Кругом враги. Половина россиян считают главными нашими недругами Латвию, Эстонию и Грузию
На модерации
Отложенный
Кругом враги. Половина россиян считают главными нашими недругами Латвию, Эстонию и Грузию
Официальный Тбилиси считает, что Москва режиссирует политический кризис в стране. Президент Грузии Михаил Саакашвили пытается сохранить контроль над страной и отбить атаку на себя со стороны оппозиции "дедовскими" способами, не найдя ничего лучшего, чем заявить, что попытка политического переворота в стране и отстранение его от занимаемой должности, предпринимаемые оппозицией, отвечают интересам России.
Стремление грузинского лидера свалить внутриполитические и экономические проблемы Грузии на внешнего врага в лице России еще раз доказывает, что так называемые "молодые демократии" на постсоветском пространстве пытаются активно эксплуатировать антироссийскую риторику и на удивление быстро находят по этому вопросу понимание со стороны простых граждан своих стран.
Рядовые россияне, как оказалось, так же последовательно движутся в том же направлении и все чаще высказываются в том смысле, что именно республики бывшего СССР в настоящий момент являются главными политическими противниками РФ. Куда приведет эта "антипатия" россиян к ближайшим соседям России и насколько оправдано жить в стране, сплошь окруженной недругами и супостатами?
Согласно социологическим исследованиям, ежегодно проводимым "Левада-центром", опрошенные граждане нашей страны считают, что самые близкие друзья России – это Белоруссия и Казахстан. Недружественные страны со значительным отрывом возглавляет Эстонии. Так считают до 60 проц респондентов. "Пальму первенства" в рядах недоброжелателей эта страна в 2007 г перехватила у Латвии, которую врагом посчитали 46 проц опрошенных. Остальные позиции в "первой десятке" недругов РФ таковы: Грузия /46 проц/, Литва /42 проц/, США /37 проц/, Украина /32 проц/, Польша /20 проц/.
А вот Иран и Ирак врагами Москвы считает незначительная доля респондентов – 9 проц. И такой результат в определенной степени дает основания полагать, что большинство россиян не видят угрозы по отношению к нашей стране со стороны Багдада и Тегерана, которые, как известно, входят в число главных политических и идеологических противников Вашингтона.
Возможно, мнение россиян о том, что Ирак и Иран – наши друзья, сформировалось исключительно в пику американской внешнеполитической доктрине, ведь США, как было указано выше, врагами считают более трети россиян.
Особо отметим, что впервые за все последние годы больше половины россиян считают "абсолютным" врагом России Эстонию. Понятно, что причиной этого стала история с "бронзовым солдатом", разразившаяся весной этого года. Скандал со сносом монумента Воину освободителю показал, во-первых, политическую маргинальность нынешнего руководства этой прибалтийской страны, а, во-вторых, доказал, что победа СССР в войне с фашисткой Германией остается, пожалуй, самым "честным" идеологическим звеном, объединяющим нынешнюю российскую власть со своими гражданами. Конфликт Москвы и Таллина "перекрыл" по своему накалу политические и экономические "страсти" между РФ с Латвией и Литвой /вопросы территориальных границ, экспорта энергоресурсов и прочее/.
По сравнению с 2006 г, в этом году число респондентов, "записавших" Украину в наши враги незначительно уменьшилось. Во многом это продиктовано тем, что в 2007 г Москва и Киев сумели избежать масштабного скандала, связанного с поставками нашего газа на Украину. Кроме того, текущим летом состоялось "вымученное" назначение Виктора Януковича премьер-министром. Правда, после недавних парламентских выборов и формирования "оранжевой коалиции" его позиции считаются более шаткими. Исходя из сценария дальнейшего развития событий, вектор отношений Москва-Киев может и изменить направление.
И, наконец, в 2007 г по сравнению с прошлым годом увеличилось число тех, кто считает Польшу недружественной по отношению к РФ страной. С этим мнением россиян трудно поспорить, если учесть, что Польша в последнее время втыкает палки колеса Москве в вопросах сотрудничества с Евросоюзом.
