливают совсем), а вот примеров уродства храмов невежественными священниками пруд пруди. На что Костя тут же воскликнул:
- Нет, церковь мы не можем трогать. Совсем.
- А кто формулирует этот запрет? руководство канала?
- Нет, я бы сказал, сам русский народ.
- ??????????
- Просто, если мы будем опускать еще и церковь, то у людей совсем ничего святого не останется. Нельзя. А так вообще я понимаю, что там полный ужас творится. Я сам из Рязани родом, прекрасно знаю, как вышвырнули из кремля музей, и что епархия делает с памятниками. Но говорить об этом нельзя.
И немного из доверительных разговоров со своим собственным начальством, которое ходит на разные заседания-совещания и потому все знает какбэ из первых уст.
На заседании московского правительства должны были увеличить полномочия главы Москомнаследия Шевчука, но в послений момент это пресек сам Юрий Михалыч.
- Мы создали комитет по охране памятников, вот пусть и охраняет памятники. А передавать права на аренду и вообще как-то усиливать этот комитет не стоит. Ведь они тогда весь город памятником сделают, а нам этого не надо. Памятников больше не нужно, мы этого не допустим.
Один из руководителей Росохранкультуры нервно поморщился при упоминании ЮНЕСКО:
- От этой ЮНЕСКО одни проблемы. Матвиенко свечку поставит в храме, если ее Питер выкинут из списка всемирного наследия. Можно сказать, она этого добивается.
В Большом театре полностью разобрана сцена, о которой Плисецкая говорила, что это самая удобная сцена в мире для балета (уклон, покрытие и прочие тонкости, важные только танцорам). Все будет сделано заново. И еще вот какой разговор якобы был в руководстве реконструкции Большого:
- Живопись на плафонах в зале надо реставрировать. Кто? Почем?
- Не, реставрацию звать не будем. Нужно подрядить студентов-художников. На серьезную реставрацию у нас уже бюджета нет, а новый не дадут. И так дело заведено.
Сегодня утром решился вопрос о Кижах. Их решено полностью разбирать и собирать заново. Идущая давно реставрация без разборки зашла в тупик.
- Но ведь какой ужас вызовет у всех отсутствие храма на своем месте! Вы представляете, какая волна протеста поднимется?
- Все сделают так, что никто не увидит. Закроют все большим каркасом с плотной сеткой, как будто храм там стоит. Вопрос уже решен.
Афигеть..... Так и живем. Все все знают, все все понимают...
Комментарии