Ядовитая нефть

Кризис случился в том числе из-за шока от высоких цен на нефть. Следующий шок наступит, если стоимость барреля достигнет $130

В работе, представленной в Брукингском институте весной, я проанализировал с учетом новых данных прогнозную точность формулы, которая связывает фактический ВВП США с историческими значениями ВВП и нефтяными ценами (впервые она была опубликована в 2003 году).

ЭКОНОМИКА СЛЕДУЕТ ЗА НЕФТЬЮ


Синяя линия на графике – прогноз динамики американского ВВП, сделанный в октябре 2007 года лишь на основании исторических данных о ВВП вплоть до третьего квартала 2007 года. По сути, эти оценки получены путем простой экстраполяции прежних тенденций.

Желтая линия – это прогноз, который опирается не только на данные о ВВП до третьего квартала 2007 года, но и на информацию о том, что происходило с ценами на нефть в период с четвертого квартала 2007 года до третьего квартала 2009 года. Если бы вы исходили из того, что на экономику влияют лишь цены на нефть, то ждали бы дна кризиса в первом квартале 2009 года, нулевой динамики ВВП с первого по второй квартал и возобновления нормального роста в третьем квартале.

Именно такой до сих пор и была траектория фактического ВВП, хотя дно, достигнутое во втором квартале 2009 года, было на 0,5 – 2% ниже, чем можно было ожидать, опираясь лишь на данные о нефтяных ценах.

Я не сомневаюсь, что проблемы на финансовых рынках сыграли более существенную роль в резком обвале производства в четвертом квартале 2008 года и первом квартале 2009-го, чем цены на нефть. При использовании других подходов к оценке влияния нефти на глубину спада, проанализированных в моем исследовании, степень этого влияния оказалась бы менее существенной, чем можно судить на основании нашего графика.

С другой стороны, все рассмотренные в работе модели указывают на то, что нефть оказала значительное влияние на экономику на начальном этапе спада, и сложно отрицать, что финансовый кризис усугубило то, что к моменту краха Lehman в сентябре 2008 года в США уже в течение трех кварталов продолжалась рецессия.



СЛЕДУЮЩИЙ НЕФТЯНОЙ ШОК

Что все эти расчеты говорят о будущем – в тот момент, когда цены на нефть вернулись к $80 за баррель?

Зависимость, на основе которой был построен приведенный выше график, указывает на существование порогового эффекта – следующий нефтяной шок начнет оказывать разрушительное воздействие не сразу. Цены на нефть должны превысить $130, прежде чем вновь начнут влиять на рост ВВП.

С другой стороны, в исходном исследовании, в котором была выведена эта зависимость, признавалось, что имеющиеся данные не дают возможности сделать однозначный выбор в пользу одного из правдоподобных нелинейных вариантов. Другие модели, рассмотренные в моей работе, предполагают наличие простой линейной зависимости, в соответствии с которой недавний рост цен на нефть уже должен был начать оказывать давление на расходы компаний и домохозяйств.

Еще одна величина, которую, как мне кажется, важно принимать во внимание, – это доля затрат на энергоресурсы в бюджете среднестатистического американского потребителя. Она значительно снизилась в 1990-х годах, и многие потребители смогли игнорировать умеренные колебания цен на энергоносители. Если же доля затрат на энергоресурсы превышает 6%, цены становятся более весомым фактором.

Минувшим летом этот показатель достиг пика на уровне 6,8%, однако позже из-за падения цен на энергоносители снизился до 4,7%. Новый скачок цен на нефть этим летом привел к росту доли затрат на энергию почти до порогового значения – 5,4% в сентябре.

С сентября цены на нефть выросли еще на 15%.