Это и "больной" вопрос с польским мясом, экспорт которого был два года назад запрещен в РФ, и упорство Варшавы по строительству Северо-Европейского газопровода из России в Западную Европу, и, наконец, проблема размещения американских ПРО в Польше. Не исключено, что после того, как вопрос о развертывании на территории Восточной Европы элементов ПРО будет окончательно пролоббирован Вашингтоном вопреки активному сопротивлению Москвы, эта страна в сознании большинства россиян будет прочно ассоциироваться с одним из самых недоброжелательных соседей РФ.
Для сравнения скажем, что в 2005 г опросы по поводу друзей и врагов России отличались большей толерантностью. В "черном" списке недоброжелателей присутствовали те же фигуранты – Латвия, Литва, Грузия, Эстония, которых врагами назвали чуть больше трети респондентов, но никак ни половина опрошенных, высказавших такое мнение в 2007 г.
Кроме того, в дружбе России и Украины усомнились два года назад только 5 проц, а в этом году число сомневающихся, как указывалось выше, возросло до 27 проц.
Краткий анализ этих данных позволяет сделать ряд интересных выводов. Апатичность населения по отношению к проблемам внутриполитического характера налицо. Народ, похоже, "не проснулся" даже в период предвыборной парламентской кампании, а вопрос выбора следующего президента страны, как говорится, "с легким сердцем" переложила на В.Путина, заранее солидаризировавшись с личным выбором нынешнего главы государства.
А вот внешнеполитический курс РФ, пожалуй, у россиян вызывает определенный интерес. Рядовые граждане, смирившиеся с тем, что они фактически не имеют доступа к вопросам проводимой властями политики, чувствуют колоссальную сопричастность с жесткой политикой властей, направленной против "супостатов" из-за границы, только и мечтающих о том, чтобы снова поставить сильную Россию на колени. Имперские амбиции живучи не только в высших эшелонах власти, но и на маленьких кухоньках "панелек" и "хрущоб".
Отчасти это продиктовано тем, что в течение последнего года президент страны сделал ряд принципиальных заявлений, которые позволяют очертить внешнеполитический вектор Москвы на ближайшую перспективу. Начав 2007 год со знаменитой "мюнхенской" речи, В.Путин продолжает доводить до сведения мировой политической элиты и западной общественности тезис о том, что с набирающей силу Россией обязаны считаться во всем мире.
Брутальный образ РФ наиболее болезненно воспринимается в стане бывших советских республик, ныне "молодых" демократий, которые очень драматично воспринимают, в частности, заявления Кремля о том, что им следовало бы более почтительно относиться к политике Москвы.
Отчасти виновато в том, что россияне считают наиболее недружественными прибалтийские страны, а также Грузию и Украину, само руководство этих стран, которое на волне антироссийской истерии решает свои политические задачи, а все неудачи в экономической сфере списывает на "козни" Москвы.
Удивительно, почему та же Украина, Латвия, Эстония, Литва или Грузия не хотят признать того факта, что они в части энергетического обеспечения фактически полностью зависят от российского газа. Западная Европа давно с этим не спорит, и, напротив, наращивает свое присутствие в энергетических проектах "под эгидой" "Газпрома". И если те же Германия и Австрия свои энергетические потребности обеспечивает в основном за счет российского газа, то это вовсе не означает, что Бонн и Вена, как говорится, "легли" под Москву.
Издержки "становления демократии" сегодня переживает, как известно, Грузия. Михаил Саакашвили уже нашел "российский след" в действиях оппозиции, не обращая внимания на такие "мелочи", что накануне его политические противники также обвиняли его в "связи с Кремлем". Очевидно, в следующем году опрос покажет, что самым недружественным России государством стала Грузия. Если, конечно, какое-нибудь иное внешнеполитическое событие не перебьет "антигрузинский тренд".
Комментарии