США под давлением Германии отказались от идеи решить иранскую проблему военными методами
На модерации
Отложенный
Буш и Меркель договорились, что иранский ядерный вопрос будет решаться «исключительно дипломатическим путем». Бомбежки ядерных объектов, на которые уже не раз намекали Штаты, очевидно невыгодны Берлину, так как обрушат стабильность на всём Ближнем Востоке и в очередной раз взвинтят мировые цены на нефть. Однако в вопросе санкций против Тегерана Берлин встал на сторону Вашингтона. Москва по-прежнему против.
Соединенные Штаты неожиданно сменили риторику. Отныне Белый дом воздерживается от идеи проведения в Иране военной операции. Хотя еще в начале осени по Вашингтону курсировали слухи о том, что бомбежка иранских атомных объектов намечена на грядущее лето.
Слухи подкрепляла принятая сенатом резолюция, признававшая Корпус стражей Исламской революции террористической организацией, и многочисленные заявления Джорджа Буша с прозрачными намеками на «третью мировую войну».
Однако в воскресенье госсекретарь Штатов Кондолиза Райс неожиданно заявила, что Джордж Буш отнюдь не стремится развязать войну с Ираном, более того – «привержен дипломатии».
Что касается КСИР, элитного военного подразделения Исламской Республики, то принятая по нему резолюция лишь «говорит о необходимости принять решительные меры против Ирана, что и сделали», пояснила Райс в интервью телеканалу ABC.
Дальше – больше. Оказывается, Вашингтон всё это время обеспечивал для Тегерана «стимулы» «отказаться от топливного цикла, от обогащения и переработки», благо «это может привести к технологиям по созданию ядерного оружия». «И иранцы должны это сделать», – резюмировала госсекретарь.
Столь резкую перемену настроений в администрации президента США наблюдатели связывают с визитом на ранчо Джорджа Буша канцлера Германии Ангелы Меркель. Ведь еще накануне неофициального визита Меркель Буш заявлял буквально следующее: «Знаете, если вы хотите испытать третью мировую войну, то вам лишь следует напасть на Израиль с помощью атомной бомбы». Слова эти явно были адресованы президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду.
Комментируя предстоящие переговоры с Меркель, президент США вывел: «Я сказал, что настало время действовать».
Но Меркель, судя по всему, удалось перетащить хозяина Белого дома на свою сторону. В интервью газете Berliner Zeitung, предварявшем посиделки на ранчо Буша, фрау канцлер подтвердила, что будет «искать дипломатическое решение вместе с нашими партнерами».
Более того, Германия «никогда полностью не прекратит торговых контактов с Ираном» и выступает против введения ЕС или США односторонних санкций. Меркель выразила надежду, что при обсуждении своей позиции найдет у Буша «открытые уши».
«Я надеюсь на дипломатическое решение ядерной проблемы Ирана и приложу все силы для его достижения. Я уверена, что президент Буш серьезно учтет эту позицию», – подытожила канцлер.
Можно предположить, что эти заявления Меркель были адресованы не столько Бушу, сколько немецким социал-демократам. Правительство Меркель, как известно, коалиционное, и если возглавляемые ею христианские демократы хоть как-то допускают радикальный вариант бомбежек Исламской Республики, то в СДПГ четко доминирует дипломатическая линия. А в СДПГ, в частности, состоит министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Озвучила Меркель газете и поле для компромисса. Германия все-таки «может поддержать введение более широких и жестких санкций против Тегерана в случае провала дипломатических усилий».
«Подчеркну, что я делаю ставку на сплоченность мирового сообщества государств, включая Россию и Китай. Действенность санкций будет тем сильнее, чем больше стран к ним присоединятся», – пояснила канцлер.
Напомним, что сейчас за жесткие санкции против аятолл выступают Париж, Лондон и, само собой, Вашингтон. Резко против – Москва и Пекин. Берлин всё время колеблется. Впрочем, при обсуждении очередной жесткой резолюции в Совбезе ООН это принципиального характера не носит – Германия, в отличие от названных стран, постоянным членом Совбеза не является. Зато в ЕС мнение немцев носит ключевой характер.
По всему выходит, что предложенный Берлином компромисс Вашингтоном принят. Буш и Меркель в рамках совместной пресс-конференции по итогам переговоров подтвердили, что иранскую проблему необходимо решать дипломатическим путем и на основе учета интересов всех держав, вовлеченных в процесс урегулирования.
«Мы будем продолжать работать совместно, чтобы решить иранскую проблему дипломатическим путем», – миролюбиво заявил Джордж Буш, заметив, что «Америке однозначно нужна помощь Германии».
При этом Меркель отметила, что «самым ясным сигналом иранскому правительству стали бы новые санкции, наложенные Советом безопасности ООН». И подобные инициативы находятся исключительно в его, Совбеза, компетенции, а использовать санкции стоит только в том случае, если не принесут результата «другие методы воздействия».
«Если переговоры представителей Ирана с представителем Eвросоюза господином Соланой не дадут результатов и если выводы МАГАТЭ останутся неудовлетворительными, нам придется задуматься о возможных дальнейших санкциях, при этом не только задуматься, но также обсудить и определить их», – резюмировала канцлер.
Таким образом, миролюбивую риторику Райс можно рассматривать как американскую часть обязательств, взятых на себя Бушем на переговорах с канцлером Германии. Что до немецких обязательств, Меркель свое слово сдержала.
В воскресенье – уже в Берлине – канцлер призвала рассмотреть вопрос об ограничении торговых отношений между странами Евросоюза и Ираном в качестве составляющей международных санкций в отношении ядерной программы Тегерана.
«Решение иранской ядерной проблемы требует объединенных усилий международного сообщества и в том числе обязывает Европу и Германию, в частности, рассмотреть пути дальнейшего ограничения торговли с Ираном», – заявила Меркель.
Ахмадинежад, таким образом, получил прямой намек. Если Тегеран продолжит упорствовать, экономические санкции со стороны Европы будут многократно усилены. Пусть это не будет являться полной экономической блокадой, пусть призыв Меркель не обязателен в ЕС к исполнению, но канцлер показала, что за недопущение очередной военной операции на Ближнем Востоке Германия готова платить, и Иран платить заставит.
С одной стороны, такие договоренности принесли объективный плюс. Белый дом, по крайней мере на словах, ставит на возможной военной операции крест.
С другой – администрации Буша все-таки удалось перетащить на свою сторону большую часть «старой Европы», ослабив в рамках обсуждения иранской проблемы доводы России, которая выступает категорически против новых санкций против Ирана.
Комментарии